Словарь
Термины игровой механики:
NPC – персонаж, вводящийся в игру в качестве «разового». Часто на него не заводится учетная запись, просто его действия описывает Ветер Перемен. Подобные персонажи оживляют сюжет, выступают в качестве элементов квестов или просто создают «массовку».
Ветер перемен – мастер игры, описывающий обстоятельства и ход событий в игре, включая результаты спорных действий персонажей. По просьбе игроков может отыгрывать персонажей NPC.
Дятел – игрок, игнорирующий правила игрового мира и законы логики. У него среди лета выпадает снег, и он дважды открывает открытую дверь. По заверению наших мастеров, в нашем проекте дятлов не бывает, есть только игроки, которым есть куда совершенствоваться.
Закон мироздания – мастер игры, отвечающий за утверждение анкет, внесение изменений в правила и решение спорных ситуаций.
Здравый смысл – мастер игры, отвечающий за согласование подаваемых анкет с правилами игры и выставляющий баллы за выложенные на оценку ролевые игры.
Игрок – реальный человек, описывающий действия персонажа.
Канон – основное правило ролевой игры, описывающее игровой мир и возможности, которые в нем имеет персонаж. Это что-то вроде законов физики реального мира. Четкое соблюдение канона – залог правильной, красивой и логичной игры, при этом по мере понимания канона он становится не условностью, мешающей бурной фантазии игрока, а помощником и вдохновителем на создание интересных сюжетов.
Манчикен (манч) – персонаж, наделенный всемогуществом. Он всегда самый лучший, самый сильный, и при этом активно вмешивается в игровые события, зачастую мешая развивать игру других персонажей. По заверению наших мастеров, в нашем проекте манчикены не водятся, есть только игроки, которым есть куда совершенствоваться.
Мастер игры – организатор ролевой игры, контролирующий соблюдение РПГ правил и помогающий игрокам понять игру. В игре присутствует три мастера – Здравый смысл, Закон мироздания и Ветер перемен.
Матчасть – сленговое название свода правил и рекомендаций, включая действующие в игре каноны. Эти материалы перед началом игры должны прочитать все игроки и впоследствии обращаться к ним как к справочному материалу в случае возникновения вопросов. Хотя администрацией проекта не принято в сленговой форме посылать игроков «учить матчасть», все же перед тем, как задавать вопросы, рекомендуется ознакомиться с выложенными на нашем сайте материалами.
Мэри Сью (Марти Стю) – персонаж, «списанный» со своего игрока, но наделенный дополнительными способностями (красивее, сильнее и т.п.). Такой персонаж не столько мешает игровому миру, сколько приносит неудобства своему игроку, у которого могут возникнуть сложности с разделением реальных и игровых отношений. Чтобы избежать «мэрисьюизма» достаточно четко определить, чем именно Ваш персонаж отличается от Вас, при этом лучше наделить его слабостями: например, Вы спокойный и уравновешенный человек, а персонаж обидчив или плаксив, или он не умеет признавать собственных ошибок. Может быть, он любит спать до обеда или разбрасывает вещи по комнате – что-то, что Вы сможете рассказать о нем с юмором. В таком случае Вы застрахуете себя от желания перенести возникший в игре конфликт (если такой произойдет) на отношения между игроками.
Персонаж – действующее лицо ролевой игры, маска, за которой скрывается игрок.
Рейтинг – условная оценка содержания ролевой игры в зависимости от аудитории, которой можно читать данный текст. Большинство ролевых игр в нашем проекте играется в рейтинге PG-13 (детям до 13 лет читать с разрешения родителей). В нем не допускается грубых выражений, описания сцен насилия и сексуальных отношений. В проекте разрешается играть ролевые игры рейтинга R (описание сцен насилия и сексуальных сцен без каких-либо подробностей, шутки на «щекотливые» темы, употребление алкоголя, курение и т.п.). Более «взрослые» рейтинги (НЦ-17, НЦ-21 – описание сексуальных сцен, гомосексуальные отношения, кровавые сцены) играются только в закрытых разделах, доступ к которым могут выдавать мастера по своему усмотрению.
Ролевая игра – последовательность текстовых сообщений, описывающих взаимодействие нескольких персонажей или действия одного персонажа, объединенная общим сюжетом.
