Автор | Пост |
---|
Старший мастер | Занятия по парным клинкам в последнее время пользовались популярностью. Шэн ждала следующего ученика на тренировочной площадке, где почти не было других обитателей Линь Ян Шо, а те, что были, тренировались в стороне. Был ветреный солнечный полдень, один из тех, что характерны для осени на Тибетском плато. Само солнце почти не грело, но было достаточно комфортно заниматься в одной тренировочной форме, несмотря на то, что на первом занятии с оружием будет не так много активных упражнений. Шэн, как обычно, пришла заранее. Она никогда не опаздывала и потому строго спрашивала за дисциплину и с учеников, и с коллег-мастеров, которые уже старались избегать встреч с ней, чтобы не нарываться на разговоры о квоте по количеству тренировок. Шэн относилась к этому с максимальной иронией, которую могла себе позволить при своей обделенном чувством юмора характере и продолжала придираться ко всем мастерам монастыря. На занятие она пришла со своим оружием, ещё одну пару клинков-бабочек взяла для ученика не будучи уверенной, что у него есть свои. Насколько она поняла, ученик впервые планировал изучать парные клинки, и её знаний должно было хватить для таких занятий. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Вот и сбылась мечта идиота - занятие по парным клинкам с живым мастером. Да ещё и с каким! Джозеф помнил Шэн Бо ещё с занятия по рунам. Женщина имела весьма суровый характер и с ней надо было быть осторожным. Отсюда и исходила проблема - стоило ли говорить её об импровизированном занятии, устроенном американцем, или лучше умолчать и делать вид, что учишь с нуля? Блэйд не знал... Вроде, и плохого ничего в этом не будет, но и обманывать мастера, как-то некрасиво. Как бы там ни было, а время бежать на занятие пришло. Американец одел тренировочную одежду и, по собственному обычаю, двинул на тренировочную площадку трусцой.
|
Старший мастер | Ученик прибежал даже раньше назначенного времени. Шэн любила дисциплину, и самым легким способом произвести на неё хорошее впечатление в начале обучения было явиться без опоздания и вести себя вежливо. Остальное зависело уже от усидчивости, внимательности и старательности учеников. - Добрый день, - Шэн коротко поклонилась в ответ. Она уже как-то обучала Джо рунной магии, но плохо помнила то занятие, потому что на нем более активной была Цирилла. Но боевые искусства – совсем другое дело, здесь много практики при полном отсутствии магии, и результат прямо пропорционален вложенным в тренировки усилиям. - Расскажи, что тебе уже известно о парных клинках, - попросила Шэн. Из ответа на этот вопрос она хотела понять, насколько реалистично представление о выбранном оружии у Джо, и чему тот хочет обучиться в итоге. Здесь не бывало правильных и неправильных ответов, потому что в начале обучения мастер, в любом случае, должен понять границы незнания своего ученика, чтобы планировать занятия. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Интересно, она обучает лишь владению бабочками, или парные дао, тоже входят в курс?
-М-м-м...-Мыкнул Блэйд.-Ну, я искал информацию по парному оружию и обнаружил несколько интересных видов. Под парными клинками в различных источниках, понимались шуандао либо ху дэ шуандао. Я надеялся, что у нас обучают владению первыми, так как они более подходят под моё понимание меча, в то время как бабочки, больше похожи на ножи. Да и кажутся они весьма громоздкими, для своей длины.-Джозеф задумался.-Так, что я знаю? Знаю, что оба экземпляра обычно носят в одних ножнах, а приёмы в бою основываются на, так сказать, двух ударах. Ни один не действует без поддержки второго. Вот, в принципе и все мои скудные знания.
