Линь Ян Шо
{{flash.message}}

История Поднебесной - Царство Инь

Сообщений: 32
АвторПост
Старший мастер
25.07.2011 20:53

Вот же долгое время Ньяо собирался провести новую «теоретическую» лекцию для учеников Линь Ян Шо. На этот раз предстояло занятие по необъятной теме истории Поднебесной, на которую Ши мог говорить много и с удовольствием, были бы благодарные слушатели. Он считал, что ученикам, среди которых много европейцев и очень мало китайцев, полезно знать, откуда берется древняя и славная культура той страны, где они оказались на обучении.

В небольшой комнате, находившейся справа от главного зала Храма Будды, на полу были расстелены циновки. Ящики с песком, которые хранились здесь для занятий каллиграфией, сейчас были убраны, чтобы не отвлекать учеников и никого не сбивать с толку. Ньяо зашел в комнату и открыл окно – на улице уже было тепло. Он сел за низкий столик напротив мест для учеников и стал перебирать нефритовые четки, так как до начала лекции оставалось ещё много времени.

Начало занятия – 28.07.11, ближе к ночи. Игровое время – весна, перед ужином.

Обитатель
26.07.2011 00:43

И первым в комнату ступил как раз выходец из Европы - из самого ее центра.

- Добрый день, сифу Ньяо, - поклонился Игорь Серов, занимая подходящее место. От этого занятия он ожидал многого - никакая книга или передача не заменят общения с тем, для кого культура - родная... как и в случае вообще с любым мастерством.

А история Китая занимала Игоря не только из-за яркости и экзотичности. Тысячелетия жизни Поднебесной, одной из самых уникальных культур планеты... тем более, что и он сейчас находился во многом на ее территории... Да и в любом случае - Серов чувствовал, что это пригодится.

Кое-что о восточной истории он знал - но в основном о том, что касалось Японии. Как ни странно, как раз познания в китайских династиях и эпохах у Игоря были невелики, и он об этом сейчас сожалел. Впрочем... для того ведь и явился, чтобы выправить положение?

Ученик
26.07.2011 22:16

В храм, с открытым ртом, вертя головой и рассматривая все вокруг, тихо зашел Паулу. Он заметил мастера Ньяо и еще одного, не похожего на китайца парня, чуть прижал голову и подошел. Здешнюю тишину совсем не хотелось нарушать, спокойствие этого места будто требовало неспешности, рассудительности и бесшумности. К тому же это был храм. Паулу тихо, на грани шепота, спросил:

- Прошу прощения, мэштрэ Ньяо. Можно я тут... эээ... сидеть... послушать о Китае?

Раз уж судьба завела его в это место, нужно было побольше разузнать о нем, тем более, как Паулу казалось, здешняя история обещала быть интересной. Чтобы понять народ, нужно знать его историю. Может так будет полегче понять и отдельных его представителей - Паулу в первую очередь думал о мастерах Храма Мудрости. История своей родной страны была интересной и всегда казалась Паулу достаточно растянутой и долгой, но его мнение переменилось, когда он вспомнил о том, что китайской культуре не одна тысяча лет. Любопытно, разрешат ему остаться? И будет ли это похоже на уроки в школе, где госпожа Нашадьо пыталась вбить в головы нерадивых детей хоть какие-то знанияя по истории.

Итак, Паулу вновь проявил обстоятельность, решив сначала обеспечить крепкий фундамент. Разузнать историю, потом познакомиться поближе с местными обитателями, заодно совершенствуя китайский язык, а потом уже пытаться что-то изучать, практиковать и так далее.

Ученик
27.07.2011 15:41

Проведя в монастыре практически четыре года, Изабель, тем не менее, хорошо осознавала, что история, традиции, культурное наследие страны, приютившей её на своих просторах, по-прежнему остаются для неё расплывчатыми и туманными, не обретшими четких очертаний. Слишком разными, во многом – диаметрально противоположными – казались юной послушнице монастыря два мира, которым она принадлежала, и если всё западное, американское, было ей на интуитивном уровне понятно, то восточное неизменно вызывало вопрос, а порой – искреннее недоумение. Рожденный ползать, летать не сможет – так и Изабель, рожденная в иных традициях, никогда в полной мере не проникнется традициями Поднебесной, сколько бы она здесь не прожила. Однако это никоим образом не отменяло желания самой волшебницы хотя бы немного приблизиться к прошлому страны, для того, чтобы под новым углом взглянуть на её настоящее, на окружающих Белль людей, понять их мировоззрение и отношение к восточным религиям. Наставник американки, мастер Ньяо, готовился в ближайшие дни провести занятие по истории родной страны, пропустить которое Изабель не могла – не только из-за своего недремлющего любопытства и жажды новых знаний, но и в силу глубокого уважения, испытываемого к умудренному опытом куратору. Девушка хорошо помнила, как сифу Ньяо в первые же дни после её прибытия в монастырь взялся обучать свою подопечную азам магии Воздуха, уже проявившейся в волшебнице, однако не до конца осознаваемой и контролируемой ею; помнила семинары по религиям, рассказы мастера о девочке Садако – помнила, оттого не могла не прийти.