Отыгрыш – часть ролевой игры, одно сообщение от персонажа. В отыгрыш входит описание действий, мыслей, внешних обстоятельств, а также прямая речь персонажей.
РПГ – от англ. role playing game (ролевая игра). Жанр игр, в которых игрок осуществляет определенные действия в игровом мире от лица своего персонажа. В нашем случае это описание действий в текстовой форме. Термином РПГ у нас обозначается все, что имеет отношение к игровой системе.
Обращения:
Сенсей – то же, что и сифу, но на японский манер. Старший мастер школы в таком случае зовется «О-сенсей», остальные просто «Сенсей». Обратите внимание, что куратор-японец также будет просто «Сенсей», а вот настоятель монастыря «О-сенсей».
Сифу – учитель, мастер, наставник. Куратор (учитель, отвечающий за весь процесс ученика) – это основной мастер, его подопечный обращается к нему просто «Сифу». К остальным преподавателям и мастерам ученики обращаются «Сифу (фамилия)», например «Сифу Джи», «Сифу Бо». В общем виде это как обращение «мама» или «папа», в восточной традиции ему придается очень важное значение. Как Вы не будете обращаться к родному отцу «папа Вася», так же и здесь к основному наставнику идет обращение просто «Сифу». При этом, например, к отчиму возможно обращение «Папа Петя», так же и к другим наставникам можно обращаться «Сифу + фамилия мастера». Фамилия, как правило, - последнее из слов в обозначении имени, когда речь идет о китайских именах. То есть если мастера, например, зовут Ю Ди Яо, обращение к нему как к одному из учителей будет «Сифу Яо».
Сяньшэн – вежливое китайское обращение к мужчине, имени которого обращающийся не знает. Аналог «мистер», «господин», «сэр».
Сяоцзе – вежливое обращение к незамужней даме вроде английского «мисс».
Тайтай – вежливое обращение к замужней даме вроде английского «миссис».
Боевые искусства:
Бабочка – широкий кинжал с загнутой гардой, длина которого равно длине предплечья владельца. Используется как парное оружие.
Бо – шест длиной примерно 180 сантиметров, изготавливается из дуба или бука, довольно тонкий (тоньше черенка лопаты).
Боккен – деревянный меч, имитирующий катану (самурайский меч), применяется на тренировках вместо катаны, но в реальном бою может быть весьма серьезным оружием. Изготавливается из твердых пород дерева вроде дуба или бука.
Вакидзаси – короткий меч. В отличие от катаны, носится за спиной. Также именно он в японской традиции применяется для харакири.
Дзё – тонкая буковая палка длиной 1,2 метра. Широко применяется как на тренировках, так и в реальных поединках.
Йоку – 1. Японский термин, обозначающий «бок, сторона». Приставка «йоку» в описании удара или страховки означает, что движение идет вбок. Например, йоку укеми – страховка кувырком вбок. 2. Боковой клинок сая.
Ката – упражнение, состоящее из комбинации боевых движений, имитирующее реальную ситуацию боя. Для освоения техники рукопашного боя или обращения с оружием выучивается наизусть и отрабатывается до автоматизма.
Катана – самурайский меч. Длина лезвия в среднем 63-65 сантиметров, рукоять длиной в три кулака, между лезвием и рукоятью находится цуба (круглая пластинка для защиты пальцев). Фехтование на катанах невозможно, поединок обычно заканчивается после одного-двух ударов. Лезвие меча крайне острое, в бою катана может рассечь противника пополам. Обращение с этим оружием требует не только тщательного изучения техники, но и скрупулезного соблюдения многочисленных правил этикета.
Кумитачи – парное упражнение с катаной, включающее в себя отработанные в субури элементы.
Кунай – хозяйственное приспособление, нечто среднее между лопаткой, ножом и колом. Используется в ближнем бою, а также в качестве метательного оружия и приспособления для альпинизма. Длина может составлять от 10 сантиметров до полуметра.
Моноучи – центральный клинок сая.
Огасуми – общее название ударов, наносимых катаной снизу вверх. Может служить как ударом, так и блоком.
Саи – тройные кинжалы, в бою применяются в паре. Длина лезвия около 30 сантиметров, подбирается индивидуально, так, чтобы клинок в обратном хвате доходил до локтя, но при этом не был длиннее. Лезвия затачиваются не очень остро, зато край рукояти часто бывает утяжелен для возможности нанесения им удара.
