Линь Ян Шо
{{flash.message}}

История Поднебесной - Западная Чжоу

Сообщений: 19
АвторПост
Старший мастер
02.10.2011 20:08

Настало время для новой лекции по истории Поднебесной. Впереди был рассказ о династии Чжоу, который вряд ли удастся уложить в рамки одного занятия, потому что именно в этот период Китай стал таким, каким о нем думают, вспоминая многовековую культуру. Западная Чжоу пришла на смену царству Шан, и в этот период стали закладываться основы государственности, а также философских и культурных традиций Поднебесной.

Каждый китаец считает, что по линии времени он движется спиной вперед. То есть прошлое время обозначается как «передо мной», а будущее – «за спиной». И любой китаец понимает, что так правильнее, потому что свое прошлое он видит, а в будущее идет слепо, предпочитая лишний раз на него не загадывать. Путь умнее идущего. А вот историю и традиции следовало знать и почитать.

Мастер ждал учеников в одной из комнат Храма Будды, где на полу были расстелены циновки. Он сидел перед низким столиком, на котором лежало несколько свернутых свитков и ещё какие-то предметы, накрытые хлопковой тканью, чтобы не отвлекать внимание раньше времени.

Был холодный зимний вечер. Солнце зайдет не скоро, и поэтому сейчас его лучи пробивались в окна комнаты, окрашивая пол золотистыми солнечными зайчиками. Небо было ясным – зима на Тибете является периодом засух.

Начало занятия – 04.10.11 ближе к ночи. Игровое время – зима, 18:00.

Младший мастер
03.10.2011 11:41

На улице было морозно, даже днем Солнце почти не грело, несмотря на то, что было очень близко и почти не пряталось за облака. Порой Юэ казалось, что климат на Тибете похож на тот, который на далеких необитаемых планетах. Зимой это ощущение становилось особенно сильным – растения высыхали от засухи, оставались только те, что росли на территории монастыря, воды в ручьях и реках становилось мало, а ночи были жуть какие холодные. В зверином облике спасал густой теплый подшерсток, в человеческом поверх тренировочной формы нужно было надевать теплую шерстяную куртку.

Юэ поклонилась перед входом в Храм Будды, сложив руки в молитвенном жесте и поднеся их ко лбу. Она почувствовала, что кончики пальцев стали холодными, хоть от жилого корпуса до храма было идти всего ничего. А внутри было тепло и чувствовался запах благовоний и свечей. Юэ прошла через главный зал храма, почтительно поклонилась статуе Будды Шакьямуни, после чего направилась в ту комнату, где должно было пройти занятие по истории. Пока не пришел никто кроме мастера, и будущая воительница почувствовала, что гордится своей маленькой победой – она не просто не опоздала, она пришла раньше других.

- Здравствуйте, сифу Ньяо, - произнесла Юэ с вежливым поклоном.

Она села на одну из циновок в первом ряду, сняла куртку и положила её рядом с собой, потому что в комнате было тепло.

A soldier on my own, I don't know the way
I'm riding up the heights of shame
I'm waiting for the call, the hand on the chest
I'm ready for the fight, and fate.
Обитатель
03.10.2011 16:14

Прошлая лекция - о царстве Инь - была более чем интересной, и Игорь, услышав о новом занятии, даже не сомневался в том, что на него надо пойти. Китайская история по-прежнему во многом оставалась загадочной, и вряд ли кто сможет рассказать о ней лучше, чем родившийся в Поднебесной мастер.
На этот раз Серов оказался не первым - пусть и не последним, лишь вторым. Он это воспринял спокойно: главное, что не опоздал, а в каком порядке прийти... имеет ли это значение?

Опередившая его была относительно знакома - Игорь помнил, что ее зовут Юэ, она сестра Луна, и одна из монастырских тигров. Пожалуй, это было все, сам Серов с ней практически не общался.
Что ж... будет интересно послушать ее мнение об исторических событиях.

- Добрый день, сифу Ньяо, - учтиво поклонился Игорь и занял удобное место, не забыв вежливым кивком приветствовать и соученицу.