В назначенное время, накануне вечерней трапезы, когда солнечный диск явственно клонился к линии горизонта, озаряя окрестности теплым, оранжево-желтым сиянием, Изабель проскользнула в центральное здание Храма, одетая достаточно легко, но в то же время достаточно тепло, чтобы не замерзнуть и не простудиться. Обвела взглядом просторный, царственный в своем великолепии зал, вдохнула сладковатый, вяжущий, немного удушливый воздух.

- Здравствуйте, сифу, - с легкой полуулыбкой на лице Белль поклонилась наставнику, так, как он сам когда-то показывал ей, в знак приветствия кивнула собравшимся в помещении ученикам, даже отдаленно не напоминающим уроженцев Востока, и присела по левую сторону от одного из них, смуглокожему и широкоплечему, с темными курчавыми волосами. Ирония судьбы – европейцев и американцев в тибетском монастыре не в пример больше, чем самих тибетцев или хотя бы представителей иных восточных народов.

Ученик
27.07.2011 19:23

Родители всегда говорили, что, перед тем, как куда-то ехать, обязательно следует изучить или хотя бы немного почитать о традициях и истории страны, поэтому Акеми решила поприсутствовать на этой лекции и послушать всё, что будет говорить мастер. К тем болею, такие уроки, как она надеялась, благотворно влияют на её китайский язык, который еще оставлял желать лучшего, особенно эти всевозможные термины и имена, которые перевирались юной японкой, пока кто-нибудь не исправлял. К тем болею время перед ужином было одним из самых удобных для лекций. Акеми неспеша направилась в храм, где и должен был пройти урок. Некоторых учеников она уже знала, по крайней мере, видела, но ей все равно было интересно смотреть на людей, приехавших издалека. Так она с интересом рассматривала крупного смуглого юношу, который сразу бросался в глаза, большинство восточных представителей были чуть ли не противоположностью по внешности. Акеми быстро осознала, что не нужно так прямо разглядывать новых людей, поэтому быстро переключилась.

- Здравствуйте, сифу Ньяо, - она поклонилась учителю.

Ученик
28.07.2011 09:12

Рён спешил на занятие по истории, которые должно было состояться как раз перед ужином. Они с Акеми и Бель договорились, что пойдут. Как он подозревал, девчонки уже были там, так как мастер уже скоро должен начать. Так как его сестра была младше, то он был вынужден подавать ей хороший пример, дабы та не имела поводов потом упрекнуть в том, что де сам он не ходит. А ведь что самое интересное, она будет права. Вообще Рён любил подобные лекции, всегда интересно послушать историю или интересные факты о том месте, где ты сейчас находишься, и как выяснилось, надолго обосновался. Дорога в Храм не заняла много времени, и Рён оказался прав: Бель и Акеми уже были на месте. Сначала он решил поздороваться с учителем, и поклонился в знак приветствия, после чего подошел к Акеми и Бель. На историю пришло немного учеников, хотя время как показалось Рён было самым благоприятным, перед ужином. Он поздоровался с остальными учениками.

- Рад вас видеть, - обратился он к Акеми и Бель.

Старший мастер
29.07.2011 00:00

Ньяо приветствовал собравшихся учеников, и с вежливой улыбкой разрешил Паулу присутствовать на занятии, раз он почему-то решил задать этот вопрос. Этот новый ученик был иностранцем, и его знание путунхуа несколько удручало, так что Ши решил, что постарается говорить медленнее и понятнее, к тому же его кантонский акцент ещё оставался заметным для тех, у кого северокитайский – родной.