|
Старший мастер | Знания ученика были весьма поверхностными, то есть обучать его нужно было с самого начала. В чем-то это проще, потому что можно не переучивать, а просто объяснять азы, на которых уже выстраивать технику владения оружием. - Я обучаю клинкам-бабочкам, – сразу сказала Шэн. – Также они называются Мечами Восьми Направлений. В работе с парными клинками нужна слаженность движений рук и ног, это не просто поддержка одного клинка вторым, это целая система движений, в которых нужно координировать все тело. Только тогда бабочки дают преимущество в бою, несмотря на то, что требуют близкой дистанции. Она передала ученику ту пару клинков, что предназначались ему. Перед началом обучения следовало объяснить, какие особенности есть у этого оружия, чтобы Джо смог понять возможные преимущества и недостатки. - Посмотри внимательно на эти клинки, - сказала Шэн. – Обрати внимание, какого они размера, веса, как проходит заточка и так далее, тебе нужно будет это помнить, когда будешь изучать приемы. Например, как ты можешь заметить, бабочки – это оружие с односторонней заточкой, но верхняя часть обуха тоже заострена. Для чего, как тебе кажется, это нужно? Оружие нужно понимать. Постепенно к нему привыкаешь, но поначалу нужно увидеть и почувствовать, какие оно дает возможности. У бабочек, например, был крюк, позволявший блокировать оружие противника, а широкое лезвие позволяло наносить сильные удары на короткой дистанции. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Увы, надежды американца были тщетны. Сифу Бо была приверженцем иной религии. Ну что ж, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, а назад дороги нет. Придётся бабочками махать. Шэн передала Джозефу оружие, что предназначалось ему, и дала задание ознакомиться с ним поближе, при этом комментируя некоторые моменты.
-Возможно, таким образом нам дают добро на колющие удары? Или удары обратной стороной лезвия... Не знаю, как по мне, заточка в этом месте не имеет особого смысла.-вставил своё мнение Джозеф.-Клином слишком широкий, чтобы пытаться проколоть противника.
|
Старший мастер | Джо очень придирчиво осмотрел оружие, и Шэн едва заметно усмехнулась, когда он указал на некоторые, по его мнению, недостатки клинков-бабочек. Но он сразу начал думать и о том, как использовать в бою преимущества, и пусть не все его рассуждения были верны, они были весьма любопытны. - Бабочки – это оружие защиты, - пояснила Шэн. – И они следуют даосской философии, согласно которой защититься нужно таким образом, чтобы нанести противнику минимально необходимый урон. Многие удары такими клинками рассчитаны на травмирование связок противника, потому неожиданный удар обратной стороной клинка по запястью, локтю или обратной стороне колена в тот момент, когда противник считает, что уже ушел с линии атаки, дает в бою преимущество. Именно для этого клинок немного заточен со стороны обуха. Она не стала комментировать претензии ученика к оружию, потому что не считала нужным выступать адвокатом клинков, которые уже много веков доказывали свою эффективность. Её дело было обучить технике, а не заставить Джо полюбить применение клинков-бабочек в бою. - Теперь разомнись, и мы перейдем к практике. Разминку нужно проводить снизу вверх, от стоп к шее, - сказала Шэн. Несмотря на то, что для большинства видов спорта нормой считалась разминка от шеи к стопам, в Вин чун был принят обратный порядок разогревающих упражнений, а именно эта школа включала в себя клинки-бабочки. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Слушая Шэн Бо, Джозеф регулярно кивал, признавая правду в её словах. Единственное чего не понимал американец, это то, как можно защищаться такими мелкими мечиками. Всё таки странный народ эти китайцы. Всё у них, как то неправильно. Оружие мелкое, рукопашный бой полон всякой философии, и даже разминка у них наоборот выполняется. Пожав плечами, парень приступил к разминке. -Имеет ли значение порядок проведения разминки.-спросил Джозеф, не из вредности, а из интереса.-Просто интересно, это имеет практическое значение, или философское?
