Статья мастеров Храма Мудрости о рунной магии
О рунах можно говорить бесконечно долго, при этом единственным верным выводом окажется то, что у каждого свой северный путь. Рунная магия – это древняя наука, корни которой уходят в начало нашей эры, и мы можем доподлинно сказать лишь то, что к пятому веку нашей эры Старший Футарк – основной рунический алфавит, применяемый в магии – уже был сформирован. В нашем проекте рунная магия применяется не во всех своих аспектах, поскольку в таком случае она с лихвой заменит все остальные магические способности, доступные для развития персонажа.
В данной статье мы коротко расскажем о том, что такое руны и как они применяются в контексте нашей игры. Мы не ставим себе задачей в одном коротком тексте описывать реальное применение рун, хотя многое из указанного здесь имеет непосредственное отношение к реальным руническим практикам.
Итак, изучение рун начинается с изучения Старшего Футарка – древнескандинавского алфавита, состоящего из 24 символов. Обратите внимание, что в рунической традиции нет и не было пустой руны Верт, она была выдумана много позже и вовсе не специалистами по рунам. Для того чтобы понять значения рун, нужно посмотреть на них не как на россыпь символов, а как на последовательность, описывающую любой процесс от начала до логического завершения, тогда все нюансы значений станут более понятными, открывая истинный смысл древних символов.
У каждой руны есть значение, идущее из скандинавской мифологии, с которым уже связаны все последующие смыслы и способы её применения. Обратите внимание, что в данном случае мы не рассматриваем рунную мантику (способы гадания на рунах), только магическое применение. Руны идут в том порядке, в котором они представлены в алфавите. Опираясь на эти значения, вы можете отыгрывать магическое применение рун, выходящее за рамки канона, а также создание рунных амулетов. Однако в данном случае магия не должна противоречить канонам других способностей. Например, нельзя создавать порталы, так как магии пространства в нашем мире нет. Также нужно учитывать уровень развития способности у персонажа. Например, новичок рунной магии не сможет с помощью рун создать пламя, которое может создать лишь старший мастер магии Огня. Далее приведено описание рун в общем виде, которое позволит лучше понять значения каждого из символов Старшего Футарка.
Феху – это земное плодородие, развитие и приумножение материальных благ. Мифологически руна связана с коровой Аудумлой, вскормившей Имира, родоначальника Вселенной. Феху умножает богатства, дарит плодородие земле и скоту, оберегает дом от разорения. Она применяется в рунных амулетах для благополучия и материального достатка.
Уруз – это сила быка (или медведя), которая способствует восстановлению после болезни. Выпущенная без цели, энергия Ураз может быть тяжелой и разрушительной, её сложно держать под контролем. Как любая сильная руна, Уруз требует железной воли от мага, который её применяет, в таком случае её энергия будет направлена на достижение желаемой цели.
Турисаз – это шип, молот Тора, обоюдоострое оружие, которое поражает как самого мага, так и его противника. Руна могучего героя, загнанного в угол, позволяющая решить ситуацию резкими переменами, при которых уже не важно, пострадает ли тот, кто использует руны. Энергия руны сильна и разрушительна, но порой она является единственной доступной для изменения ситуации.
Ансуз – руна воздуха, развивающиеся на ветру одежды Одина. Она дарит легкость и позволяет услышать совет от судьбы или богов. Руна мудрых посланий и решений, которые приходят сами.
Райдо – руна пути, всадник, ведущий колесницу. Она требует от мага способности удержать узду, чтобы добраться до цели, но позволяет ускорить процесс или обезопасить дальнюю дорогу. Руна движения, которая помогает сдвинуть процесс «с мертвой точки», но с ней нужно быть готовым к переменам.
Кано (Кеназ) – факел или лучина, что помогают разглядеть истину во тьме, осознав то, что было скрыто прежде. Руна Кеназ – это руна знаний и правильного понимания. Она олицетворяет тот аспект магии Огня, который обозначает свет, но не жар. Свет знаний, луч надежды.
Гебо – руна воздуха, связанная с Асгардом – миром скандинавских верховных богов. Она олицетворяет дар богов, за который нужно чем-то заплатить. Также это руна общения, партнерства и сотрудничества. Принцип её действия заключается в том, что, получая что-то нужное, необходимо отдать что-то не менее ценное взамен.