- Добрый вечер, - обратился Ньяо к собравшимся, когда подошло время для начала занятия. – Как вы уже знаете, наш разговор сегодня посвящен истории Китая. Думаю, многие из вас слышали, что Поднебесная отличалась развитой культурой ещё задолго до начала нашей эры, но при этом, в отличие от Древнего Рима, Вавилона, Греции или Шумеров Китай существует и сегодня, оставаясь могущественной державой. Сегодня я расскажу о том, с чего все начиналось, - Ши ненадолго замолчал. – До образования первого государства, на территории Китая жили племена, мало чем отличавшиеся от западных. Они приручили собак и изобрели различные виды охотничьего оружия. Первая культура была речной, и селились племена вдоль реки Хуанхэ, которая постоянно меняла русло, вызывая стихийные бедствия. За две тысячи лет до нашей эры в Китае был матриархат, в племенах власть переходила от брата к брату, а родство считалось только по материнской линии. Собственно государство впервые сформировалось на территории Северного Китая, и началось оно с появления в третьем или втором тысячелетии до нашей эры рабовладельческого общества. Это было началом формирования китайской культуры с мифологией, иероглифическим письмом и знаменитыми традициями. Тогда не было понятия «Китай», и наши предки никогда не называли свою страну Китаем. Названия царств, как первого, так и последующих, совпадали с названиями правящих династий, позже появилось понятие «Поднебесная».

- Но вернемся к первому государству. Его столица находилась возле города Аньян в современной провинции Хэйнань. Это царство называют Шан или Инь, но сам по себе Шан был лишь центральным районом более крупного государства, объединявшего в себе пять огромных районов с несложными названиями Южные земли, Восточные Земли, Западные Земли и Северные земли, в центре которых как раз и находился Центральный Шан. Оно было немного крупнее провинции Хэйнань. Вокруг первого царства жили и другие китайские племена, многие из которых находились в зависимости от него. Как вы думаете, чем в это время занимались люди, жившие в царстве Шан? Чтобы вам было проще ориентироваться, официально династия Шан появилась в 18 столетии до нашей эры, а конец царства относят к 12 веку до нашей эры.

Обитатель
29.07.2011 00:24

Восемнадцатый - двенадцатый века... Тысячелетия назад. Даже представить сложно, если попытаться осмыслить по-настоящему.

Вопрос же мастера был и простым, и сложным одновременно. Игорь задумался - чем же могли заниматься обитатели царства Шан? Он не боялся ошибиться; в случае неверного ответа его просто поправят, а потренироваться в предположениях не помешает никогда.

- Возможно, - произнес он вслух, - если существовало царство - то люди строили и укрепляли свое государство? Скорее всего, они возделывали землю, разводили животных, вырабатывали некие методы строительства, договаривались с соседями...

И, конечно, воевали. Этого Игорь не сказал - не видел смысла. К сожалению, войны сопровождали всю историю человечества и вряд ли какое-то государство было избавлено от войн и конфликтов. Серов это знал очень хорошо - уж сколько войн за свою историю повидала его родная страна, и в особенности - родной город.
Но вряд ли сифу Ньяо имел в виду что-то настолько тривиальное.
Или же в простоте отгадка, как бывает на Востоке?

Ученик
29.07.2011 08:40

Паулу был в шоке и восторге одновременно. Двенадцать столетий назад! Это ни в какие рамки не лезло. Он вообще с трудом представлял, что так давно могло что-то существовать. Интересно, как выглядела бразилия столько же лет назад? Может быть тогдашние племена индейцев тоже были высокоразвиты и имели свою культуру? Кто знает....

Вопрос мастера застал врасплох. Чем можно было заниматься в то время? Либо воевать, либо охотиться, либо работать на земле, как индейские и африканские предки бразильцев. Вряд ли китайцы были воинственны, подумалось Паулу, они живут в такой большой стране и не воюют ни друг с другом, ни с соседями. Наверное, все же охотились и трудились на земле. Строили дома, ну или что там у них было, создавали семьи, растили детей. Хм, а вдруг у них было многоженство - это было бы забавно. Паулу улыбнулся.

В принципе сидящий рядом европеец с именем, которое Паулу никак не мог запомнить, озвучил его мысли. Интересно, они в то время тоже все занимались кун-фу? Представилась такая картина: этакие семейные кланы - выходит мастер, его десять жен и двадцать детей и все синхронно машут руками и ногами. Как на таких нападать - непонятно. Как кормить такую ораву, кстати, тоже было непонятно. Паулу поймал себя на том, что его мысли текут в каком-то не том направлении и одернул себя.

