Автор | Пост |
---|
Старший мастер | Син старался, но в его движениях проскальзывала какая-то прежняя неверная техника, поэтому сила ударов была меньше, чем могла бы быть. У ученика были довольно сильные руки, и сейчас должны были сказываться упражнения типа отжиманий, так что дело было больше в технике, чем в физической подготовке. - Неплохо, но не дергайся, - сказал Ян. – Веди удар максимально прямо – не выворачивай локти, не пытайся увеличить размах, и увереннее. Ты должен камни ломать такими ударами. Бей на выдохе, цель удара не в движении, а в конечной точке. Давай ещё. Рука напрягается в момент удара. Лю вновь начал отсчитывать десятки ударов, все также сбивая ритм. Технику удара нужно просто почувствовать, после этого она становится одинаково понятной в любой форме кисти, а также при использовании оружия и при ударах ногами. Прямой удар кулаком – основа, от которой идет все остальное. Из того, как ученик справляется с ним, видна и вся остальная техника. Все прочие красивые ухищрения типа «черный тигр вырывает сердце» могут быть лишь после того, как поставлен простой удар, как всякие хитрые стойки возможны лишь на основе позы всадника. The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |
Ученик | Грхм. Сифу заметил его недочеты... Что уж говорить, не недочеты, а слошное недоразумение - еще бы он не заметил такое! Опять надо было концентрироваться на куче вещей одновременно - тело благоразумно молчало, вступая на территорию незнакомых ему движений. Удар... Конечная цель... Точка... Точка соприкосновения его силы с силой невидимого противника... Син глубоко вдохнул и выдохнул. Он вернулся в стойку. быть может, еще одна проблема была в том, что он задерживал ощущение энергии в кулаке - на самом краю. Стоило попробовать, выпустить эту энергию... Но вот куда? Реального препятствия нет, а воображаемая энергия сама по себе не сбросится в воздух. Или не такая уж воображаемая? Син призадумался. Возможно, чрезмерное напряжение в конце удара следствие того, что он задерживает эту самую энергию. Возможно теперь не придется усиленно поворачивать локти, амортизируя собственный же удар. Син начал движение с первым словом наставника. Раз-и-два-и-три... Да, теперь он явно ощутил меньше толчка и больше удара. Удар был "сухой", стреляющий, настолько резкий, что просто не успевал нарушить равновесие, что, впрочем бы ему все равно не удалось, так как волею судьбы крепко стоять в стойке Син научился. Можно было себя поздравить... Или не стоило? Син завершил серию, подгоняя движение под ритм сифу. Конечно, не все удары легли на счет идеально, но этот раз был явно успешнее. |
Старший мастер | - Намного лучше, - сказал Ян, заметив явные успехи Сина в следующей серии ударов. – Теперь немного усложним. Связка блока с ударом. Лю встал в левостороннюю стойку, при этом левая рука, согнутая в локте, находилась на блоке от удара, наносимого сверху вниз. Дальше был шаг с ударом правой рукой, таким же, как в прошлом упражнении, за ним правая рука шла на блок сверху, в то время как левая возвращалась к бедру для замаха на удар. Каждое движение было резким и четким, каждый удар шел на выдохе, а шаги получались «земными», то есть без прыжков и быстрых переходов, чтобы в стойке сохранялось максимальное равновесие. - При блоке обрати внимание, что локоть наклонен, чтобы удар прошел вскользь. И блокируй боком руки, чтобы если что под удар попала только одна кость, та, что со стороны мизинца, - пояснил Ян те моменты, на которые Син мог не обратить внимания, наблюдая за упражнением со стороны. – Приступай. Он вновь стал отсчитывать десятки шагов, наблюдая за учеником. Пока это все были основы, на которых строится дальнейшая техника. Связки блоков и ударов воспитывают нужные рефлексы, когда тело запоминает правильные движения, следующие за собственной атакой. The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |
