Автор | Пост |
---|
Ученик | Мысль о том, что надо научиться владеть катаной, как появилась на занятии по Земле, так и не желала никуда исчезать. Вот научи её орудовать катаной и всё тут. Вот выньте и положите! Девочка еще сбегала в мастерскую, налюбовалась на невероятной красоты клинки и ну совсем точно определилась: катана ей нужна. Потому что с катаной она станет сильнее, все будут её бояться, а тогда уже точно никто не посмеет в неё жвачками кидаться.
Сегодня утром Викки пришла к такому выводу: катана это хорошо, а идти в комнату после завтра и досыпать все-таки лучше. Нет, она, конечно, понимала, что занятия - это важно, ответственно и всё такое. Но зачем в такую рань-то? Она что, убежит, что ли?
|
Старший мастер | Сегодняшняя тренировка вызывала у Шэн ряд сомнений. Виктория хотела научиться фехтованию с катаной, что на взгляд тигрицы было довольно странным желанием для десятилетней девочки. Объяснять ей сейчас философию оружия почти бесполезно, вести серьезные разговоры о причинах для таких тренировок – тоже. Поэтому можно начать с техники, и по ходу дела рассказывать все остальное. - Доброе утро, - сказала мастер, увидев ученицу на площадке. – Ты молодец, что пришла вовремя. Шэн заметила, что на её занятия ученики практически не опаздывают. То ли она была обязана кому-то из своих подопечных славой строго цербера, то ли все резко стали понимать, как важна дисциплина во время тренировок. Хотелось верить во второе, но иллюзии губительны для воина клана. Шэн принесла с собой два боккена, один из которых передала ученице. - Этот меч называется боккен. Он той же длины и того же веса, что и стальная катана. Ты будешь учиться с ним, - объяснила мастер. – Посмотри на него внимательно. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Викки улыбнулась, когда её похвалили. Потому что похвалили, между прочим, за дело. Придти на тренировку в такую рань и правда было очень тяжело. А она молодец, не поленилась, заставила себя, пришла. Англичанка собой ну очень гордилась и радовалась, что и остальные тоже ею гордятся. - Здравствуйте, сифу Бо, - вежливо поклонилась, потому что, честно говоря, побаивалась эту женщину. Еще не забыла, какая строгая она была на занятии по Огню и как выгнала какую-то девушку с занятия, не забыв сделать замечание её куратору. Сейчас девочка очень боялась сделать что-то не так, чтобы не заслужить ненароком лишнее дежурство или чтобы на неё потом жаловались сифу Конг. Слегка разочарованно девочка посмотрела на деревяшку у себя в руках. Ничего общего с катаной эта палка не имела, разве что длина была такая же. А внешне ну совсем не похоже. Викки-то думала, что ей сразу дадут красивую катану, с блестящим лезвием, и она будет такая же крутая, как девушки в фильмах. Но нет, всего лишь чуть изогнутая палка. Викки подержала её сначала в одной руке, затем переложила в другую и неуверенно так пробормотала:
|
Старший мастер | - Палка? – переспросила Шэн, чуть усмехнувшись. – Нет, это настоящее боевое оружие. Она подошла к одной из деревянных макивар, стоявших у края площадки. С шагом вперед выхватила боккен, который держала у левого бедра, замахнулась от плеча и нанесла удар по деревянной фигуре сверху вниз с шумным выдохом. Толстое бревно покрылось трещинами, несмотря на то, что удар был буком по буку. Просто техника позволяла не повредить оружие, но вложить при этом максимум энергии в атаку. Шэн сделала шаг назад, убирая деревянный меч к левому бедру. - Для начала запомни, как нужно с ним обращаться, - мастер вернулась к Виктории. – Острой стороной считается та, что немного скруглена, - Шэн показала лезвие боккена, проведя по нему ладонью, - во время тренировок этой части руками касаться нельзя, а вот за обратную сторону можешь поддерживать меч во время блоков. Когда ты просто разговариваешь, чтобы показать собеседнику свои мирные намерения, во время разговора опускаешься на колени и кладешь катану или боккен у правого бедра рукоятью вперед лезвием от себя, - она села на колени на землю и показала, как правильно класть оружие, затем жестом пригласила Викторию сесть напротив. – Если это стальной меч, он достается из ножен. И оружие хранится лезвием вверх, что в ножнах на поясе, что на стойке. Пока понятно? Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Девочка еще раз внимательно посмотрела на палку, в этот раз глядя чуть скептично, а затем подумала: Да нифига. Обычная палка. Вот только следующие действия женщины заставили Викки переменить своё мнение. Она сделала что-то вроде выпада и нанесла удар несчастной деревяшке, которая тут же покрылась трещинами. Вопреки ожиданиям, палка в руках сифу не сломалась. Викки снова посмотрела на своё оружие и, надо сказать, во взгляде уже не было разочарованности. Если захотеть, и этой деревяшкой можно не хило накостылять. Девочка провела по округленной части боккена, повторяя за сифу, а затем, когда услышала, что этого делать нельзя, сейчас же отдернула руку, словно та была сделана из раскаленного железа. Ой, только бы не ругали... Она же не знала! На всякий случай ребенок приготовился защищаться и извиняться, но сифу продолжила и Викки расслабилась. Обратной стороны можно было держаться, когда выставляешь блок. Еще бы знать, как это делает и вообще отлично. Очень внимательно девочка проследила за тем, как сифу садится и откладывает боккен. Затем точно так же опустилась на колени напротив сифу и положила оружие справа от себя, изогнутой стороной от себя, чтобы лучше запомнить. То, что катаны хранятся в оружейной без ножен, она знала, потому что вчера провела там много времени.