Ученик
29.07.2011 19:23

После того как вопрос прозвучал, Рён некоторое время задумался. Речь шла уже о государстве, а не о разрозненных племенах, для начала стоило вспомнить, как образовывались государства и почему. Одна из теорий гласила, что многие земли объединялись для общей защиты от диких племен, которые постоянно вели набеги. Похоже, что доля истины в этом есть. А если Шан уже было царством, значит отношения, ремесло и хозяйство были уже на новом более высоком уровне. Совершенно не зная ничего об истории Китая, можно предположить, что люди в Шан были знакомы с керамикой, обработкой земли и скотоводством. Это ж только подумать! Так забавно обсуждать то, что было столько лет назад, как будто с уверенностью можно сказать, что именно так и было. История – очень туманная наука, поэтому наверняка нельзя утверждать ничего. Это несколько напрягало, но зато являло собой простор для размышлений.

- Поскольку Шан – государство, то уровень жизни людей все же отличался от уровня племен. Я думаю, что все же основными занятиями было земледелие, поскольку земли были там плодородные, и скотоводство. Так же думаю, что людям царства Шан не чужды были и ремесла, например, изготовление керамических изделий. Не уверен насчет обработки металла, но что-то на этот счет тоже зарождалось.

Ученик
29.07.2011 19:41

Акеми слушала сифу, стараясь вникать в слова. Вот так получалось, что история никак не хотела спокойно укладываться в голове, уж больно быстро вылетала, словно ветер, особенно, что касается дат. Пока мастер рассказывал, японка думала о том, как это учитель без малейшей подсказки повествует историю, причем были там и четкие даты. В целом, данный предмет Акеми считала несколько суховатым в плане фактов, но в чем-то интересным, особенно она интересовалась историей древнего мира и средневековья. Всегда любопытно знать, с чего всё начиналось… Вообще, чем они там в такое раннее время могли заниматься, Акеми могла предположить. Об этом уже успели сказать, однако в голове у неё успела появиться новая мысль, которую еще не озвучили. В конце концов, если это было государство, то, значит, оно имело воинов, которые воевали. Логично. К тем болею сифу Ньяо говорил о рабовладельческом строе, значит, они еще и рабов держали, которых, вероятно, захватывали во время войны. Все же в древнем мире войн было куда больше, это была деятельность достаточно многих людей.

- Сифу Ньяо, а я думаю, что многие люди тогда были воинами. Они защищали государство и вели набеги на другие территории. А раз это было рабовладельческое общество, то так они получали рабов. То есть многие были рабовладельцами.

Ученик
29.07.2011 22:41

Кивнув и тепло улыбнувшись подоспевшим немногим позже её самой Акеми и Рёну, Изабель нетерпеливо заерзала на подстеленной снизу циновке: ожидание чего бы то ни было - занятия, экзамена, встречи - для американки всегда представлялось гораздо более волнительным и неприятным, чем то, к чему ожидание непосредственно вело. Белль была достаточно равнодушна ко многим предметам и наукам, но история, касающаяся особенно тех мест, где она бывала или желала побывать, пробуждала в девушке неподдельный интерес. Наконец наставник заговорил, и Изабель внимательнее прислушалась: в его словах сквозили воодушевление и какой-то азарт, как если бы мастер Ньяо был рад поделиться с учениками своими знаниями истории Поднебесной и передать им частицу собственной увлеченности предметом. И Изабо казалось, что ему удается сделать это: в храме царила тишина, прерываемая лишь звуком голоса самого старшего мастера - нет лучшего свидетельства интереса со стороны собравшихся здесь послушников. Попытать же свои силы, ответив на вопрос куратора, казалось вполне естественным, и даже возможная ошибка не страшила Изабель - в конце концов, на чем же еще учиться, как не на собственном опыте, тем более, что практически все из присутствующих в храме обитателей монастыря высказали свое веское слово.

- Можно предположить, что во времена царства Шан существовала прослойка людей, занимавшихся наукой, - юная послушница подняла руку, чтобы мастер Ньяо разглядел отвечающего, и заговорила, стараясь как можно точнее донести оформившуюся мысль. - Ведь известно, что царство существовало на протяжении шести столетий, и стало быть, оно должно было обладать недюжинной военной мощью, чтобы выстоять в войнах, быть эффективным в основных видах деятельности, особенно в сельском хозяйстве, чтобы открывать и осваивать новые земли. За это в ответе только ученые, без выдающейся науки и её достижений, которые дают огромное преимущество перед другими государствами и племенами, царство Шан не смогло бы просуществовать так долго.

Старший мастер
30.07.2011 17:36

Ньяо с интересом выслушал ответы учеников, которые верно догадались о многом. Если они учили историю хоть одного государства, это было несложно, но все же заставляло их задуматься и перенестись мыслями в ту далекую эпоху.