Ученик | Син во все глаза смотрел на учителя. "Блок", который он использовал был Сину в новинку. Естественным его никак не назовешь. Привычнее было бы отклониться и отмахнуться, но... Но Син решил, что с него довольно уличных драк. Раз уж решил учиться - надо учиться. Син опять постоял пару мгновений, обрабатывая в голове увиденное и цепляясь за мелочи. Наконец, Син вернулся в стойку. Надо было как-то так поднять руку... Тут сифу начал считать. Син прошипел что-то невнятное и принялся выполнять серию. Поднял... шагнул... ударил и поднял... нет, сначала шагнул... Ррррр.... Все демоны ада! Син кое-как уловил общий ритм движения, в этот раз невидимый соперник должен был дубасить его сверху. Если бы Син сразу его представил, было бы легче. Сказывалось время, проведенное в покое. Как обманчив мир... и как он затягивает... - в очередной раз подумал Син. Син "добил" упражнение. На лбу выступили капельки пота. Однако, он не устал, сказывалось другое. Что другое, Син пока сформулировать не мог, впрочем он пока не особо и старался. Никто ведь не говорил, что будет легко. Пусть даже дело не в тяжелых нагрузках, а в сложности концентрации и... волнении? Могло ли быть так, что Син волновался в присутствии другого человека? Вот уж странный факт для мальчишки, которого мнение окружающих интересовало в последнюю очередь. |
Старший мастер | Это упражнение давалось Сину тяжелее, чем предыдущее. Оно требовало хорошей концентрации, особенно, когда приходится подстраиваться под ритм счета. Но в драке ещё сложнее, если цель в ней – победа, техника должна быть отработана как следует, и сложные упражнения ещё важнее, чем простые. - Хорошо. Не забывай о том, что означает каждое движение. Блок – это блок, например от палки, которой тебя пытаются ударить сверху, удар – это удар, например, в челюсть тому, кто на тебя нападает, - сказал Ян, заметив, что Син взмок от нагрузки, которая пока была небольшой. – Теперь восстанови дыхание и попытайся сесть на шпагат. Только не спеши. Нужно было немного чередовать нагрузки, пока ученик не выдохся раньше времени. Ноги были его слабым местом, значит, и с ударами ногами будет немало проблем, поэтому важны упражнения, которые готовят к ним тело. - Хорошая растяжка нужна для ударов ногами, - пояснил Ян. – Они применяются реже, чем удары руками, но намного мощнее по силе. Она же нужна для низких стоек стиля кобры, позволяющих быстро уходить от атак и быстро контратаковать. Не забывай об этом во время самостоятельных тренировок. The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |
Ученик | Блок - защита, удар - нападение, что уж тут непонятного. Вопрос лишь в применимости данных приемов. Сумеет ли Син сделать именно то, что он изучал, когда прит время или в сложной ситуации вновь вернется к своему "стилю без стиля" - вот какой вопрос его занимал. Нутром он чувствовал, что нужно отрабатывать технику как можно больше, чтобы сравнять ее со всеми остальными привычками. Теперь ему предстоял шпагат. Практичность шпагата вызывала у Сина сомнения, но коль уж сказали делать - надо делать. Син, устраиваясь пониже, подумал о том, что ему ближе крепко стоять на ногах и раздавать удары кулаками, нежели изображать из себя танцора. Стиль кобры... Почему-то у Сина змея, помимо мудрости, ассоциировалась с какой-то темнотой и брезгливостью, что ли. То ли дело дракон... Син покряхтел, покряхтел, однако, хотя и был более-менее гибок, до земли ему оставалось сантиметров тридцать-сорок. Суставы грозили треснуть, на этот раз Син прислушался к своему организму. Связки яростно ныли, прося пощады у невесть почему разъярившегося хозяина. Син повернулся чуть влево, чуть вправо - никакого эффекта. Видимо, это был его предел. Почему-то теперь его одолели сомнения... Низкие стойки - это конечно хорошо, но... Син кряхтя выдохнул:
|
