Выпуск №14 Страницы: 123456789

Чудеса Крыши мира

Большинство людей полагают, что Тибет — это суровый пустынный малопривлекательный край. На самом же деле южная часть Тибета может похвастаться огромным количеством живописнейших озер. Сегодня о них и пойдет речь.

Первое озеро, о котором мы поговорим, входит в число четырех священных и почитаемых тибетцами озер - Ямджоюм-Цо, Ямдок (кит. 羊卓雍錯). Это озеро известно как озеро с «самой красивой водой в мире», его название дословно переводится как «Яшмовое озеро на верхнем пастбище», а в устах тибетцев оно означает «Бирюзовые серьги богини». С большой высоты озеро похоже на серьги, зажатые со всех сторон горами, а под солнечными лучами вода приобретает различные оттенки зеленого и синего, откуда и пошло удивительное название. На одном из десяти островов озера находится старый монастырь Самдинь — единственный во всем Тибете монастырь с настоятельницей женщиной. В этом монастыре некогда жила единственная женщина-лама в Тибете — Турче Памо (Дорчжэ Пагмо). А на другом острове расположена крепость дзонг Педе.

Местные жители считают озеро настоящим талисманом Тибета, и верят в предание — что когда Ямдок высохнет, Тибет станет необитаем. А еще вода считается, что вода обладает мистическими целебными свойствами.

Второе священное озеро — Нам-Цо, Намцо - самое высокое в мире соленое озеро. На тибетском языке «нам-цо» означает «Небесное озеро», на монгольском и маньчжурском языках оно произносится «Тенгри-нор». Тибетцы говорят, что Нам-цо — это кусочек неба на земле, и связывают несколько легенд с существованием этого озера. Согласно одному поверью, Намцо - это дочь Сакра-деванам-индры, жена бога гор Ньенчен-Тангла. Выданная замуж молодая девушка не смогла перенести суровый климат и одиночество, и бросилась в озеро со своими драгоценностями. До сих пор верят, что на дне можно найти настоящие сокровища. Другая легенда прямо противоположна вышесказанной - Намцо и Ньенчен-Тангла были влюблены друг в друга, жили вместе и были крепко связаны. Намцо полностью полагается на своего друга-возлюбленного, потому что именно его холодные и чистые снега, тая под солнцем, наполняют озеро.

Третье озеро - Лхамола-цо, Лхамо Ла Цо. Тибетцы называют его «озером богини Тары» - воплощением облика «небесной девы счастья» и местом, где находится ее душа, потому что по форме озеро напоминает голову. Озеро окружено горами, на высоте вечного снега, до него трудно добраться, и от этого его религиозная ценность только возрастает. Поговаривают, что после достижения нирваны далай-ламы и панчен-ламы должны прийти к озеру, чтобы в его водах увидеть отражение следующего воплощения божества — мальчика. А простые люди, бросив в озеро какую-либо драгоценность, затем могут подняться на гору и увидеть всю свою прошлую и будущую жизнь в цикле перерождений.

Последнее из священных озер — это озеро Манасаровар (Живая вода) (по-тибетски Мапхам Юм-тсо) — «Непобедимое озеро», неразгаданная тайна Тибета. Оно очень известно благодаря тому, что находится рядом с горой Кайлас в паре с озером Ракшас. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Поэтому на санскрите название озера «Manas sarovara» образовано от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). Озеро Манасаровар является самым высоко расположенным на Земле водоемом с пресной водой. По религиозным представлениям, озеро вместе с обителями символизирует образ великого Колеса жизни с восемью спицами. Для тибетцев Кайлас - жилище бога Демчога, а Манасаровар - место обитания его подруги и утешения, богини Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют мудрость и сострадание, делая Кайлас и Манасаровар идеальной священной парой: мужское и женское начала, отец-небо и мать-земля. Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. На берегах озера расположены восемь монастырей, самый крупный из которых называется Чиу Гомпа.

Соседнее с Манасароваром озеро Ракшас Тал (по-тибетски, Лханаг Цо) (Великое черное или Дьявольское озеро) пользуется меньшей популярностью у паломников. Неудивительно: оно названо по имени отряда поедающих плоть демонов, ракшасов, которые, как утверждается в индуистской мифологии, обитают в его водах. Вода здесь соленая, серого цвета, «мертвая». Здесь нет ни рыбы, ни водорослей. В паре озеро Манасаровар и Ракшас Тал символизируют свет и тьму, так как озеро Манасаровар имеет округлую форму, а Ракшас тал — форму полумесяца.
И, на сладкое у нас осталось озеро Кукунор и его загадочная легенда. Озеро Тишог-Джалмо, более известное как Кукунор (Цинхай- кит. 青海) — самое большое (не путать с высотой в случае с озером Нам-Цо) бессточное соленое озеро Центральной Азии. В переводе с оригинального языка — Синее море; Сокпо Цо Нон-по —«Синее озеро» по-тибетски. Если верить местным легендам, в озере некогда обитало животное лумо (klu mo) — водяная змея, которую называли «королевой змей лечебного озера». Несколько скалистых островков расположены возле южных берегов озера, а самый крупный — в середине западной половины озера. Тибетцы называют его Цо-ньин — «сердце озера», китайцы — «остров жеребенка дракона» (верят, что от лумо несколько кобыл произвели потомство).

А вот какую легенду связывают с озером Кукунор: «Давным-давно, один из тибетских царей вздумал построить в Лхасе храм в честь Будды. Несколько тысяч людей трудились целый год, но когда здание было почти готово, оно вдруг. Работу начали снова, но храм опять рухнул, это же повторилось и в третий раз. Тогда царь обратился к одному из гыгенов за помощью, на что пророк сказал, что в далеких странах Востока есть святой, которые знает особую тайну. Тибетский царь выбрал ламу и послал его искать святого. Лама объездил почти все буддийские земли, но нигде не мог найти нужного человека. В конце концов посланник решился возвратиться домой и на обратном пути проезжал степи на границе Тибета с Китаем. Здесь у него сломалась пряжка у подпруги седла, и путник, чтобы починить ее, зашел в юрту, видневшуюся невдалеке. В юрте он увидел слепого старика, который предложил ему взять новую пряжку от собственного седла. Затем старик пригласил ламу пить чай и стал расспрашивать гостя. «Да, мы счастливы, - сказал старик, - что имеем много прекрасных храмов, каких нет в Тибете. Там напрасно принимаются строить большой храм; это здание никогда не устоит, потому что в том месте, где хотят его воздвигнуть, находится подземное озеро, которое колеблет почву. Только ты должен хранить этот секрет в тайне, потому что если кто-нибудь из тибетских лам его узнает, тогда воды подземного озера придут сюда и погубят нас».

Только старик окончил речь, как путник объявил, что он именно есть тибетский лама, сел на свою лошадь и ускакал. Старик испугался и начал звать о помощи, и когда, наконец, пришел один из его сыновей, старик велел ему догнать ламу и отнять у него язык. Но слово «хылэ» по-монгольски означает язык у человека или животных и также язычок в пряжке подпруги. Поэтому, когда посланный догнал ламу и объяснил ему, что его отец требует возвратить «хылэ», тот отстегнул взятую у старика пряжку и отдал ее. Сын возвратился к отцу, и когда последний узнал, что привезена пряжка от подпруги, то воскликнул: «Такова, вероятно, воля божия, теперь все кончено, мы погибли!» Действительно, в ту же ночь раздался страшный подземный гул, земля раскрылась, и из нее полилась вода, которая вскоре затопила обширную равнину, так родилось озеро Кукунор».

Выпуск №14 Страницы: 123456789