- Да, вы все правы. Данные раскопок показывают, что царство Шан было довольно развитым для своего времени, среди находок много изделий из меди и бронзы, искусные сосуды и другие предметы обихода, немало оружия – мечи, секиры, алебарды, а также наконечники стрел и копий. Изначально пищу добывали в основном охотой и рыболовством, но затем перешли к земледелию и скотоводству. Основной зерновой культурой было просто, рис если и выращивался, то только на берегах Хуанхэ. Также разводили шелкопрядов, для чего выращивали тутовые деревья. Шелковичных червей очень почитали, они часто употребляются в гадательных надписях. Что касается земледелия, жители царства Шан начинали искусственно орошать поля, а также использовали для их обработки металлические орудия. Для вспашки полей применяли волов и лошадей. Из домашних животных иньцы приручали и разводили овец, свиней, собак, быков, коз, буйволов, по некоторым данным ещё и слонов с оленями. Лошадей использовали как основное транспортное средство, царские повозки запрягали четверками, обычные – парами.

О царстве Шан было известно довольно много – эта тема была популярна в Поднебесной, и раскопки в провинции Хэйнань всегда велись старательно. Сейчас Ньяо хотел, чтобы за время сегодняшнего занятия у учеников сложилось общее представление о первом царстве, поэтому он старался говорить как можно проще, не вдаваясь в подробности о том, кто и как делал те или иные открытия.

- Что касается ремесел, они в царстве Шан достигли удивительных для тех времен высот. Были обнаружены мастерские бронзолитейщиков и резчиков по кости, которые изготавливали как предметы обихода, так и оружие. Сохранилось немало предметов гончарного мастерства, показавших, что гончары того времени лепили свои изделия как вручную, так и с использованием круга. Производился шелк, в это время появляются родственные иероглифы «шелковая нить», «одежда» и «платок». Но наука была в основном прикладной, правители больше ориентировались на предсказания, о чем свидетельствует огромное количество костей с гадательными надписями, а также упоминания жертвоприношений духам и богам. В жертву приносили скот, иногда в больших количествах. Как вы думаете, по каким признакам, кроме устных преданий и археологических находок, удается узнать о быте в царстве Шан?

Обитатель
31.07.2011 14:44

Игорь с уважением покачал головой - он знал, что китайцы зачастую опережали в развитии другие народы, но список впечатлял. В то время большинства известных ныне государств даже еще и не существовало...
Восток есть Восток. Куда более старый и мудрый, чем преобладающий в технике Запад...

"East is East, and West is West, and never the twain shall meet,
Till Earth and Sky stand presently at God’s great Judgment Seat
"...

Игорь лишь мимолетно улыбнулся. Вот уж не совсем верно - сколько в Линь Ян Шо людей с Запада? И они находят общий язык с уроженцами Востока - так что все возможно. Тем более, что Серов, в отличие от многих любителей цитировать Киплинга, читал балладу полностью и знал следующие строки:

"But there is neither East nor West, Border, nor Breed, nor Birth,
When two strong men stand face to face, tho’ they come from the ends of the earth!
"

Прозвучал новый вопрос - и юноша задумался. А в самом деле - как? В основном именно археология и добывает сведения о прошлых временах... Еще есть народная память - но именно ее, вероятно, мастер Ньяо и подразумевал под "устными преданиями".
Был и еще один вариант, довольно размытый; тем не менее, Серов решил высказать его вслух, потому что мысль казалась здравой:

- Возможно, по следам обычаев и жизни в последующих поколениях? Прошу простить, но я всегда представлял себе Китай как страну множества традиций, где таковые могут пережить поколения и смены царств. Глядя на жизнь одного поколения, можно представить, как жили и другие - если разобраться, что привнесено в жизнь относительно недавно.

Ученик
31.07.2011 15:18

- Возможно, общение с духами? - предположил Паулу. На родине актуально было общаться со своими умершими предками, сам Паулу в подобных ритуалах не учавствовал, поскольку поддерживал определенный баланс традиционных верований места, где он вырос - с одной стороны, и здорового, вполне ему присущего скептицизма - с другой. Если допустить, что маги и правда могут общаться с предками, почему бы не предположить, что для общения можно вызвать и предка достаточно древнего. С другой стороны, здесь в азии, отношение к предкам было несколько иное. Восток - сплошная загадка.

Может они использовали людей, смотрящих в прошлое - пришла в голову мысль. Логично, вот только история - наука сереьезная, как она воспринимает показания провидцев? Паулу задумался. О жизни бразилии, до ее формирования как государства, в основном известно из записок португальских и голландских исследователей и миссионеров. Может и здесь было также:

- Или какие-то записи от... эээ... соседних стран или путешественников? - озвучил он новую версию.