Вуньо – руна радости и счастья, но она правильно работает лишь в том случае, если позволяет обрести заслуженный отдых после выполненного дела. В былые времена викинги наносил эту руну на оружие – на удачу. Она обозначает пир после успешного похода, во время которого появляется возможность расслабиться и отдохнуть, на время забыв о делах.
Хагалаз – руна града и разрушения. Она стирает с лица земли прошлое, открывая место новому. Хагалаз всегда тяжело переживается, но её последствия нередко оказываются лучше ожидаемых. Она помогает избавиться от тянущего прошлого, ненужных отношений, затянувшихся проблем, в качестве исцеляющей руны может разрушить болезнь, но не без ущерба для самого организма. Руна прошлого. В этом значении она говорит о том, что каким бы ни было прошлое, его невозможно вернуть, остается лишь пожинать его плоды в настоящем.
Наутиз – руна необходимости. Она помогает помнить о том, за что человек несет ответственность, улучшая самоконтроль в ущерб возможности расслабиться. Нанесенная на ноготь, она бережет от ядов и ослабляет опьянение. Руна связана с будущим, в котором, в представлении скандинавов, будет то, что должно произойти.
Исса – руна льда, ведущая в мир инеистых великанов. Вообще скандинавы выделяли две основополагающие стихии, в единстве и борьбе которых рождается и умирает мир. Одна из них как раз воплощенный этой руной лёд. Исса – очень сильный щит, который, подобно ледяной скале, блокирует атаку, но не дает и атаковать в ответ. Она стремится к вечной стабильности без развития, но и без распада.
Йера – руна плодородия, обозначающая год, по итогам которого собирается урожай. Это руна постепенного планомерного развития, которая требует стабильной работы, в результате которой со временем будет нужный результат. Она связана со всеми ритмичными и цикличными процессами, цель которых – стабильность – смена времен года, сердцебиение, лунные циклы, созревание, взросление и т.п.
Эйваз – руна мирового дерева Иггдрасиля, в которой заложено понятие стабильности и опоры. Именно на мировом дереве Один висел девять дней, пронзив себя копьем, перед тем, как постиг руны. На Иггдрасиле расположены все девять миров, в его корнях находится черных дракон Ниддхёг, предвестник Рагнарека. Эйваз дает ощущение уверенности, позволяя восстановить силы и опереться на сами законы мироздания, которые хотя бы сейчас неизменны.
Перто – руна тайны и судьбы, жизни и смерти. Она помогает осознать скрытое и найти утерянное, неся трансцендентный опыт. В ней не только тайны новых видов магии и постижение законов мироздания, но и ответ на главный вопрос жизни – что приходит, следом за смертью.
Альгиз – руна тростника, шуршащего при приближении врага. Она дает бдительность и осторожность, наполняя жизненными силами. Её не стоит путать с руной Манн Младшего Футарка, который, в отличие от Старшего, в традиции не использовался для магических действий. Это – защитная руна, но её защита более мягкая и гибкая по сравнению с той, что дает Исса.
Совуло – руна солнца и победы, отражающая счастье человека, стремящегося к своей цели и идущего верным путем. Тот, кто обрел свой путь, начинает чувствовать, как все вокруг ему помогает, давая знаки, подсказки и ресурсы, позволяющие идти дальше по выбранному пути, но для того, чтобы Совуло действовала, нужно четко видеть перед собой эту цель и всем сердцем желать её достижения.
Тейваз – руна героя, стрела или копье, выпущенные в цель. Она отражает правду и готовность к самопожертвованию. Стрела уже не различает, во врага она летит или в друга, но в благих целях именно Тейваз может усилить любую рунную формулу. Она также применялась в качестве подписи на договорах, тем самым, обозначая, что тот, кто посмеет нарушить обязательства, будет вынужден отвечать перед своей судьбой.
Беркана – руна березы, женское материнское начало, природа, земля, плодородие и забота о детях. Она дает ощущение безусловной защиты, которое испытывает ребенок, находящийся рядом с матерью. Это – исцеляющая руна, она также помогает беременным, матерям и маленьким детям. Руна связана с Фригг – женой Одина.
Эваз – руна восьминогого коня Слейпнира, на котором Один путешествовал по мирам. Она позволяет получать новые знания, выходя за границы собственного сознания, давая шаманский опыт и помогая в обучении. Эта руна полезна всем, кто учится или пытается постичь истины о мироздании, также она бережет в пути и помогает постичь звериный облик.