|
Старший мастер | Шэн пока не стала пояснять, почему лезвие оружия должно при хранении быть выше не заточенной стороны – все же Виктория была ребенком, и не хотелось лишний раз её запугивать. Дело в том, что сталь ржавеет от стекающей по ней крови, если оружие после боя плохо вытерто, и лучше, когда портится та его часть, которая не должна быть идеально острой. - Я думаю, ты уже знаешь, что катана – это японское оружие, - сказала мастер. – Этикет владения ей тесно связан с этикетом самураев, а принципы фехтования – с неписанным кодексом бусидо, которого придерживались японские воины. Но я не буду учить тебя смотреть на мир так, как смотрели на него самураи, тебе нужно понять только сам меч. Нелюбовь китайцев к японцам была вызвана не только противоречиями идей кодекса бусидо буддистским принципам милосердия и сострадания. Шэн родилась и выросла в Покхаре, но считала себя китаянкой, и потому воспринимала давние обиды своей нации на японцев как личные. Вряд ли в Поднебесной был кто-то, кто не знал об оккупации Нанкина или семьсот тридцать втором отряде, и такое ведение войны не мог принять никто из тех, кто считал путь воина благородным. - Для начала запомни, что бой на катанах редко длится дольше одного-двух ударов, и эти удары обычно смертельные. Поэтому нужно с самого начала очень внимательно запоминать все, чему я буду тебя учить. Начнем с того, как меч достается из ножен. Шэн встала прямо и взяла меч в левую руку, прислонив рукоять к бедру, лезвие было направлено назад и вверх. Она стала дожидаться, пока Виктория повторит стойку за ней. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | О каких-то бусидо девочка слышала в первый раз, но вот о самураях и фехтовании слышала. В смысле, слова ей эти были знакомы, слышала она их. Когда ей сказали, что не будут учить какому-то там взгляду, девочка даже немного обиделась. Что она, хуже самураев, что ли? Она тоже хочет знать чего-то там, чего они знали! Причем, она сама не знала, что это за знания, но глаза были завидущие, а руки загребущие...
Вот, вот оно! Кто бы мог подумать, что занятия по стихиям и телекинезу будут вызывать у ребенка зевоту, а занятие с оружием блеск в глазах и просто тонны энтузиазма. Она ничего не слышала раньше о том, насколько опасна катана. Но узнав, захотела учиться еще сильнее. Нет, не для того, чтобы драться и калечить людей. Просто она была бы крутой, могущественной, опасной, люди бы её боялись и уважали. Ну разве не прелесть? Викки сейчас казалось, что она смогла бы провести здесь, на площадке для тренировок, как минимум сутки. А еще впредь могла бы придти на занятие хоть глубокой ночью или еще раньше утром. Впрочем, это она только пока так думала, потому что спать уже не хотелось. Время покажет... Вопреки обыкновению улыбка не красовалась на личике девочки. Она была сосредоточена и внимательна. Викки встала прямо, затем переложила боккен из правой руки в левую и приложила рукоятку к бедру. Увидела, в каком именно положении находится оружие и постаралась повторить с максимальной точностью. |
Старший мастер | - Это не очень сложно, но так правильнее, - объяснила Шэн. – Иначе потом тебе будет сложнее понять кунг-фу. Вики выглядела сосредоточенно, хоть мастер все ещё немного настороженно относилась к её возрасту, в котором довольно сложно изучать боевые искусства. Даже боккен мог быть тяжеловат для детских рук, а остальное ещё и вряд ли будет понятно с первого раза. - Меч достается с ударом. Представь, что боккен у тебя в ножнах. Делаешь короткий шаг левой ногой вперед, при этом чуть разворачиваешь бедро и левой рукой вытягиваешь ножны вперед, - Шэн объясняла, показывая все эти движения. – Правая рука тыльной стороной ложится на рукоять на расстоянии ширины кулака от начала лезвия. Потом шаг правой ногой вперед, правая рука разворачивается, перехватывая меч под цубой, и начинает наносить удар, в то время как левая перехватывает рукоять у самого конца, так, чтобы мизинец чувствовал её край. Шэн нанесла этот удар и остановилась в базовой стойке – ханми: правая нога впереди и согнута в колене, стопа смотрит вперед, левая сзади, стопа развернута под углом 45 градусов, колено почти прямое, руки чуть опущены, локти не до конца выпрямлены, рукоять меча смотрит в пупок, а кончик лезвия находится на уровне переносицы. - Повтори, - сказала мастер. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Кунг-фу... Это, вроде бы, было какое-то единоборство. И почему она должна его понимать? Она ведь катане учится, а не кунг-фу. Хотя, честно говоря, Викки была заинтересована и этим видом борьбы. Неужели сифу Бо заранее предвидела, что это может показаться ей интересным? Удивительно.