Ученик
03.10.2011 18:00

История Поднебесной... Наверняка, это должно быть очень интересно.
Лаура брела к Храму, кутаясь в куртку и размышляя на предмет того, зачем она идет на этот урок. Ранее девочка никогда не интересовалась историей, ей по уши хватал общеобразовательнного курса, который их заставляли учить в школе. А при особой любви к естественным наукам, ирландка не питала никакой к гумманитарным. Ну, хотя относилась к ним теплее, чем к точным. И все же, сейчас ее жизнь круто изменилась. Она жила не где-нибудь, а в монастыре. И не просто монастыре, а монастыре Тибета. И иногда Лауре казалось, что она обладает недостаточными знаниями длятого, чтобы считаться здесь полноправной ученицей.

Девочка зашла в Храм, прошла до назначенной для занятия комнаты и вошла внутрь. Первой она не была. Руки уже привычно сложились лодочкой:
- Добрый день, сифу Ньяо. Добрый день.
Второй, более короткий поклон был адресован Юэ, которую Лаура неизменно встречала на всех уроках, которые посещяла, и молодому человеку. Ирландка скинула куртку, аккуратно устроила ее на полу и сама тоже устроилась на циновке.
Она надеялась, что рассказ или лекция ей понравятся. А еще - что спрашивать ни о чем не будут. Знания Лисканти о Поднебесной были весьма отрывочны.

Старший мастер
04.10.2011 20:22

Это занятие Цири ждала, несмотря на то, что историю в принципе любила не очень. Ну, точнее, почти не любила. Просто необходимо знать историю страны, в которой живешь, в которой живет твой муж и в которой растут твои дети. Поэтому англичанка отложила все свои дела, торжественно заявила, что идет "учиться", и ушла. Храм в последнее время стал тем местом, где англичанка, по случаю соответствующего холодного сезона, проводила гораздо больше времени, чем на улице. Не потому, что она боялась холода, а потому, что она любила тепло, а в Храме, помимо прочего, была еще и библиотека, полная интересных книг.

Цири поднялась по ступенькам, прошла в Храм, и сразу же повернула в комнату, где должно было сегодня проходить занятие. Поприветствовав сифу Ньяо, с которым лично не общалась, но была наслышана как о человеке чрезвычайно мудром и опытном, Грей приветственно поклонилась присутствующим и заняла свободную циновку неподалеку от Игоря, ученика Шири. С ним Цирилла тоже сталкивалась только на занятиях, преимущественно по воде и по телекинезу. А еще Кирилл часто упоминал своего лучшего друга. Да и вообще, очень толковый молодой человек, спокойный, рассудительный, прямо приятно посмотреть.

Цири поняла, что слишком пристально рассматривает юношу, после чего опустила глаза в пол перед собой, сложила руки на коленях и приготовилась ждать начала занятия. Судя по времени, долго ждать не придется. Если только кто-нибудь не опоздает.

Кошка.©
Старший мастер
04.10.2011 22:16

Учеников собралось немного, и никто из них не учился в обычной китайской школе, из чего Ньяо смело сделал вывод, что рассказывать о династии Западная Чжоу придется аудитории, которая к этой теме подготовлена не очень хорошо.

- Здравствуйте, рад, что история Поднебесной вызвала у вас интерес, - произнес мастер, после чего приветствовал учеников коротким поклоном. – Сегодня мы будем говорить о династии Чжоу, том её периоде, который называется Западная Чжоу. Период Чжоу в истории Китая славится тем, что именно в это время сформировались те культурные традиции, которые и по сей день ассоциируются с Китаем. Каллиграфия, живопись, первые литературные памятники, музыка, философия и так далее. Западная Чжоу – это период с 1046 до н. э. по 770 до н. э..

- Начало династии связано с падением царства Шан в битве при Муе, о которой я рассказывал в прошлый раз. Первым правителем в этой династии был У-Ван, которого традиционно считают мудрым и добродетельным правителем. Он выполнил предсмертную волю отца, победив династию Шан. Также в период его правления прославился Цзян Цзыя, бывший при У-Ване премьер-министром. Он же был мудрым военным стратегом, что отражено, к примеру, в трактате Гуань-цзы при описании военной стратегемы №15 «сманить тигра с горы», - Ньяо посмотрел на один из свитков, но решил, что ученикам в этом отрывке может многое быть непонятно.

– Примечательно, что этот мудрец изначально занимал высокий пост при правителе династии Шан, но он предал прежних правителей, поддержав династию Чжоу. За преданную службу уже новым правителям Цзян Цзыя, которого прежде звали Лу Шан, получил царство Чи и почетный титул. Учитывая, как много времени прошло, сложно сейчас сказать, что является правдой в рассказах об этом человеке, а что – нет. Известно, что последний правитель царства Шан был тираном, многие авторы говорили о его алкоголизме. Кроме того, положение в стране было тяжелым из-за коррупции, классового расслоения и очень высоких налогов. В то же время не вызывает сомнений, что Цзян Цзыя был мудрым человеком и хорошим стратегом. Что вы думаете о его поступке как в отношении правителя Шан, так и в отношении страны в целом?