Маннац – руна личности, человека как такового. Она отражает развитие, самосознание, всю глубину человеческой натуры, выраженную в непостижимом понятии «Я», добраться до смысла которого порой сложнее, чем понять законы внешнего мира. В практике Маннац обычно составляет основу личного рунного амулета, отражая конкретного человека, образ которого представляется при начертании руны.
Лагуз – руна воды и интуиции, личная руна Фрейи – скандинавской богини любви и красоты. Она помогает улучшить способности к прорицанию, а также убедить собеседника. Для этого Лагуз нужно визуализировать на лбу собеседника. Это – сильная женская руна, которая отражает ту часть женского начала, которая заложена в магии, энергии Луны и воды. Если Беркана – это женское биологическое начало, то Лагуз – энергетическое.
Ингуз – руна плодородия в её мужском аспекте, личная руна бога Фрейра, которому поклонялись землепашцы. Также эта руна дает защиту мест для ритуалов и обозначает завершение действий. Ингуз – исцеляющая руна, отвечающая за мужское здоровье.
Отила – руна оталя – длинного дома, в котором проходила вся жизнь германо-скандинавских народов в древности. В этом доме жило несколько поколений, в нем проводились ритуалы, хранились все пожитки, а в боковых пристройках жил скот. Других построек попросту не было. То есть значение руны оказывается намного шире, чем просто благополучие дома и семьи. В ней вся повседневная жизнь, а также традиции рода, клана, племени, нации, верность религии. В рунескриптах она обозначает домашнее благополучие, а также олицетворяет конкретные помещения, к которым нужно отнести формулу.
Дагаз – руна дня и пламени, личная руна бога Локи. Отражение второй стихии, родившей мир. Дагаз сжигает все, вызывая резкие необратимые перемены, создавая открытый огонь, разжигая страсть, усиливая эмоции, снося все на своем пути. В пламени Муспелльсхейма, мира огня, погибнет мир во время Рагнарека, но лишь для того, чтобы вновь возродиться в ином виде.
Таким образом, каждая из рун Старшего Футарка несет в себе один основной смысл, вокруг которого выстраиваются все остальные трактовки символа и способы его применения на практике. В символах можно проследить скандинавский космогонический миф, отражающий рождение нашего мира изо льда и пламени и его гибель и возрождение в день Рагнарека. В игре вы можете комбинировать руны, складывая их в рунескрипты, или применять по одной. Главное – обосновывать, почему вы считаете, что в данной ситуации эта руна сработает именно так.
Итак, изучение рун начинается с изучения Старшего Футарка – древнескандинавского алфавита, состоящего из 24 символов. Обратите внимание, что в рунической традиции нет и не было пустой руны Верт, она была выдумана много позже и вовсе не специалистами по рунам. Для того чтобы понять значения рун, нужно посмотреть на них не как на россыпь символов, а как на последовательность, описывающую любой процесс от начала до логического завершения, тогда все нюансы значений станут более понятными, открывая истинный смысл древних символов.
У каждой руны есть значение, идущее из скандинавской мифологии, с которым уже связаны все последующие смыслы и способы её применения. Обратите внимание, что в данном случае мы не рассматриваем рунную мантику (способы гадания на рунах), только магическое применение. Руны идут в том порядке, в котором они представлены в алфавите. Опираясь на эти значения, вы можете отыгрывать магическое применение рун, выходящее за рамки канона, а также создание рунных амулетов. Однако в данном случае магия не должна противоречить канонам других способностей. Например, нельзя создавать порталы, так как магии пространства в нашем мире нет. Также нужно учитывать уровень развития способности у персонажа. Например, новичок рунной магии не сможет с помощью рун создать пламя, которое может создать лишь старший мастер магии Огня. Далее приведено описание рун в общем виде, которое позволит лучше понять значения каждого из символов Старшего Футарка.
Феху – это земное плодородие, развитие и приумножение материальных благ. Мифологически руна связана с коровой Аудумлой, вскормившей Имира, родоначальника Вселенной. Феху умножает богатства, дарит плодородие земле и скоту, оберегает дом от разорения. Она применяется в рунных амулетах для благополучия и материального достатка.