Она согнула пальцы, сжимая в ладони воображаемые ножны. Сделала маленький шаг левой ногой, а руку вывела вперед. Это, наверное, чтобы вытаскивать было удобнее и не пришлось тянуться рукой к противоположному бедру. Чтобы быть совсем уж точной, девочка сжала руку прямо там, где заканчивалось лезвие и начиналась рукоять, а затем переместила ручку чуть выше, так, получается, расстояние между рукой и лезвием было ровно в кулак. Правда, это было немного сложно. В конце концов у боккена не так хорошо видно, где именно находится рукоять, а где лезвие. Ну палка и палка. Все-таки жаль, что ей не дали заниматься с настоящим оружием.
|
Старший мастер | Первая попытка выхватить меч из ножен была очень неуверенной, но что ещё ожидать от ребенка, никогда не державшего в руках боккен. - Ты должна с ударом оказаться в базовой стойке, - пояснила Шэн. – Смотри внимательно. Правая нога впереди, стопа стоит прямо, колено согнуто. Левая нога на расстоянии полутора стоп сзади от правой, стопа немного развернута, пятки на одной линии. Левое колено чуть-чуть согнуто, вес тела распределен поровну между ногами. Рукоять боккена смотрит в пупок, плечи опущены, локти чуть согнуты. Кончик меча смотрит на уровне переносицы противника. Когда тренируешься одна – он на уровне твой переносицы. Спина прямо, смотришь не на меч, а вперед, на противника. Мастер стояла в ханми, чтобы Виктория могла сверить свою стойку с правильной. Из этой позиции идет все фехтование с катаной, поэтому ученица должна была на первом занятии хорошо её запомнить, чтобы в будущем не возникало ненужных сложностей. Ханми сначала кажется устойчивой, на самом деле, у неё есть слабое место: левое плечо. Оно надежно защищено при работе с мечом, но в рукопашном бою создает точку неустойчивости, воспользовавшись которой, противник может легко вывести из равновесия. Эта же стойка, только без меча, используется в айкидо, в основу которого Морихей Уесиба положил технику фехтования айки-кен, которой Шэн и обучала своих учеников. В рукопашном бою она предпочитала стиль Тигра, который был более жестким, но и более надежным. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Ох... Всё оказалось не так легко, как ей сначала казалось. Она-то думала, что ей дадут катану и сразу научат драться, а приходилось изучать какие-то стойки. И почему-то Викки казалось, что ей придется отрабатывать эти стойки до автоматизма, чтобы она правильно их делала, не задумываясь. Прежде всего девочка встала в позу, которую показала сифу. Без удара, просто встала. Отмерила расстояние между ногами, проверила, на одной ли линии пятки, согнула правую ногу, проверила, как какою ногу приходится основной вес тела и пришла к выводу, что на обе. Затем направила рукоятку боккена точно в пупок. Затем попыталась представить себе своего противника и понять, где у него находится переносится. Вот только как она не старалась, у неё не получалось представить. Поэтому англичанка провела рукой линию от своей переносице чуть дальше, до боккена и конец меча поставила на эту воображаемую линию. Замерла, не шевелясь и пытаясь запомнить позу. Она хотела запомнить ощущение в мышцах, чтобы потом, сделав удар, встать точно так же, как сейчас.
