Линь Ян Шо
{{flash.message}}

История Поднебесной - Западная Чжоу

Сообщений: 19
АвторПост
Младший мастер
12.11.2011 13:59

Юэ слушала продолжение лекции, замечая, что её все больше нравилось Западное Чжоу. Законы чем-то напоминали те, что были в клане, только здесь не было каст. Она знала, что строгий порядок нужен для того, чтобы все жители страны подчинялись одному правителю, например, вождю. Ещё ей понравилось, что сифу Ньяо сказал об отмене человеческих жертвоприношений. Будучи тигром и почти воином клана Юэ не понимала, почему нужна была какая-то показательная жестокость, ведь Будда говорил, что важна любая жизнь. Вряд ли жертвы нужны были ему.

Услышав про Сюань Вана она чуть не подпрыгнула на месте, вспомнив, как учила эту оду, провинившись перед наставницей. Там его хвалили как смелого военачальника, а оказалось, что он все равно не справился с тем, чтобы спасти царство. Отношение к этой персоне у девочки было неоднозначным. Во-первых, она злилась на саму оду а то, что её пришлось учить, да ещё и в сочетании с упражнениями на контроль Огня. Её ночью разбуди, она расскажет этот текст наизусть. Во-вторых, Сюань Вана сравнивали с тигром, то есть он все же был персонажем симпатичным. В-третьих, он все же не справился, не спас царство, которое было разграблено каким-то племенем.

Вопросов не было, потому что будущая воительница сейчас вспоминала слова оды и думала о том, как же нужно относиться к этому Сюань Вану и так ли он похож на тигра, как написано в Шизцин.

A soldier on my own, I don't know the way
I'm riding up the heights of shame
I'm waiting for the call, the hand on the chest
I'm ready for the fight, and fate.
Обитатель
16.11.2011 02:24

Игорь слышал о том, что в китайской культуре немало места занимали сильные и жесткие правители, но подробное описание все равно... впечатляло. Жесткие законы, крепкая власть... С одной стороны - хорошо, с другой же любой захват рано или поздно начинает скорее душить, чем удерживать. И удушаемый вырывается.
Ошибки правителей губят государство. Так получилось с предшественником Западного Чжоу, так вышло и с самим царством... Цикличность истории?

Серов так глубоко задумался, что едва не пропустил вопрос, завершивший мягкую речь сифу Ньяо. Подумав, Игорь остановился не на том, что привлекло изначально - если Сюань Ван удостоился целой оды, то наверняка ему целую отдельную лекцию можно посвятить. А вот два других факта стоило уточнить.

- Сифу Ньяо, - спросил Игорь, - а из-за чего ремесленники изначально были недовольны Ли Ваном? Еще до ужесточения законов. И как именно кризису рабовладения помогли железные орудия?

Старший мастер
05.12.2011 18:02

У Игоря оставались вопросы, говорившие о том, что он с интересом слушал лекцию и пытался осмыслить процессы, происходившие в Западном Чжоу.

- Ли Ван был алчным человеком и быстро стал повышать налоги, что ремесленникам, конечно, не нравилось, - ответил Ньяо. – Это было изначальной причиной недовольства многих слоев населения, но по большей части как раз ремесленников и торговцев. А железные орудия увеличивают производительность труда, влияя на распределение обязанностей. Я вынужден сделать небольшое отступление, рассказав о том, что такое система колодезных земель, с которой тесно связаны проблемы изменений в Западном Чжоу.

Тема цзинтянь была не только исторической, но и философской. Она вызывала много споров на протяжении всей истории Китая и сама по себе заслуживала отдельной лекции, на которую сейчас не было времени.

- Система справедливого разделения земель на девять участков вокруг колодца получила название цзинтянь. Она отражала чжоусское представление о справедливости землевладения, уплаты налогов и управления государством. При этом вся земля принадлежала государству и выдавалась подданным за службу, что постепенно приводило к укреплению отдельных провинций и местной власти. Многие идеализировали эту систему, поздние авторы считали, что система цзинтянь утопична, несмотря на кажущуюся простоту. Так вот, в Западном Чжоу земли довольно быстро стали распределяться по принципу колодезных полей, но под конец существования царства стали появляться документы, свидетельствовавшие о купле-продаже земли, что при системе, когда все земли принадлежат государству, невозможно. Эти сделки происходили с так называемыми «добавочными полями», теми, что находились в частной собственности. Владельцы охотнее вкладывали в них деньги, поэтому эти поля приносили доход, в то время как государственные приходили в запустение. Начало использования железа приводит к росту экономики, требуя более жесткого разделения труда и социального расслоения. Западное Чжоу находилось на стадии раннего рабовладельческого общества, и существовавший в нем строй не соответствовал иерархии, необходимой новой экономике. Были именно рабы, были те, кто в чем-то был ограничен в правах, но вроде бы как и не раб, были рабы, имевшие какие-то права, но все это было слишком сыро для того, чтобы честные землевладельцы, которым принадлежали «добавочные» поля, могли эффективно управлять своими владениями. На следующих занятиях мы ещё затронем эту тему.

Тема была очень сложной, а время лекции подошло к концу. История требует обширных знаний экономики, географии, философии и ряда других, иначе приходится затрагивать темы, не предполагавшиеся на занятии. Но Ньяо нравился интерес Игоря к занятию.

- На сегодня на этом закончим, можете быть свободны, - объявил мастер.

Обитатель
06.12.2011 15:13

При знакомстве с чужой культурой зачастую интереснее всего подмечать не крупные отличия, заметные сразу, а мелкие различия и сходства, проявление неожиданного родства нового и знакомого... и границы между ними.
Вот как сейчас - древнекитайская земельная система была одновременно и в чем-то знакомой, и совершенно иной, непохожей на привычные Игорю способы распределения земли.
Но опять-таки - тем и интереснее, верно? Что же будет на следующем занятии? И сколько еще занимательного можно узнать об истории Китая?

- Благодарю вас, сифу Ньяо, - вежливо поклонился Серов, поднимаясь.
Он надеялся, что другие вынесли с этого урока столько же, сколько и он сам.