Уруз – это сила быка (или медведя), которая способствует восстановлению после болезни. Выпущенная без цели, энергия Ураз может быть тяжелой и разрушительной, её сложно держать под контролем. Как любая сильная руна, Уруз требует железной воли от мага, который её применяет, в таком случае её энергия будет направлена на достижение желаемой цели.
Турисаз – это шип, молот Тора, обоюдоострое оружие, которое поражает как самого мага, так и его противника. Руна могучего героя, загнанного в угол, позволяющая решить ситуацию резкими переменами, при которых уже не важно, пострадает ли тот, кто использует руны. Энергия руны сильна и разрушительна, но порой она является единственной доступной для изменения ситуации.
Ансуз – руна воздуха, развивающиеся на ветру одежды Одина. Она дарит легкость и позволяет услышать совет от судьбы или богов. Руна мудрых посланий и решений, которые приходят сами.
Райдо – руна пути, всадник, ведущий колесницу. Она требует от мага способности удержать узду, чтобы добраться до цели, но позволяет ускорить процесс или обезопасить дальнюю дорогу. Руна движения, которая помогает сдвинуть процесс «с мертвой точки», но с ней нужно быть готовым к переменам.
Кано (Кеназ) – факел или лучина, что помогают разглядеть истину во тьме, осознав то, что было скрыто прежде. Руна Кеназ – это руна знаний и правильного понимания. Она олицетворяет тот аспект магии Огня, который обозначает свет, но не жар. Свет знаний, луч надежды.
Гебо – руна воздуха, связанная с Асгардом – миром скандинавских верховных богов. Она олицетворяет дар богов, за который нужно чем-то заплатить. Также это руна общения, партнерства и сотрудничества. Принцип её действия заключается в том, что, получая что-то нужное, необходимо отдать что-то не менее ценное взамен.
Вуньо – руна радости и счастья, но она правильно работает лишь в том случае, если позволяет обрести заслуженный отдых после выполненного дела. В былые времена викинги наносил эту руну на оружие – на удачу. Она обозначает пир после успешного похода, во время которого появляется возможность расслабиться и отдохнуть, на время забыв о делах.
Хагалаз – руна града и разрушения. Она стирает с лица земли прошлое, открывая место новому. Хагалаз всегда тяжело переживается, но её последствия нередко оказываются лучше ожидаемых. Она помогает избавиться от тянущего прошлого, ненужных отношений, затянувшихся проблем, в качестве исцеляющей руны может разрушить болезнь, но не без ущерба для самого организма. Руна прошлого. В этом значении она говорит о том, что каким бы ни было прошлое, его невозможно вернуть, остается лишь пожинать его плоды в настоящем.
Наутиз – руна необходимости. Она помогает помнить о том, за что человек несет ответственность, улучшая самоконтроль в ущерб возможности расслабиться. Нанесенная на ноготь, она бережет от ядов и ослабляет опьянение. Руна связана с будущим, в котором, в представлении скандинавов, будет то, что должно произойти.
Исса – руна льда, ведущая в мир инеистых великанов. Вообще скандинавы выделяли две основополагающие стихии, в единстве и борьбе которых рождается и умирает мир. Одна из них как раз воплощенный этой руной лёд. Исса – очень сильный щит, который, подобно ледяной скале, блокирует атаку, но не дает и атаковать в ответ. Она стремится к вечной стабильности без развития, но и без распада.
Йера – руна плодородия, обозначающая год, по итогам которого собирается урожай. Это руна постепенного планомерного развития, которая требует стабильной работы, в результате которой со временем будет нужный результат. Она связана со всеми ритмичными и цикличными процессами, цель которых – стабильность – смена времен года, сердцебиение, лунные циклы, созревание, взросление и т.п.
Эйваз – руна мирового дерева Иггдрасиля, в которой заложено понятие стабильности и опоры. Именно на мировом дереве Один висел девять дней, пронзив себя копьем, перед тем, как постиг руны. На Иггдрасиле расположены все девять миров, в его корнях находится черных дракон Ниддхёг, предвестник Рагнарека. Эйваз дает ощущение уверенности, позволяя восстановить силы и опереться на сами законы мироздания, которые хотя бы сейчас неизменны.
Перто – руна тайны и судьбы, жизни и смерти. Она помогает осознать скрытое и найти утерянное, неся трансцендентный опыт. В ней не только тайны новых видов магии и постижение законов мироздания, но и ответ на главный вопрос жизни – что приходит, следом за смертью.