Обитатель
04.10.2011 23:27

Любопытно - новое государство началось с крушения прежнего. Вполне логично, не в одном Китае так было. Вот разве что ситуация с мудрецом, перешедшим на другую сторону, выделяла случившееся из ряда подобных ситуаций.
Признаться, Игорю было весьма интересно - что это за манящая тигров стратагема, но задавать вопрос сейчас было бы не слишком к месту, лекция все-таки не тактике посвящена. Потом можно будет уточнить у сифу Ньяо.
А вот вопрос мастера был вполне ожидаем, и ответ на него был не таким тривиальным, как могло бы показаться изначально. Взвесив возможные варианты, Игорь подобрал нужные слова и заговорил:

- Тут трудно судить, не зная полностью всего, что было... однако если царство Шан шло к упадку, и правитель лишь вел его к падению, то долг советника состоял в том, чтобы не допустить страданий народа. Правитель может быть жестким, у него может быть немало недостатков - но он может компенсировать их заботой о стране, а здесь, как понимаю, такого не наблюдалось. А при династии Чжоу положение изменилось, если я верно понял?
Он помедлил, прежде чем продолжить - проблема все-таки была непростой.
- Разумеется, легко одобрить предательство того, кому клялся в верности, нельзя. Но... сифу Ньяо, как вы сказали, Цзян Цзыя, - Игорь едва не запнулся на хитром имени, - был и политиком, и стратегом, и мудрым человеком в целом. Я не могу, конечно, знать точно - но предположу, что он тщательно взвешивал все возможные варианты, и решил покинуть своего сюзерена только когда стало ясно - с царством Шан этим землям хорошей жизни не будет. Возможно, старался повлиять на правителя или что-то изменить в стране, но не преуспел в этом и принял тяжелое решение.

Младший мастер
05.10.2011 10:09

Юэ плохо знала историю, но понимала, что учить её нужно, и потому старалась не отвлекаться, когда сифу Ньяо начал рассказ о династии Чжоу. Её больше интересовало то, что он сказал о стратегеме, но урок был посвящен другой теме. Он задумалась над прозвучавшим вопросом, затем с интересом выслушала предположение Игоря. Если этот мудрец давал клятву своему вождю, мог ли он предать, даже ради какой-то особой цели? Даже если от этого становилось лучше народу? Кому он тогда служил?

Эти вопросы были важны самой Юэ, Западная Чжоу была давным-давно, и память о деятелях тех времен значила для юной тигрицы меньше, чем те принципы, которыми нужно руководствоваться при службе родному клану. Кому служила Бо-джи? Вождю или тиграм? Она ослушалась приказа, рискуя своей жизнью, потому что так было лучше и для вождя, и для клана. А если бы ей пришлось выбирать? Юэ подумала, что не решилась бы задать такой вопрос наставнице. Хороший правитель – это тот, кто может сохранить порядок, даже если для этого придется быть жестоким. Если придется жертвовать несколькими жизнями, чтобы всем остальным было хорошо, это можно оправдать. Если ради того, чтобы нескольким людям было хорошо, должны страдать многие, это неправильно. Но можно ли в этой ситуации предать своего правителя?

- Сифу Ньяо, - Юэ посмотрела на мастера, чуть нахмурив брови. – Этот Цзян Цзыя ушел открыто, или тихо предал своего правителя? Это важно. Если он считал, что правитель Шан поступает неверно, он мог открыто отказать ему в поддержке, либо даже вызвать его на честный бой. Если же он действовал за спиной своего вождя, тихо его предав, я считаю, ему нет оправданий. Даже если от этого стало лучше всем, Цзян Цзыя поступил не по чести, - уверенно сказала будущая воительница.

A soldier on my own, I don't know the way
I'm riding up the heights of shame
I'm waiting for the call, the hand on the chest
I'm ready for the fight, and fate.
Ученик
05.10.2011 12:18

Если бы Лаура считала позволительным, она бы сейчас ввела глаза к носу, в кучку, как говорила одна из ее репетиторов, изображая полное недоумение. В какой-то миг девочка пожалела, что пришла на занятие по Истории поднебесной, слишком много сложных имен и запутанных ситуаций. Впрочем, отступить было бы не честно, поэтому ирландка собралась, стиснула мысленно зубы, и заставила себя вникать в каждое сказанное слово – как учителя, так и уже отвечающих учеников.