Старший мастер | Ян терпеливо ждал, пока Син выполнит упражнение, требующее определенной концентрации, особенно с непривычки. Парень явно не развивал в себе гибкость, и с возрастом это будет все сложнее исправить, но для начала результат был неплохим. - Биться можно и без обеих ног, но зачем себя искусственно ограничивать? – спросил Лю, услышав вопрос ученика. – Ты пойми, что гибкость – это одно из твоих преимуществ в бою, её нужно развивать наравне со всем остальным. Для наглядности стоило перейти к ударам ногами, хотя бы в чисто символическом объеме, чтобы обозначить перед Сином задачи на ближайшие тренировки. - Следующее упражнение будет таким, - Лю занял левостороннюю стойку, при которой правая рука была отведена на замах, а левая держала блок. – Обычный прямой удар ногой. Выполняется он так, - Ян согнул правую ногу в колене, затем нанес удар по воздуху примерно на уровне шеи, после чего вернулся в исходную стойку. – Логика движения та же, что и при ударе рукой. Задача не просто высоко махнуть ногой, а именно ударить. Давай пока в своем темпе. Считать сейчас было бесполезно – Сину важнее почувствовать равновесие и логику движения, а потом уже можно говорить о ритме и скорости. The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |
Ученик | В чем преимущество гибкости Син не понял, но спорить не стал. Надо - так надо. Он оперся на руки, чуть выполз вперед и медленно встал. Ноги словно разъезжались в стороны. Син покачал одной ногой, потом второй - что-то хрустнуло, и он удовлетворенно поставил ногу на землю. Все-таки этот шпагат довольно неприятная штука, а главное, наскоком его не возьмешь. Син поглядел, как сифу бьет ногой. У него махи ногами выше ровня пояса всегда ассоциировались с танцами. Здесь, видимо, придерживались другого мнения. Посмотрим, что получится у Сина. Он выпрямился, вдохнул и махнул ногой вперед - довольно вяло. Затем еще раз. Нога шла по дуге снизу до верху, точнее до уровня груди. Тут Син вспомнил, что сифу бил выше - нужно было исправлять ситуацию. Он сделала солидный мах с подшагом и... ударная нога потянула вперед и опорную, та съехала вперед и Син грохнулся пятой точкой прямо на землю. Ууу.... Доставалось ему и сильнее, но боль от ушибленного копчика по эффекту была просто поразительна. Син поднялся на ноги, потирая ушибленное место. Краем глаза он взглянул на сифу - небось смеятся сейчас будет - и, уже не столь активно, продолжил удары ногами. Досчитав до десяти он остановился и повернулся к учителю. |
Старший мастер | С ударами ногами все складывалось трагично. Даже если не брать в расчет полученную учеником травму, не относившуюся к числу опасных, упражнение показало немало слабых сторон, над которыми Сину предстояло работать. В первую очередь – координация движений и умение держать равновесие. Над неудачей ученика Ян не смеялся – не все изучают рукопашный бой после цирковой акробатики, а начало своей работы в цирке Лю вообще вспоминать не любил. Как, впрочем, и все то время. - Во-первых, ногу перед ударом нужно сгибать, так удар будет быстрее и точнее, - сказал мастер о главной ошибке, которую сейчас допустил Син. – Не можешь бить высоко – бей ниже, но четко. Опорную ногу до конца не выпрямляй – и колено целее будет, и удар выше. Давай ещё раз. Несмотря на ушиб, полученный учеником, Ян считал, что упражнение необходимо повторить, чтобы в памяти тела отложилась правильная форма движения. Пока все то, что пытался проделать Син, не имело никакого отношения к боевой технике, и какой бы стиль он ни выбрал в дальнейшем, хотя бы основы ударов ногами он должен был выучить. Что толку от прочей техники, когда не можешь банально устоять на ногах? Лю вновь стал считать до десяти, медленно, чтобы у Сина было время сориентироваться. The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |
Ученик | Кто бы сомневался, что учитель выберет именно это упражнение для повтора. Естественно, нужно показать нерадивому ученику где его место: что может он, а что может учитель... Ничего, мы еще покажем, на что способны. А пока, торопиться не стоило. Син снова начал продвижение вперед.
