Боги тибетского буддизма

Тибетские боги — это символы душевных состояний человека. Что интересно — на Тибете нет мифов о сотворении мира, нет бога-творца. Но тибетцам известно представление об Абсолюте — Ади-будде (Первоначальном будде), соединяющем в себе всю духовную силу будд, богов и духов.

Изображения Ади-будды синего цвета — в Индии этот цвет считается признаком небожителя. Ади-будда и другие подобные ему боги Ваджрадхара м Ваджрасаттва символизируют единство женского и мужского начал вселенной. Они совсем не являются буддами в том смысле, какой имело это слово в первоначальном буддизме — «человек, достигший Просветления». Такие боги, как Ади-будда, - это чистые космические принципы, приближаясь к которым можно достичь Просветления. Буддист постигает абсолют постепенно, созерцая образы богов, являющихся тем или иным его проявлением. Система этих проявлений строго иерархична, т.е. представляет собой лестницу, на высшей ступени которого находится Ади-будда; далее идут будды созерцания, земные будды, идамы, бодхисатвы, дакини, дхармапалы и духи.

Дхьяни-будды («будды созерцания»).
Изначальный Ади-будда порождает из себя будд пяти направлений, которых называют буддами созерцания. По легенде, в момент их возникновения, Ади-будда пребывал в состоянии созерцания и творил их своей мыслью. Пять дхьяни —будд — это вселенские сущности, воплощающие все мироздание. Каждый из них проявляется в мире, принимая форму богов и земных будд. Достичь самого дхьяни-будды (т.е достичь высочайшего мира, где он обитает, или, говоря точнее, того возвышенного состояния собственного духа, которое символизирует дхьяни-будда) могут только будды и великие святые в глубокой медитации.

Центральный дхьяни-будда — Вайрочана («Сверкающий»); его стихия — пространство, цвет — белый. Обычно он изображается с руками, поднятыми на уровень груди. Обитель Вайрочаны — Акаништха, высший и наиболее совершенный из миров. Некоторые школы буддизма отождествляют Вайрочану с Ади-буддой.

Восточный дхьяни-будда — Акшобья («Невозмутимый»). Его стихия — воздух, цвет — синий. Он — владыка восточного рая, мира, где благочестивый в земной жизни человек рождается полубогом и совершенствуется в постижении буддистского учения, приближаясь к Просветлению.

Южный дхьяни-будда — Ратнасамбхава («Тот, из которого возникают драгоценности»). Но при этом Ратнасамбхава — бог не материального богатства, а духовного, он дарит не дорогие вещи, а драгоценные знания. Его стихия — огонь, цвет — желтый.


Западный дхьяни-будда — Амитабха («Неизмеримый свет»). Его стихия — вода, цвет — красный (символ блага). Он сидит в позе созерцания (соединенные руки лежат на коленях). Амитабха воплощался среди людей в образе основателя буддизма Будды Шакьямуни, в образе Авалокитешвары, а также в образе монгольского бога Аюши — божества здоровья и долголетия. Другое воплощение этого божества — Амитаюс («Неизмеримая жизнь»). Амитаюс изображается в одеждах индийского принца — как бодхисаттва, а не как будда — и держит в руках чашу для подаяния, из которой растет Дерево Жизни.

Амитабха — владыка западного рая Сукхавати («Счастливая страна»), образ которого в последние несколько столетий очень популярен среди буддистов. О Сукхавати говорится, что все там состоит из драгоценных камней, золота и серебра (они символизируют не богатство, а чистоту, красоту и совершенство), там нет ничего неприятного на вид, ничего дурного по сути, там всюду блистает свет Амитабхи. Сукхавати может достичь благочестивый человек в своей следующей жизни — он рождается там, словно божество — из цветка лотоса.


Северный дхьяни-будда — Амогхасиддхи («Неизменно удачливый»). Его стихия — земля, цвет — зеленый; левая рука лежит на коленях, правая поднята на уровень груди (знак бесстрашия). Воплощением Амогхасиддхи среди людей станет будда грядущего — Майтрейя, которого обычно изображают в одежде бодхисаттвы, сидящим на троне не в позе лотоса, а по-европейски, с опущенными ногами. Это знак того, что он спешит к людям. Женская ипостась Амогхасиддхи — богиня Тара.

Земные будды.
Следующую ступень в иерархии богов Тибета занимают земные будды. Среди них первое место занимает Будда Шакьямуни и его ученики, а также великие философы — Нагарджуна, Падмасамбваха, Атиша, Цзонхаве, далай-ламы и другие.

Почитаются также и группы будд: тысяча будд, которые должны прийти в течение нынешнего мирового периода — кальпы, длящегося более 8 млрд. лет. Будда Шакьямуни — четвертый из них, тысяча статуэток этих будд служит фоном статуям других богов в алтарях некоторых храмов; 35 будд сострадания; будды десяти сторон света (четырех основных, четырех промежуточных, зенита и надира). Основное место среди тысячи будд занимают Манле — покровитель медицины — и его спутники. Буддисты верят, что если человек неустанно молится Манле, то в одной из ближайших жизней сможет достичь нирваны. Манле изображается в традиционно одежде будды; его тело — синее, в правой руке он держит листья целебной травы.