Ответ парня ей понравился – он был логичным и продуманным, с ее точки зрения. А вот когда начала отвечать Юэ, Лау мысленно вздохнула – ну вот, опять она со своими принципами и честью воинов клана лезет. Девочка очень лояльно относилась к чужим заморочкам, но не всегда любила, когда их выставляют напоказ. Поэтому слушала Юэ она весьма скептично.

Впрочем, кажется, наступил ее черед отвечать:
- Сократ сказал, что высшая мудрость — различать добро и зло. Вы сказали, что Цзян Цзыя был мудрым человеком. Возможно, он смог понять, что дальнейшее служение правителю династии Шан станет злом, и предпочел уйти с этого пути. Это, мягко говоря, неприятно для правителя, но, наверняка, весьма благоприятно для страны и ее населения.

Старший мастер
07.10.2011 16:00

- Каждый человек ищем место, где ему бы было хорошо, - ответила Цирилла, когда наконец, дождалась своей очереди держать ответ. Конечно же, перед этим она выслушала всё, что скажут остальные, чтобы на их фоне сформировать своей конечное отношение к поступку предателя. - Мы не знаем всей правды, чтобы оценивать поступок Цзян Цзыя по меркам "хорошо-плохо", и вообще, любое историческое событие нужно разбирать с нескольких сторон, потому что всегда есть и отрицательные, и положительные стороны. Что если Цзян Цзыя был, например, опытным прорицателем и видел разрушение государства, но по каким-то неясным нам причинам не смог повлиять на этот процесс? Тогда совершенно нелогично обвинять его в предательстве, ведь он обезопасил, в первую очередь себя, чтобы его мудрость не погибла с гибелью государства. И раз уж о нем сначала говорят как о герое и только потом - как о предателе, он действительно был очень мудрым человеком.

Цири ответила немного путано, но она надеялась, что смогла обозначить свою точку зрения. Лично она не считала предательство чем-то уж очень страшным, как, например, Юэ, прекрасно понимая, что обстоятельства бывают разные. Конечно, неприятно, да, но в итоге начинаешь относить ко всему...равнодушно. Вполне вероятно, что это так влияла на нее кошачья ипостась, которая была слишком своенравна, чтобы привязывать себя к чему-то одному.

Кошка.©
Старший мастер
08.10.2011 00:08

Сейчас было очень интересно наблюдать за разницей европейского и китайского менталитета. Трое из учеников так или иначе оправдали поступок Цзянь Цзыи, в то время как Юэ резко осудила предательство.

- Благодарю вас всех за ваше мнение. Что касается обстоятельств его предательства, Ли Чуньжэнь приводит следующую версию. Правитель Шан вызвал Лю Шана к себе и сказал, что хочет построить роскошный дворцовый комплекс. Он описал немыслимые архитектурные изыски и велел Лю Шану, будущему Цзянь Цзые, заняться строительством. Мудрец понял, что эта стройка приведет к огромным тратам и потребует труда и жизней и без того недовольных рабов. Но понял он и то, что правитель Шан прикажет его жестоко казнить, если он откажется. И тогда Лю Шан согласился заняться строительством, а сам стал искать способы перейти на сторону Чжоу.

Ньяо специально не стал говорить свое личное мнение о поступке Цзян Цзыи. Победителей не судят, но странно ставить страх за свою жизнь и личную выгоду выше своих же обещаний.