Викки сделала маленький шаг левой ногой, а затем еще один правой и на этот раз, сделав резкое движение боккеном постаралась встать как раз в ту позу, в которой стояла минуту назад. Снова вопросительный взгляд на сифу:
|
Старший мастер | - Лучше, - Шэн кивнула. Она видела, как внимательно девочка старается запомнить стойку и движения, не упуская даже те нюансы, на которые многие поначалу, к сожалению, не обращают внимания. – Запомни, что практически все движения с катаной начинаются с этой позы. Она достаточно подвижна, чтобы ты успела замахнуться или заблокировать удар, и достаточно надежна, чтобы противнику было непросто провести опасную атаку. Шэн снова встала в ханми и дождалась, когда Виктория также займет стойку. Сейчас она хотела показать пару простых ударов, чтобы ученица успела хоть немного почувствовать меч. - Смотри и повторяй за мной, - сказала мастер. Она сделала шаг правой ногой назад и чуть развернула левую стопу так, что ноги оказались в позе, зеркальной той, в которой были изначально. При этом Шэн замахнулась мечом от виска. Острие меча смотрело вверх, лезвие направлено вперед, правая рука находилась на уровне глаза, локоть правой руки был отведен немного назад. Мастер шагнула с правой ноги и резко нанесла удар по воздуху, при этом она выдохнула воздух со звуком «хып», который часто заменял ей киай. После удара она вновь оказалась в ханми. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Раз все движения начинаются с этой позы, значит придется отрабатывать эту позу до автоматизма, - с грустью подумала девушка, а потом удивилась собственной мысли и сама себя отругала. Она же, блин, хотела научиться всему, уметь драться с катаной так, чтобы её все боялись. Тогда при чем тут "придется"? Не придется, а она буде заставлять себя повторять эти движения снова и снова, как это делают другие. Десять, пятьдесят, сто, тысячу раз, пока не выработается мышечная память и пока она не начнет делать всё не задумываясь.
Честно говоря, Викки думала, что на этом тренировка окончена, потому что ей нужно было хорошенько выучить позу, но нет, сифу решила показать еще что-то и Викки еле сдерживала себя, снова принимая основную позу. Ей хотелось делать всё правильно, запомнить нужное движение, а потому она проверяла каждое свое движение, вплоть до того, сколько миллиметров между цубой и рукой, когда она перехватывает свою катану.
|
Старший мастер | - Стойка называется ханми, - сказала Шэн. – Это её японское название. Когда впереди правая нога – ай-ханми, когда левая – гяку-ханми. Несмотря на нелюбовь тигрицы к японцам как таковым, она не могла отрицать тот факт, что в данный момент обучала фехтованию японским мечом в японской технике айки-кен, которая много раз оказывалась полезной в бою. - Следи за ногами, правую стопу нужно немного развернуть, чтобы положение было более устойчивым, - пояснила мастер. – И киай произноси одновременно с ударом, на выдохе. Он нужен для того, чтобы придать удару дополнительную энергию. Давай ещё раз, вместе. Шэн стала считать удары, также выполняя их в том ритме, который задавала ученице. Вики должно быть проще видеть и повторять движения, чем вспоминать их по памяти. Обычно Шэн так не показывала приемы, но здесь она учитывала и возраст, и отсутствие подготовки у девочки, поэтому немного упрощала ей задачу. Опытные ученики запоминают приемы после того, как увидели их однократно. К сожалению, чаще такое бывает в произведениях жанра у-ся, а в реальной жизни многое приходится объяснять по несколько раз, чтобы обучаемый успевал все правильно понять, а затем и запомнить. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Ханми. Вика тихо, только шевеля губами, несколько раз повторила это слово, собираясь, по пришествию в комнату, записать куда-нибудь и выучить. Так уж вышло, что если Вика чему-то хотела научиться, то старалась узнать всё, что только можно, запоминая всё досконально. Вот даже вплоть до того, сколько пальцев должно умещаться между рукой на рукояти боккена и лезвием, когда собираешься нанести удар. Вряд ли ей удастся высчитывать это в бою с противником, но если долго-долго повторять, рука сама ляжет туда, куда нужно. Девочка сначала посмотрела на тигрицу, затем взглянула на свои ноги и выровняла стопы, поставив их так же, как они были расположены у Шэн. Жаль, что ей не дали постоять чуть-чуть в этом правильной позе, Вике казалось, что так будет легче. Девочка выпрямилась, потрясла руками и ногами, чтобы чуть-чуть расслабиться, а затем начала повторять на сифу. Опять было сложнее, потому что надо было смотреть одновременно и за ногами, и за руками. Девочка шагнула правой ногой назад, кинула взгляд на свои стопы, теперь получалось, что левая стопа, которая спереди, смотрела вперед, а правая была чуть развернута. Затем девочка нанесла сильный удар, размахиваясь так, что в начале движения правая рука находилась на уровне глаз. Еще девочка заметила положение локтя, который был отведен немного назад, и не забыла учесть это при нанесении удара. Одновременно с ударом она сделала шаг вперед, делая громкий выдох. Теперь она понимала, зачем нужно было это «хып». Оно казалось Вике таким забавным, что она могла бы повторять его снова и снова. Да этот удар можно наносить только ради звука! При шаге вперед, девочка большое внимание уделяла положению стоп, как ей и сказали. Держала пятки на одной линии, ставила правую ногу так, чтобы она смотрела вперед, левую чуть-чуть поворачивала. |