|
Старший мастер | - Порядок разминки имеет смысл как минимум потому, что так принято в традициях школы Вин Чун, где была разработана техника владения мечами-бабочками, - ответила Шэн. Она не была философом по натуре и предпочитала не искать истоки традиций, которые просто следовало соблюдать. Если принято разминаться со стоп, значит, нужно разминаться со стоп. Если искать объяснения – вероятно, дело в том, что энергия Сушумны-нади движется снизу вверх от Муладхары к Сахасраре, но для Шэн это было не принципиально. - Отдельно нужно размять кисти, - сказала Шэн. – Они разминаются так. Она вытянула вперед правую руку и согнула кисть так, что пальцы смотрели вниз, затем потянула кисть левой рукой, усиливая сгиб. - Растягиваешь запястье так двадцать секунд, затем переворачиваешь руку, - старший мастер показала упражнение, развернув кисть пальцами вверх и также потянув правую руку левой. – И также двадцать секунд тянешь запястье. Затем повторяешь для левой руки. В работе с парными клинками очень важна гибкость запястий, потому что от них зависит скорость атак и блоков. При этом оружие хоть и было довольно легким, без разогрева мышц и разминки на связки оно могло привести к растяжениям у новичков, да и первые тренировки могли быть чреваты долго сохранявшейся болью в запястьях и локтях. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Джо молча кивнул на ответ Шэн. Задавать больше лишних вопросов, было бы уже неуместно. Американец просто продолжил разминаться, следуя наставлениям и комментариям наставницы. Кистям, как выяснилось, следовало уделить больше внимания. Это было весьма логично, всё таки бабочки были маленькими, и тонкости владения ими зависели от кисти, этим клинки слегка напоминали кинжал. К тому же, это была его первая тренировка с этим видом оружия, и он вполне мог сделать резкое движение, и растянуть мышцы, а это, помешало бы ему совершенствоваться не только во владении бабочками...
|
Старший мастер | Джо принялся усердно разминать кисти, и это радовало, потому что повышало его шансы не заработать травм во время тренировки. Работа с парными клинками – довольно специфичная техника, в которой руки устают существенно быстрее, чем при тренировках с двуручным оружием, как из-за нагрузок на кисти, так и из-за более высокой скорости. - Теперь тебе нужно запомнить шаги и стойки Вин Чун, на которых будут основываться движения с оружием, - сказала Шэн. – Базовая стойка, которая также называется нейтральной, будет такой. Повторяй за мной. Встаешь прямо, руки опущены вдоль туловища. Затем поднимаешь обе руки на уровень плеч ладонями вниз. Сжимаешь руки в кулаки, переворачиваешь их ладонями вверх и прижимаешь к груди, - старший мастер объясняла все это, показывая каждое из движений. Немного сгибаешь колени, делаешь шаг левой ногой по небольшой дуге чуть шире ширины плеч. Затем такой же шаг правой. Немного стягиваешь колени, чтобы напряжение в стойке было направлено к центру. Шэн подождала, пока ученик разберется с ощущениями в этой стойке, потому что на нейтральной позиции основывались все дальнейшие стойки и перемещения. - Из нейтральной стойки переходишь в правую переднюю, это – оборонительная позиция, - старший мастер сделала шаг вперед правой ногой, выставила вперед согнутую в локте правую руку ребром ладони вперед, а левую задержала напротив груди, при этом раскрытая ладонь смотрела на правое плечо. – Дальше подтягиваешь правую ногу к левой, делаешь шаг вправо, при этом положение корпуса не меняется. Это – правая боковая стойка. Затем разворачиваешь обе стопы одновременно, переносишь вес тела с правой на левую ногу и меняешь положение рук. Это – левая боковая стойка. Потом возвращаешься в правую боковую. Все эти смены стоек Шэн показывала медленно, чтобы Джо успевал обращать внимание на положение стоп, рук и корпуса. Сейчас она выдержала паузу, чтобы ученик смог задать вопросы или разобраться самостоятельно, потому что следующие движения были намного сложнее. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Стойки Вин Чун по сравнению со стойками, того же Кунг Фу, казались просто идеей самого Сатаны. Шэн Бо итак показывала всё достаточно медленно, да и Джо лаптем не был, и схватывал всё весьма удачно, но тут стоило немного поломать голову...
Дальше следовали правая и левая передние. С руками всё было ясно, одна отражает удар, другая наносит контрудар... во всяком случае такой смысл видел в этом Блэйд. Правильно поставить ногу, тоже было проблемой не слишком сложной. Переход к левосторонней стойке, так же не составил особого труда. Вроде ничего сложного...