- Но перейдем к истории самой династии Чжоу. На раннем этапе порядки этого государства сохраняли черты родоплеменного строя, при котором земля принадлежала вождю, и он либо выдавал земли за трудовую повинность, либо делил земли племени между семьями по количеству едоков. Тот, кто получал землю в пользование, назывался тяньдин. Постепенно система землевладения трансформировалась в довольно сложную иерархию, во главе которой стояли правители – ваны. Они принадлежали роду, поставленную править самим Небом, следовательно, называли они себя не иначе как сыновьями Неба, а прародителя династии почитали как родоначальника всей Поднебесной. Ваны передавали земли чжухоу, которые могли передавать эти земли по наследству, а те, в свою очередь, жаловали более мелким землевладельцам. В государстве Чжоу, кстати, сохранялось рабовладение. При этом условия их труда были тяжелыми, из-за чего сохранялась высокая смертность, которая вела к необходимости постоянно захватывать новых рабов. Ими становились пленники, также в рабство попадали по жестким законам того времени, причем не только тот, кто этот закон нарушил, но и его семья. Теперь я хочу послушать ваши идеи вот на какую тему, - Ньяо по очереди посмотрел на каждого из учеников. – Изначально Чжоу было племенем, но со временем стало могущественным государством, которое смогло победить царство Шан и воцариться в Поднебесной. Как вы думаете, за счет чего ванам Чжоу удалось так сплотить подчиненные племена? Что вообще необходимо для формирования единого государства?

Те, кто знает английский, могут подробнее прочитать про предательство Цзянь Цзыи здесь.

Обитатель
08.10.2011 13:39

Игорю невольно вспомнилось описание излишеств Прародительницы из "Моста Птиц", а также великое множество примеров тихого отступничества ради блага народа же... во всяком случае, как кажется отступнику.
Но не ему сейчас судить, не правда ли? Если даже китайцы, знающие свою историю и пропитавшиеся ей, не могут прийти к однозначному выводу?
Так что не стоит раздумывать о том, был ли поступок Лю Шана тактическим маневром или предательством - тем более, что грань между ними зыбка.
Прозвучавшие мнения других слушателей тоже были разнообразны. От жесткого неприятия предательства до изучения ситуации с разных углов; вот о прорицании он сам и не подумал. Сложно все-таки примерять магию к реальным историческим личностям.

Следующую часть лекции Серов постарался выслушать предельно внимательно, вникая в детали. Ага, вот уже черты, знакомые по тому, что он читал о Китае - ваны, Сыновья Неба, божественность императора. Как и законы...
И вопрос. Новый вопрос, побуждающий к размышлениям.

- Возможно, - медленно заговорил Игорь, - роль играли именно упомянутые вами, сифу Ньяо, жесткие законы? То есть - они были суровыми, но они исполнялись неукоснительно, и это давало образ стабильности и прочности государства, что и привлекало подчиненных. То есть - кара за преступление могла быть тяжкой, однако и поощрение было серьезным, и подданные знали, что законы будут исполнены.

Вновь пауза - Серов обдумывал второй вопрос, который давал изрядную пищу фантазии.
- Я бы предположил, что если государство создается из разных народов - то необходимо уделять равное внимание всем, и не возвышать один народ над другими. Или же не делать этого сверх необходимого, если такой подход неизбежен. Есть, конечно, и противоположный способ - подавить культурой одного народа все остальные, но это непросто, и займет десятилетия, если не века, вызывая множество внутренних проблем. А также правителю необходимо понимать своих подданных и отдавать им те приказы, которые могут быть исполнены, и не вызовут чрезмерного недовольства. Или же иметь способы ограничить это недовольство.

Ученик
09.10.2011 13:04

Ой-ей-ей… Вот уж в чем-чем, а в политике и основах государственности Лаура была не слишком сильным учеником. Более того, с привычной самокритикой она даже назвала бы себя незнайкой по данному вопросу. И вообще она сюда послушать пришла так-то…

Девочка завертела головой, но куда денешься, когда учитель смотрит прямо на тебя? Ирландка подавила тяжелый вздох и покосилась на парня, который уже начал отвечать. И ведь складно говорил… Испытав легкую зависть, Лау постаралась активизировать мозги, чтобы они выдали ей хоть какую-нибудь идею.

Через пару минут мозг послушался и подкинул мысль, когда-то услышанную где-то на уроке. Стоило попробовать высказать ее, дабы не отказаться в отстающих:
- Возможно, основой для зарождения государства послужила как раз раздача земли и, как следствие, социальное расслоение общества. В результате деления земли образовался правящий класс, средний класс и класс рабочих. Плюс класс рабов.

