Автор | Пост |
---|
Старший мастер | Так получилось, что Ши Ньяо больше преподавал в Линь Ян Шо философию, литературу и каллиграфию, и изредка – магию Воздуха. Ученики особо не просились к нему на тренировки по боевым искусствам, а сам старший мастер предпочитал не проявлять инициативу. Увы, на днях, когда он прогуливался в саду камней, рассуждая над загадкой пятнадцатого камня и сутью дзен, его окликнула его коллега Шэн Бо. Она была столь любезна, что затруднила себя напоминанием о квотах, установленных для мастеров, и настоятельно просила Ньяо провести хотя бы одно групповое занятие по боевым искусствам в ближайшее время. Ши предпочитал избегать конфликтов, никогда не спорил с коллегами о том, кто имеет право ему указывать, а кто – нет, и для сохранения спокойствия в мастерском составе согласился провести занятие по редкому, но очень интересному оружию – тессенам. Насколько помнил Ньяо, он ни разу не преподавал ученикам этот навык, и сейчас ему самому было любопытно, насколько легко будет объяснить им технику. Около часа дня, когда зимнее солнце наконец-то выбралось на середину ярко-синего безоблачного неба, старший мастер ждал на тренировочной площадке тех, кто хотел бы изучить искусство владения боевым веером. Тренировочное оружие было сложено в ящик, стоявший у забора, а за поясом самого Ши Ньяо были его личные тессены. Занятие начнется 21.12, приглашаются все желающие |
Младший мастер | С магией Воздуха у Придда отношения почему-то не сложились, за исключением вооруженного нейтралитета - да и вообще, к стихийной магии шотландца упорно не тянуло, даже несмотря на то, что это и была основная изначальная цель прибытия в монастырь. Зато за возможность снова взяться за тессены Придд ухватился всеми четырьмя лапами - ухватился намертво, отпускать не намереваясь. Раз уж хорошо получается с ними обращаться - какой смысл зарывать талант в землю? Правильно, никакого. Так что - без копеек назначенное время Рокэ уже подходил к тренировочной площадке, попутно пытаясь вспомнить, а когда он вообще тессены в последний раз в руки брал и вышло ли из этого хоть что-нибудь мало-мальски путное... Вспомнить, что печально, не получалось - видимо, и впрямь, очень давно Придд на тренировку выбирался... А на тренировочной площадке, что удивительно, еще никого, кроме самого мастера, не было. Вот когда шотландец изумился - что, прямо вот так неинтересно? Всему монастырю разом? Да бросьте... Стараясь не складывать брови в удивленную дугу, Придд отбарабанил бодрое приветствие в сторону мастера - и от нечего делать принялся вертеть между ладоней печатку, одновременно поглядывая, а не идет ли кто еще, ибо одному стоять столбом как-то совсем невесело. Утверждение шотландца о том, что от массивной безделушки отвисает палец, никуда не делось. Кроме того - с такой ерундовиной на пальце тессены держать неудобно, это уже неоднократно проверено. Посему - печатка продолжала обретаться на цепочке на шее. Что, естественно, не могло не раздражать Дикона - да праведный гнев кузена на холсте гуашью запечатлевать стоило, ибо никакая жиденькая акварель такой силы эмоций не выдержит... я забыл, на чём остановил ни о чём рассказ, начинай отсчёт - я попробую ещё раз |
Младший мастер | Вот уже не первый год у Юэ была смутная мечта, которую она пока не могла реализовать: она хотела развить магию Воздуха. Эта способность могла стать её козырем даже лучше леворукости, потому что от Белых Тигров никто не будет ожидать такой магии. А тессены были боевым навыком, хорошо сочетавшимся именно с магией этой стихии, потому Юэ не могла пропустить тренировку с сифу Ньяо. В последнее время она постоянно думала о том, насколько она готова к войне с людьми Асаки, которая уже началась почти у стен Линь Ян Шо. И каждый раз она решала, что навыков, знаний и опыта ей катастрофически не хватает. Любая возможность стать сильнее сейчас казалась ей необходимостью, а не прихотью, и никогда ещё она не относилась к занятиям столь серьезно. К экзамену в клане она готовилась с меньшим рвением, потому что там не было ощущения, что завтра будет уже поздно. Юэ поклонилась старшему мастеру и кивнула младшему мастеру, который пришел раньше неё. Она молчала, снова погруженная в собственные мысли, но можно было сказать, что первый шок от первого боя постепенно проходил, сменяясь другими эмоциями и мыслями. Страхи возвращались ночью, в снах. Она вновь и вновь видела подробности боя, видела глаза своей первой жертвы, потом её казалось, что сил не хватает, что в этот раз она точно не победит. Юэ нормально засыпала под утро, но вскоре звонил колокол, объявлявший подъем, а она по-прежнему старалась жить по тому режиму, что предписан ученикам. Возможно, Воздух и связанные с ним навыки позволят иначе воспринимать и собственные мысли. Тогда и тигр может обрести крылья. A soldier on my own, I don't know the way I'm riding up the heights of shame I'm waiting for the call, the hand on the chest I'm ready for the fight, and fate. |