|
Старший мастер | С этой частью задания Джо разобрался быстро, но Шэн дождалась, пока он повторить смену стоек, чтобы лучше запомнить. В Вин Чун были очень важны правильные шаги и стойки, которые позволяли контролировать позицию относительно противника и технично уходить с линий атаки, выбирая наилучшую позицию для нанесения удара. - Теперь ставишь левую ногу позади правой, шаг вперед правой ногой – переход в правостороннюю стойку, - сказала Шэн, показывая упражнение. – Затем из правой передней стойки переходишь в правую боковую, меняешь её на левую боковую, - эти смены стоек Джо только что отработал, - Теперь полшага вправо правой ногой, продвигаешь левую ногу на полшага к правой. Ты снова оказываешься в левой боковой стойке, только меняешь положение относительно противника. Теперь полшага влево левой ногой, после этого передвигаешь на полшага правую. Такими будут перемещения в рамках одной стойки. Меняем стойку на правую боковую, повторяем все то же самое. Шэн специально заставляла Джо повторять некоторые из пройденных раньше элементов, чтобы его ноги запомнили правильные шаги, и потом это получалось на автомате. Эта часть тренировки могла показаться скучной, но изучение боевых искусств – это труд, а не развлечение, а техника шагов была необходима для правильной техники боя с клинками-бабочками. - Теперь из левой боковой стойки переносишь вес, шагаешь назад левой ногой и принимаешь правую заднюю стойку. То же самое из правой боковой в левую заднюю, - продолжила Шэн. – Для перехода в заднюю стойку той же стороны шаги такие. Из левой боковой шагаешь правой ногой назад, из правой – левой ногой. С боковым шагом - из левой боковой стойки ставишь правую ногу позади левой, затем шагаешь вперед левой ногой. Это все, что нужно для начала выучить о стойках и шагах. Повтори, чтобы лучше запомнить. Если Джо смотрел фильмы с Брюсом Ли, он мог быстрее сориентироваться в этими элементами, потому что легендарный Феникс как раз демонстрировал традиции школы Вин Чун и использовал в бою те же самые стойки и шаги, что Шэн сейчас объясняла ученику. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |
Ученик | Одобрительный взгляд мастера, позволил американцу понять, что он всё делает правильно. Пока что... Закрепив материал, он почувствовал себя немного более уверенным в себе. То, что изначально казалось несуразным бредом, стало вполне понятным, и, даже, неоспоримым правилом. Джозефу приятно было осознавать этот факт, ведь, только понимая свою неправоту по отношению к чему-нибудь, он мог признать это стоящим. Примерно так же было и с гитарой. Сначала у него болели пальцы, потом руки в общем, и так далее, и так далее... В конце концов Блэйд забил на музыку, и решил, что это лишь для немногих, и тут талант надо иметь, да и вообще, дурацкий инструмент... Годом позже, он снова взялся за инструмент, на этот раз занимаясь долго и упорно. В итоге, его игрой заслушивались многие, а импровизировать он умел абсолютно в любом стиле. Он очень надеялся, что в боевых искусствах, сможет достичь успехов... Тем временем, начался второй акт, и Джозефу пришлось отвлечься от своих мыслей. В принципе, всё казалось довольно несложным, ввиду связанности... То есть, каждый шаг, и стойка, имели зеркальное отражение, или были похожи друг на друга. Американец попробовал выполнить то, что ему показали. Всё оказалось весьма просто, и вопросов не вызывало. Ученик поскакал на месте, меняя стойки, шагая туда сюда, запоминая основы движения.
|
Старший мастер | Когда со стойками все стало более-менее понятно, можно было переходить к отработке базовых ударов. Шэн всегда уделяла много внимания подобным элементам техники, потому что только хорошо выученные основные элементы давали легкость в исполнении более сложных приемов, в то время как распространенные ошибки, связанные с хватом или сменами стоек могли привести к поражению в бою. - Хорошо, теперь переходим к самим клинкам, - сказала старший мастер, доставая оружие. – Существует всего десять основных движений с мечами: семь блоков и три атаки. Атаки – это рубящий удар вниз, он же – удар по диагонали, удар снизу вверх и выпад. Пока Шэн объясняла все это на словах, чтобы не перегружать ученика информацией, а просто дать ему сориентироваться в том, что ему предстоит запомнить. - Но начнем с того, как правильно держать меч. Он держится полной рукой, кулак обращен в сторону лезвия, - это мастер уже показала, взяв по мечу в каждую руку. – Обрати внимание, все пальцы находятся за гардой, указательный палец не касается лезвия, большой не касается тупой части клинка. Также неверно придерживать середину лезвия большим пальцем, он должен находиться у среднего и указательного, как когда ты сжимаешь кулак в рукопашном бою. Повтори и запомни этот хват. Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу" (с) |