Страховка – кувырок или перекат, позволяющий уйти от атаки.
Субури – элемент техники владения катаной, упражнение, как правило, состоящее из одного удара. С помощью субури отрабатывается техника фехтования. В нашей игре обычно описываются 7 субури, принятых в технике айкикен Морихея Уесибы. Что это такое, Вы можете узнать вместе с Вашим персонажем у обучающих фехтованию мастеров.
Сюрикен – метательное оружие наподобие звездочек с остро отточенными краями.
Тао – то же, что и ката.
Тессен – боевой веер, состоящий из металлических пластин. Обычно используется в качестве дополнительного оружия.
Укеми – японский термин, обозначающий кувырок, страховку.
Цзянь – китайский прямой меч. Тонкий, обоюдоострый, длина клинка около метра. Часто к рукояти привязывались кисти. Считается благородным церемониальным оружием и требует бережного и почтительного отношения.
Цуба – металлический круг между лезвием и рукоятью катаны, часто изящно украшенный. Защищает пальцы во время боя.
Буддизм:
Дзен – особое состояние пустоты сознания, к которому дзен-буддисты стремятся в поисках Просветления. Заключается в способности воспринимать мир таким, какой он есть, не отвлекаясь на условные понятия, чужие точки зрения, даже изложенные в священных текстах, останавливая внутренний диалог.
Дзенский сад – сад, состоящий из камней, окруженный песком. Процесс приведения сада в порядок (выравнивания песка), а также созерцание камней, позволяют постичь дзен и в редких случаях обрести Просветление.
Дхарма – термин, объединяющий в себе понятия долга, чести, порядка и закона мироздания. В общем виде – «то, что должно быть».
Коан – неразрешимое противоречие, в ходе размышлений над которым, считается, можно обрести Просветление. Один из самых известных коанов – звук хлопка одной ладони (когда ученик начинает приставать к Учителю с просьбой помочь постичь Просветление, Учитель часто посылает, простите, направляет ученика постигать этот звук; легенды гласят, что некоторые ученики действительно при этом обретают Просветление).
Лян-дзы – 1. Школа дзен-буддизма, из которой позже сформировался кодекс самураев бусидо. Основной подход школы – непризнание авторитетов, стремление постичь истину самостоятельно. 2. Китайский монах, основатель одноименной школы дзен-буддизма. По легенде обрел просветление, ударив учителя .
Мантра – короткое высказывание на санскрите, позволяющее при его напевании успокоиться и войти в молитвенный транс. Существует много различных мантр, самая известная из которых – Ом Мани Падме Хум (О, жемчужина на лепестке лотоса).
Мудра – жест из пальцев, носящий характер заклинания.
Просветление – то, к чему стремятся все дзен-буддисты. Понимание истины за рамками слов, понятий и представлений, в её изначальном виде. Считается, что просветленные дзен-буддисты знают о Вселенной больше, чем современная наука.
Сутра – короткая притча, отражающая буддистское мировоззрение.
Работа с энергией:
Аджна – синяя чакра, также называется чакрой Третьего глаза. Расположена в центре лба, связана с гипофизом и мелатонином. Отвечает за ясность мышления.
Анахата – зеленая чакра, также называется Сердечной. Расположена в середине грудины, связана с тимозином и вилочковой железой. Отвечает за состояние душевного равновесия и безусловную любовь. С ней сильно связан иммунитет.
Астральное тело – одно из семи тонких тел человека, несущее информацию об эмоциях и переживаниях человека. Астральное тело непрочно связано с физическим телом и при развитии соответствующих навыков может от него отделяться.
Вишуддха – голубая чакра, также называется Горловой. Расположена на гортани, связана с щитовидной железой и тироксином. Соответствует стихии Воздуха.
Даньтянь – крупный энергетический центр. Всего выделяется три даньтяня – в области третьего глаза, в области солнечного сплетения и на два пальца (два цуня) ниже пупка.
Ида – левый энергетический канал, отвечающий за желание радоваться, осознание прошлого и стремление к расслаблению.