Альгиз – руна тростника, шуршащего при приближении врага. Она дает бдительность и осторожность, наполняя жизненными силами. Её не стоит путать с руной Манн Младшего Футарка, который, в отличие от Старшего, в традиции не использовался для магических действий. Это – защитная руна, но её защита более мягкая и гибкая по сравнению с той, что дает Исса.
Совуло – руна солнца и победы, отражающая счастье человека, стремящегося к своей цели и идущего верным путем. Тот, кто обрел свой путь, начинает чувствовать, как все вокруг ему помогает, давая знаки, подсказки и ресурсы, позволяющие идти дальше по выбранному пути, но для того, чтобы Совуло действовала, нужно четко видеть перед собой эту цель и всем сердцем желать её достижения.
Тейваз – руна героя, стрела или копье, выпущенные в цель. Она отражает правду и готовность к самопожертвованию. Стрела уже не различает, во врага она летит или в друга, но в благих целях именно Тейваз может усилить любую рунную формулу. Она также применялась в качестве подписи на договорах, тем самым, обозначая, что тот, кто посмеет нарушить обязательства, будет вынужден отвечать перед своей судьбой.
Беркана – руна березы, женское материнское начало, природа, земля, плодородие и забота о детях. Она дает ощущение безусловной защиты, которое испытывает ребенок, находящийся рядом с матерью. Это – исцеляющая руна, она также помогает беременным, матерям и маленьким детям. Руна связана с Фригг – женой Одина.
Эваз – руна восьминогого коня Слейпнира, на котором Один путешествовал по мирам. Она позволяет получать новые знания, выходя за границы собственного сознания, давая шаманский опыт и помогая в обучении. Эта руна полезна всем, кто учится или пытается постичь истины о мироздании, также она бережет в пути и помогает постичь звериный облик.
Маннац – руна личности, человека как такового. Она отражает развитие, самосознание, всю глубину человеческой натуры, выраженную в непостижимом понятии «Я», добраться до смысла которого порой сложнее, чем понять законы внешнего мира. В практике Маннац обычно составляет основу личного рунного амулета, отражая конкретного человека, образ которого представляется при начертании руны.
Лагуз – руна воды и интуиции, личная руна Фрейи – скандинавской богини любви и красоты. Она помогает улучшить способности к прорицанию, а также убедить собеседника. Для этого Лагуз нужно визуализировать на лбу собеседника. Это – сильная женская руна, которая отражает ту часть женского начала, которая заложена в магии, энергии Луны и воды. Если Беркана – это женское биологическое начало, то Лагуз – энергетическое.
Ингуз – руна плодородия в её мужском аспекте, личная руна бога Фрейра, которому поклонялись землепашцы. Также эта руна дает защиту мест для ритуалов и обозначает завершение действий. Ингуз – исцеляющая руна, отвечающая за мужское здоровье.
Отила – руна оталя – длинного дома, в котором проходила вся жизнь германо-скандинавских народов в древности. В этом доме жило несколько поколений, в нем проводились ритуалы, хранились все пожитки, а в боковых пристройках жил скот. Других построек попросту не было. То есть значение руны оказывается намного шире, чем просто благополучие дома и семьи. В ней вся повседневная жизнь, а также традиции рода, клана, племени, нации, верность религии. В рунескриптах она обозначает домашнее благополучие, а также олицетворяет конкретные помещения, к которым нужно отнести формулу.
Дагаз – руна дня и пламени, личная руна бога Локи. Отражение второй стихии, родившей мир. Дагаз сжигает все, вызывая резкие необратимые перемены, создавая открытый огонь, разжигая страсть, усиливая эмоции, снося все на своем пути. В пламени Муспелльсхейма, мира огня, погибнет мир во время Рагнарека, но лишь для того, чтобы вновь возродиться в ином виде.
Таким образом, каждая из рун Старшего Футарка несет в себе один основной смысл, вокруг которого выстраиваются все остальные трактовки символа и способы его применения на практике. В символах можно проследить скандинавский космогонический миф, отражающий рождение нашего мира изо льда и пламени и его гибель и возрождение в день Рагнарека. В игре вы можете комбинировать руны, складывая их в рунескрипты, или применять по одной. Главное – обосновывать, почему вы считаете, что в данной ситуации эта руна сработает именно так.