|
Старший мастер | Лучше, хоть и далековато до того, что можно было считать ударами ногами. Ян видел, что ученик старается понять технику, но пока подготовки не хватает для того, чтобы удары ногами он чувствовал не хуже, чем удары рук. - Да, как-то так. Удар идет так же, как и кулаком – энергия приходит в конечную точку, - пояснил Лю. – Будешь отрабатывать самостоятельно, когда с этим ударом разберешься, покажу более сложные. И надо тебе заниматься ногами. Если в стиле и важно учесть свои преимущества, делая акцент на изучении тех техник, к которым наилучшим образом приспособлено твое тело, это вовсе не означает, что на свои недостатки нужно забить. Опытный противник быстро видит слабые места, простив бойца, не владеющего собственными ногами, можно обойтись небольшим набором блоков от ударов рук и побеждать на бросках, учитывая неустойчивость стоек. При этом работать над собственными слабостями особенно неприятно, потому что до того, как начинаешь замечать свои успехи, проходит немало времени, зато успеваешь пробеситься из-за собственных неудач. - Для начала учись стоять на одной ноге. Первое время вторую можешь упереть стопой в колено опорной, как в позе дерева в йоге, потом задерживай в точке удара. Понимаешь, для чего это тебе нужно? The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |
Ученик | Вопрос сифу застал Сина врасплох. Не то чтобы он не задумывался о содержании занятий, но он все же предполагал, что учителю виднее - что и зачем надо делать. Свои версии Син оставлял именно как версии, не принимая их до конца. Поэтому предложение высказать свое мнение на счет предназначения ударов и упражнений Сина озадачило - не хотелось попасть впросак. -Стать устойчивее... - напрашивался только самый очевидный ответ, других Син не видел. Устойчивость - штука, конечно, относительная, иной раз и кувыркнуться для пользы дела можно... Однако, падения на землю Сину не нравились хотя бы потому, что память подсказывала - стоило в драке ему оказаться на земле, как дальше дело превращалось в простое "запинывание" лежачего. Проблема устойчивости при ударе ногой была очевидна - стоишь-то в этотм момент на одной ноге, а не на двух! Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что на одной ноге вкопанный столб не поизображаешь. |
Старший мастер | - И это тоже, - кивнул Ян. – Чтобы побеждать, ты должен не только развивать в себе силу, но и искоренять свои слабости. Старший мастер очень не любил всякую общую философию в лучших традициях жанра у-ся, он ограничивался лишь той ещё частью, которой видел логичное применение на практике. Если он и начинал подобного род беседы, как назревала сейчас с Сином, то исключительно с целью объяснить на пальцах, чего же он хочет добиться от тренировок. - Сейчас твоя слабость – ноги. Они тебя не держат, они медленные и ты ими пока не умеешь бить. И это в драке хуже, чем не очень сильные удары руками, поэтому над ними работать придется не меньше, чем над стойками и атаками, - уверенно сказал Лю. – Когда явных слабостей не будет, можно будет решать с более удобным для тебя стилем. По сегодняшнему занятию все понятно? Син ещё не успел сильно устать, но после перерыва нагрузки следовало увеличивать постепенно. The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |
Ученик | Сила... слабости... То, что говорил сифу было понятным, но вызывало некоторые вопросы. Если хочешь научиться драться, но плохо танцуешь, означает ли это, что ты должен научиться хорошо танцевать? А петь или рисовать? Где-то ведь должна быть граница, которая определяет - вот эта моя слабость мне мешает, а эта - нет. - Если избавляться от всех слабостей, можно заниматься вечно... - буркнул Син. В самом деле, есть ли совершенный человек? Тот, кто честно сможет сказать: у меня нет слабостей в бою. Может, все же, стоит отработать один или два удара до совершенства, чем цепляться за универсальность, которая приводит к тому, что ты знаешь тысячу техник, но так как уделял каждой из них равное внимание, все они развиты плохо. Вопрос для Сина повис в воздухе. В любом случае, он не собирался спорить с наставником - если он считает, что удары ногами ему - Сину - нужны, он ими займется. Далее будет видно: пригодятся ему эти навыки или нет. Вопросов, по крайней мере таких, которые можно было озвучить, у Сина не было. Кроме одного:
|
Старший мастер | - Если хочешь стать сильным, нужно заниматься вечно, - усмехнулся Ян, выделив слово «нужно». – И слабости мешают победе больше, чем просто отсутствие силы. Странно, что Син этого не понимал, уже столкнувшись со своим незнанием и неумением. Сейчас наступал интересный момент в тренировках – решится ли ученик при всем его упорстве вложить достаточно сил в искоренение своей слабости вместо того, чтобы развивать более удобные техники. - На сегодня все, но ты можешь посвятить два часа самостоятельным тренировкам, - сказал Лю. – Завтра и послезавтра по четыре часа, а после этого встретимся снова. Я хочу увидеть результат того, как ты будешь работать над искоренением своей слабости. И повторяй стойки, они скоро очень пригодятся. Можешь быть свободен, - Ян поклонился ученику, обозначая окончание тренировки. Помня, до чего Син довел себя с самостоятельным усердием, сейчас Ян хотел более строго контролировать, сколько времени ученик тратит на занятия, потому что не хотелось лишний раз рисковать его здоровьем. Просто тренировки – это одно, тут он пусть хоть в лепешку расшибется в желании стать сильнее, но тренировки, которые доводят до крайности, не нужны никому, и Сину в первую очередь. The joy that you find here you borrow... Ян был одним из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, но при случае лучше рядом с ним не оказываться вообще, и лучше держать за стеклом, как редкую...ящерицу. (с) Цирилла Грей |