Автор | Пост |
---|
Младший Мастер | Уля внимательно слушала мастера. Что-то завораживало Подольскую, может быть манера говорить, может тембр голоса, но в сочетании с обстановкой и внешним видом создавалось какое-то магическое воздействие, хотя сифу объяснял только, как держать палочку.
Люблю... То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом и состоит романтика и идиотизм человеческой жизни. © Э. Ремарк |
Старший мастер | Ученики подготовились к практике, и Ньяо обратил внимание на то, что как минимум две ученицы правильно поняли, как нужно держать кисть. Намного проще выполнять первые упражнения на песке, а не на бумаге, потому что ошибки можно легко стереть, чтобы о них забыть. Никто, кроме тебя самого, не узнает об истинном количестве попыток, которые понадобились для освоения того или иного элемента. - Сегодня вы пройдете первый основной элемент – горизонтальную черту хэн, - сказал старший мастер. - Некоторые мастера каллиграфии считают её самым сложным элементом. Черта пишется слева направо: кисть сначала касается поверхности с легким движением влево и вверх, затем со скоростью капли дождя, катящейся по стеклу, движется вправо и завершается легким движением сначала чуть вверх, затем отрывается движением влево и вниз. Мастерство каллиграфии начинается с того момента, когда вы сможете нарисовать пятьдесят одинаковых черт хэн. Следите за дыханием, не зажимайте кисти рук и локти, просто сосредоточьтесь на этом упражнении. В момент занятия каллиграфией разум должен быть освобожден от насущных мыслей, это должен быть момент дзен, в котором есть только ощущение здесь и сейчас. Считайте время, что вы тратите на упражнения в каллиграфии, возможностью отдохнуть от забот и тревог, и тогда работа пойдет легче. Этот элемент можно оттачивать долго, при видимой простоте он может показаться сложным, когда пишешь его по правилам. Нужно понять правильное дыхание, скорость, эмоцию, с которой кисть скользит по бумаге или палочка - по песку. И в то же время это упражнение успокаивает, потому что дает понимание, как шаг за шагом возникает настоящее мастерство. |
Ученик | Вот как? Начинать с элемента, который некоторые мастера считают самым сложным? Карли сначала неуверенно поерзала на своей циновке, услышав об этом, но потом подумала, что у неё очень много времени на то, чтобы научиться. Никто не торопит, это не школа, в которой на обучение есть строгое количество времени, а там, если не понял, это твои проблемы, выкручивайся, как тебе хочется. Она ведь может часто сюда приходить, брать палочку, ящик с песком и рисоваться, стараться, пробовать. Это, наверное, даже приятно. Многие мастера говорят, что для ментальной магии, для превращений очень хороша медитация, и Рыженькой сейчас думалось, что изучение каллиграфии похоже на медитацию. Когда ты расслаблен, глубоко дышишь и водишь палочкой по песку, стараясь выкинуть все посторонние мысли из головы, и сосредоточиться на том, что делаешь. Разве это не похоже на медитацию? В ней Карли обычно сосредотачивалась на своем дыхании, чтобы сознание не цеплялось за мысли, а здесь можно сосредотачиваться на движении. Только она, наверное, немного торопиться. Рано думать о медитации, сейчас нужно слушать мастера и запоминать, чтобы потом повторять самостоятельно, и случайно не заучить неправильное движение рукой. Карли невольно улыбнулась, когда мастер сказал про скорость капли дождя, что-то в этом было красивое и милое. Хорошее сравнение. Только улыбаться, наверное, не стоило, и девушка опустила голову, поглядывая на свой песок. Интересно, и сколько же нужно потратить времени, чтобы нарисовать пятьдесят таких одинаковых черт? Нельзя сказать, чтобы у Карли был почерк идеальный, но он был ровный, хотя нарисовать даже пять один в один похожих букв она не могла. А тут... черты. Интересно, каллиграфия вообще может пригодиться в обычной писанине шариковой ручкой?
|
Младший Мастер | «Хэн»,- повторила про себя Подольская, стараясь запомнить. Описание мастером самого процесса было больше похоже на поэму, чем на урок письма.
Люблю... То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом и состоит романтика и идиотизм человеческой жизни. © Э. Ремарк |
Старший мастер | Ньяо внимательно следил за тем, как ученики пытались справиться с упражнением. Хэн многим кажется сложной, простая горизонтальная черта пишется, по сути, несколькими движениями, но именно так она приобретает тот вид, который отличает красивый стиль кайшу от простого размазывания туши по бумаге. Карли пыталась найти правильный темп, потому что при медленном движении рука немного дрожит, и черта выходит неровной. При слишком быстром движении начало и конец хэн смазываются, превращаясь в ненужные крюки, портящие внешний вид элемента. Только верный темп позволяет написать ровную хэн. Ульяна старалась расслабить плечи, из-за которых упражнение получалось не сразу. Расслабленность руки, правильное положение тела, прямая спина и ощущение легкости в середине кисти очень важны в каллиграфии, потому что позволяют избежать ошибок. - Из черты хэн состоят иероглифы yi, er и san, цифры один, два и три соответственно, - Ньяо написал все три на листе рисовой бумаги и показал ученикам. Yi (一) внешне ничем не отличалась от хэн как отдельного элемента, er (二) состояла из двух черт, верхняя из которых была немного короче нижней, а san (三) – из трех, из которых самой короткой была средняя, верхняя – чуть длиннее, а нижняя самой длинной. - Вашим домашним заданием будет потренироваться писать хэн как отдельно, так и в этих трех иероглифах, - сказал старший мастер. – На этом можете быть свободны, до встречи на следующих занятиях. Он встал со своего места, расправил одежду и коротко поклонился ученикам, после чего покинул кабинет. |
Ученик | Карли не успела опомниться, как выяснилось, что занятие закончено. Она подняла голову, растеряно глядя на мастера и бестолково моргая. Как, неужели всё? Они же только начали. И толком ничего не выучили, так, только пару черточек...
Мастер попрощался с учениками, затем встал и вышел. Рыженькая внимательно наблюдала за его передвижениями, чуть напряглась, потому что опасалась, что сейчас всем придется покинуть Храм. Но нет, ничего подобного, мастер Ньяо вышел и предоставил учеников самим себе. Карли тут же решила, что ей уходить пока рано, и она может посвятить иероглифам еще полчаса, а может быть и целый час, как получится.
Вообще, Карли гадала, на сколько её хватит. Хотелось повторять, повторять, повторять, чтобы идеальная хэн получилась уже сегодня, но в то же время норвежка понимала: это невозможно. Она будет тренироваться сегодня, потом придет сюда завтра, послезавтра, и, быть может, когда-то научиться каллиграфии. |