Идамы («желанные боги»).
Идамы — это боги-покровители тех или иных разделов тантрического учения. Могуществом они лишь немного уступают дхьяни-буддам. Различают идамов милостивых, полугневных и гневных. Милостивые, как правило, изображаются сидящими, у них за спиной в форме ровного круга разливается спокойное сияние (таков Гухьясашадха — владыка тайной мудрости). Полугневных идамов изображают стоящими, при этом внешняя часть их сияния полыхает языками пламени. Такими изображены Хеваджра, Самвара, Калачакра. Гневные идамы также стоят, их сияние - это сплошное пламя, волосы от ярости подняты дыбом — таков облик Ямантаки и Хаягривы. Гнев идамов направлен на то, что препятствует достижению Просветления — невежество, ложные устремления, негативные эмоции и людей, мешающих другим на пути совершенствования. Все идамы обычно изображаются с тремя головами и всегда с тремя глазами на каждой голове — они видят прошлое, настоящее и будущее. Идамы многоруки — это символ их могущества.

Бодхисаттвы.
Слово «бодхисаттва» буквально означает «тот, чья сущность Просветление». Так называют тех, кто достиг Просветления, но отказался уйти в нирвану, пока во вселенной остается хоть одно живое существо, нуждающееся в спасении.

Первое место среди бодхисаттв занимает Авалокитешвара («Бог, смотрящий вниз») — символ сострадания и милосердия. Он часто изображается одиннадцатиголовым. Согласно легенде, однажды бодхисаттва взглянул с небес на землю и увидел людские страдания, и от вида чужой боли его голова раскололась на одиннадцать частей. Земным воплощением Авалокитешвары считаются все далай-ламы.
Столь же чтимым изображением Авалокитешвары считается четырехрукий сидящий бодхисаттва: две его руки молитвенно сложены, в двух других он держит четки и лотос. Это изображение считается олицетворением самой известной у буддистов мантры — ом мани падме хум. Тот, кто произнесет эту мантру сто тысяч раз, обретет Просветление.

Среди других бодхисаттв почитают Манджушри. Его гневная ипостась — Ваджрапани («Рука, держащая ваджру»): символ силы, позволяющей преодолевать невежество. По легенде, Ваджрапани был одним из учеников Шакьямуни; он — покровитель змей-нагов, которые слушали первые проповеди Будды. Тибетцы считают Ваджрапани владыкой погоды (змея — символ дождя). Если Манджушри ведет к просветлению в основном через знания, через постепенное постижение обретение мудрости, то Ваджрапани связывается с идеей мгновенного озарения, практикой медитации, с предельным напряжением душевных сил, ведущим к внезапному.

Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани — сострадание, мудрость и сила духа — составляют как бы «буддистскую троицу».

Дакини («воздушные духи»).
Женские божества дакини являются то в образе прекрасных дев, то безобразными старухами, то полуженщинами-полуживотными. Многие дакини — это женские ипостаси мужских божеств. Например, дакини Ваджраварахи («Алмазная свинья») - женская сущность Самвары. Она — покровительница тибетского монастыря Ямдок, отличающегося строгим уставом. Ее часто изображают с двумя головами - человеческой и кабаньей. Все дакини изображаются обнаженными, их тело покрывают только бесчисленные драгоценности. В руке дакини держат жезл с несколькими нанизанными на него человеческими головами или черепами; на головах у них короны их черепов; в руках габала — чаша, сделанная из черепа и наполненная кровью, и ритуальный нож. Боги не случайно изображаются с таким количеством ужасной атрибутики. Во-первых, образ смерти должен постоянно напоминать буддисту о неотвратимости кончины, во-вторых, эти символы должны вызвать у человека отвращение к собственному телу, ибо привязанность к телесному, согласно учению Будды — препятствие на пути к Просветлению.

Дхармапалы — «хранители учения».
Иногда их называют докшитами — «ужасными палачами». На первый взгляд эти существа могут показаться демонами, но они враждебны только к тем, кто совершает дурные, греховные поступки. Для благочестивых людей докшиты — могучие защитники. Их облик символичен — оскаленные пасти, злобные лица, мощные мускулы. На шее у них висят несколько змей — символы зла и гордыни; дхармапалы изжили в себе эти качества и помогают людям избавиться о них. Список дхармапал включает в себя многих богов добуддистского происхождения, гневных идамов (Ямантаку и Хаягриву) и некоторых бодхисатв (Ваджрапани). Обычно говорят о восьми дхармапалах, но состав этой восьмерки может меняться. Кроме уже названных в нее входят Лхамо (хранительница тайн жизни и смерти), Джамсаран (добуддистский бог войны — пожирает легкие и сердце врага веры), Черный и Белый Махакала (помогают преодолевать препятствия на пути к вере), Кубера (иначе — Вайшравана — бог богатства) и Яма (индийский бог смерти).

Локапалы и другие духи.
Нижнюю ступень в лестнице богов занимают всевозможные духи, как правило добуддистского происхождения. Таковы локапалы (хранители сторон света — севера, юга, востока, запада), божества различных священных мест. На той же ступени стоят и наги (полулюди-полузмеи), которым проповедовал Будда Шакьямуни.

К этой же группе относится божественная птица Гаруда — орел, враг змей (враг гордыни и любого зла). Взлетающий Гаруда символизирует человеческий разум, стремящийся к Просветлению, поэтому троны богов и святых нередко украшены изображением Гаруды.

Таковы основные боги тибетского буддизма, хотя на самом деле их гораздо, гораздо больше. Вне монастырских стен нет четкой границы между буддистскими богами и местными духами-хранителями, их одинаково почитают и им одинаково молятся, желая достичь Просветления и достигнуть заветной нирваны.