Лаура замолчала, вновь собираясь с мыслями, но на этот раз память ей отказалась помогать. Пришлось додумывать самостоятельно. Поэтмоу во второй раз ее голос прозвучал менее уверенно:
- Рискну предположить, что для формирования единого государства необходим диктатор, способный объединить под своими знаменами всех. И покорить тех, кого не смог объединить добровольно. Но я не уверена…

Младший мастер
10.10.2011 11:21

Юэ первым делом задумалась над поступком Цзянь Цзыя, и потому сама по себе династия Чжоу поначалу прошла где-то мимо её внимания. Пусть позже история оправдала этот поступок, но как можно было ради личной выгоды и из страха идти на предательство? Если он был так мудр, и если правитель Шан ценил его знания, почему не мог он в личной беседе с этим правителем сказать, что тот неправ? Объяснить все то, что заставило самого мудреца перейти на сторону Чжоу, правителю Шан, а затем покорно склонить голову и ждать решения? Каким бы тираном и глупцом ни был правитель Шан, вряд ли он, зная о тяжелом положении в своем царстве, пропустил мимо ушей слова мудреца. И вряд ли велел бы казнить Цзянь Цзыю, если бы тот сказал ему о своих подозрениях лично.

Тем временем прозвучал следующий вопрос. Юэ выслушала ответы Игоря и Лауры, которые ей понравились, затем задумалась. Она знала, как управляется её родной клан, а тут речь шла обо всей Поднебесной, где намного больше людей, их не так просто подчинить воле одного вождя. Она мало знала о том, как страна управляется сейчас, но вместо вождя была партия, это точно.

- Может быть, должна быть какая-то одна идея? – предположила будущая воительница. – Победить царство Шан, защититься от какого-то одного врага? Или одна религия? – она с надеждой посмотрела на старшего мастера, так как была не очень уверена в собственной догадке.

Юэ задумалась о том, как так получилось, что одни племена оказались на желтой земле под небесами, в то время как другие не вошли в их число. Наверняка многие из них присоединились намного позже того времени, когда племя Чжоу победило царство Шан, но ведь было что-то такое, что объединяло китайцев, отличая их от остальных народов. Три религии, политический строй, четкое понимание «я – ханец», которое было даже у тех, кто родился или жил за пределами Поднебесной. К примеру, Юэ, родившаяся под Лахором и принадлежащая клану, резиденция которого в Покхаре, с гордостью помнила, что является китаянкой, несмотря на то, что на самом деле была полукровкой. И она не сомневалась, что и Лун, и сифу гордятся ханьским происхождением, особенно когда слышат о древней истории своей страны.

A soldier on my own, I don't know the way
I'm riding up the heights of shame
I'm waiting for the call, the hand on the chest
I'm ready for the fight, and fate.
Старший мастер
12.11.2011 00:30

- Вы все правы, для того чтобы построить единое государство, нужны и законы, и диктатор, и единые идеи, - сказал Ньяо. – В Чжоу был создан государственный строй, при котором территория стала разделена на поселения, огороженные крепостными стенами, каждое из которых перешло под центральную власть царства. Многие из законов Чжоу способствовали установления морали в обществе. Так под страхом смерти было запрещено употребление алкоголя, уличенные в нарушении этого закона отправлялись в столицу, и их правители казнили лично. Были запрещены близкородственные браки, в результате роды стали устанавливать между собой прочные семейные связи за счет выгодных браков. На законодательном уровне была закреплена необходимость почитать родителей и братьев, нарушители этого правила также могли быть казнены. Были отменены человеческие жертвы на похоронах знати, вместо рабов в жертву приносили животных и соломенные чучела.

Все эти особенности законодательства в период Западного Чжоу способствовали установлению единой культуры, в то время как наличие сложной системы наказаний за многие провинности позволяло жестко контролировать население. Со многими из тех законов, что перечислил Ньяо, было связано представление об эпохе Чжоу как о культурном расцвете Поднебесной.

- Немаловажным было и то, что правители Чжоу жестко подавили попытки династии Шан вернуть власть. Были уничтожены целые города, это стало ценой за то, что пути к прошлому не оставалось. В итоге династия Западного Чжоу существовала в течение двенадцати правлений. Закат династии начался с правления алчного Ли Вана. На него ополчились ремесленники, в ответ он ужесточил законы в отношении них. В то же время назревал кризис рабовладельческой системы, вызванный изобретением железных орудий. История Западного Чжоу по сути закончилась на правлении Сюань Вана, ода которому есть в трактате Шицзин. Он многое сделал в попытках сохранить царство, но денег не хватало на армию, повышение налогов ухудшило социальную ситуацию, и население царства отказалось поддерживать своего правителя. Чжоу было разгромлено и разграблено племенем жунов, и с этого начался период Восточного Чжоу, о котором речь пойдет в следующий раз. У вас есть вопросы по сегодняшнему занятию?