Каузальное тело – одно из семи тонких тел человека, связанное с чакрой Третьего глаза. Нечет в себе информацию о судьбе и поступках человека, влияющих на события его жизни. Связано с волей самого человека.
Манипура – желтая чакра, также называется чакрой Солнечного сплетения. Расположена на уровне диафрагмы, связана с инсулином и желудочно-кишечным трактом. Соответствует стихии Огня.
Море энергии – понятие, близкое к понятию чакры, но подразумевающее не отдельный вихрь энергии, а область тела, с ним связанную.
Муладхара – красная чакра, также называется Основной. Расположена в основании позвоночника, отвечает за мышечный тонус, связана с адреналином. Соответствует стихии Земли.
Нади – энергетические каналы, идущие вдоль позвоночника, в центре позвоночника проходит Сушумна, отвечающий за настоящее время, по бокам от него – Ида и Пингала (Инь и Янь).
Пингала – правый энергетический канал, отвечающий за активность, стремление к цели и ориентацию на будущее.
Прана – жизненная энергия, которая ассоциируется с дыханием.
Сахасрара – фиолетовая чакра, также называется оронной. Расположена на макушке головы, связана с эпифизом и сератонином. Отвечает за иррациональный опыт и связь с божественным (или космическим) началом.
Сватхистхана – оранжевая чакра, также называется Сакральной. Расположена в районе крестца, связана с половыми гормонами и мочеполовой системой. Соответствует стихии Воды.
Серебряный мост – основание черепа, содержащее множество активных точек, массаж которых позволяет расслабиться и снять усталость.
Сухожильное усиление – условные линии, идущие по рукам и ногам от кончиков пальцев. Их осознание позволяет перераспределять нагрузку на мышцы во время выполнения упражнений. В рамках игры по ним же магическая энергия проходит через руки.
Сушумна – центральный энергетический канал, проходящий в позвоночнике. С ним соединены все чакры. В основании Сушумны копится энергия Кундалини, сворачивающаяся наподобие змейки. Ряд практик позволяет направить эту энергию вверх по энергетическому каналу, открывая все чакры.
Чакра – энергетический вихрь, расположенный на позвоночнике. Принято выделять семь чакр, соответствующих семи цветам радуги, при этом красная находится в основании позвоночника, а фиолетовая – на макушке головы.
Эфир – энергетическое поле человека, в котором копится магическая энергия.
Эфирное тело – одно из семи тел человека, соответствующее Сакральной чакре. Является «копилкой» магической энергии.
Должности персонажей:
Куратор – мастер, отвечающий за обучение подшефных учеников. Смесь гувернантки с классным руководителем.
Мастер – персонаж, проводящий обучение других персонажей. Право обучать дает настоятель монастыря.
Настоятель – глава монастыря, старший учитель, которому подчиняются все персонажи, обитающие на территории монастыря.
Прочие термины:
Вэнсянбэй – узкая чашка, из которой во время чайной церемонии вдыхается аромат напитка. Чашка Янь.
Гундаобэй – чаша справедливости, в которую наливается заваренный в чайнике чай, чтобы потом его разлить по чашкам. Так во всех чашках получается одинаково заваренный чай.
Кайшу – стиль делового письма в каллиграфии.
Лишу – стиль каллиграфии, систематизированное письмо. Предшественник стиля кайшу.
Синшу – стиль каллиграфии, полускоропись. Иероглифы пишется быстро и размашисто, похоже на повседневное письмо китайцев.
Улун – полуферментированный чай. Изготавливается из взрослых листьев чайных кустов. Иногда ароматизируется жасмином и т.п.
Хэн – один из основных элементов каллиграфического письма, горизонтальная черта.
Цаошу – стиль каллиграфии, скоропись. Иероглифы пишутся одним росчерком и обычно очень трудно читаются. Это скорее абстрактное искусство, нежели передача информации.
Чабань – доска для чайной церемонии. Что-то вроде плоского ящика с лотком внутри.
Чабэй – широкая чашка, в которую во время чайной церемонии напиток переливается для питья. Чашка Инь.
Чатоу – подставка для чайной пары.
Чахе – небольшая плошка, в которую кладутся чайные листья перед заваркой. Нужна для знакомства с чаем.
Чжуаньшу – древний каллиграфический стиль с округлыми иероглифами. Применяется для печатей и гравировок.