Младший мастер | Сонгцэн старался ходить на все занятия, которые проходили в монастыре, поэтому и на тренировку с боевыми веерами он прибежал с большим удовольствием. Он только слышал об этом оружии, в кланах им никто не пользовался, но тем было интереснее! И ещё было любопытно, почему сифу Ньяо вообще умел драться с помощью веера, потому что тессены, вроде, были японским оружием, а он – китаец. С юга, потому что говорил немного странно. Мальчик поклонился старшему мастеру, затем – младшим. Он не ожидал увидеть здесь Юэ, Шэ-джи, которая была из клана Белых Тигров и училась у мамы. Сонгцэн думал, что когда-нибудь обязательно попросит её поучить его магии Огня или боевым искусствам, потому что она казалась ему не такой строгой, как другие воины клана. А ещё у неё был брат, Лун, тоже Шэ-джи. Но его Сонгцэн немного побаивался, потому что он был очень-очень высокий, наверное, мог доставать кошек, забравшихся на деревья, без лестницы. И у него была жена, ученица папы. Она была в два раза ниже ростом, но муж её очень слушался, даже больше, чем папа маму. Сонгцэн думал, что если он когда-нибудь женится, его жена не будет воином клана, потому что не хотелось, чтобы она им командовала и уезжала по делам на несколько дней. Маму свою он, конечно, любил, но папе не завидовал. Вот дедушке было хорошо, потому что у него было много жен, а главная из них, Аша Прия, всегда была рядом с ним и на него никогда не ругалась. И другие жены не ругались, потому что не были воинами. A coat of gold, a coat of red A lion still has claws And mine are long and sharp, my Lord As long and sharp as yours |
Старший мастер | Тренировка по тессенам заинтересовала всего троих учеников, и Ньяо это вполне устраивало, потому что он считал, что при изучении боевых искусств нужно уделить как можно больше внимания. Это не философия и не каллиграфия, когда недостаточное внимание не грозит серьезными проблемами. Тем не менее, старший мастер немного задержал начало занятия на случай, если кто-то задержится, но новые ученики не подошли, и можно было приступать к тренировке. - Добрый день, - Ши Ньяо чуть поклонился ученикам. – Насколько мне известно, из вас троих только младший мастер Придд владеет тессенами, а младший мастер Шэ и Сонгцэн пришли обучаться впервые. Я постараюсь, чтобы занятие было полезно для всех вас. Для начала поясню для Юэ и Сонгцэна, что существует три наиболее распространенных типа боевых вееров – гунсэн, тессен и гунпай. Тессен крупнее и прочнее, чем гунсэн, и его внешние спицы сделаны из прочного металла, но он меньше и легче, чем гунпай, и, в отличие от него, складывается. Это оружие может использоваться и для атаки, и для защиты, в том числе для защиты от метательного оружия – стрел, дротиков, сюрикенов и так далее. Для атаки и в ближнем бою тессен чаще используется в качестве дубинки, и он держится сложенным, потому что спицы у этого оружия довольно хрупкие. При отражении атаки он может отвести оружие в сторону, если будет располагаться в наклонной плоскости относительно снаряда, иначе сюрикен или стрела его попросту пробьют. Так что, я думаю, вы понимаете, что тессен требует особых навыков, чтобы из веера превратиться в оружие. Ньяо мог бы многое рассказать о традициях и легендах, которые относились к тессенам, но эту информацию ученики могли найти и в библиотеке Храма Будды, а на практические умения это мало влияло. - Давайте для начала порассуждаем. Когда, на ваш взгляд, открытый веер применяется в ближнем бою? – спросил старший мастер. |
Младший мастер | Сонгцэн смотрел на веера, которые были за поясом у старшего мастера, и пытался придумать ответ на вопрос. Он ни разу не видел тессены в бою, потому сейчас мог только фантазировать. Он и не дрался ни разу, и сейчас вспоминал тренировки, которые видел в кланах. Можно атаковать, можно защищаться. Атаковать – это бить, например, сложенным веером, как сказал сифу Ньяо. Защищаться – это, например, раскрыть веер и закрыться от летящей стрелы (при этом веер нужно держать под наклоном, это Сонгцэн запомнил). А что еще? - Может быть, веером можно порезать, когда он развернут? – предположил мальчик. Больше ничего на ум не приходило, потому что Сонгцэн считал, что просто ударить надежнее сложенным тессеном, в таком виде он был похож на дубинку. И мальчик не боялся, что его идея окажется не верной, потому что он понимал, что кругом одни мастера, а он ещё даже не ученик. Иногда было удобно пользоваться тем, что тебя еще все считают маленьким, и самолюбия принца это ничуть не задевало. Он думал, что когда станет учеником, к нему будут уже относиться по другому, например, строже спрашивать во время занятий, а пока он вроде как сам решал, чему учиться. Если не считать каллиграфию, конечно. На тренировке было немного неуютно только из-за того, что не было других детей, на которых можно было смотреть, чтобы понять, один он устал или нет, или не хуже ли он справляется, чем сверстники. A coat of gold, a coat of red A lion still has claws And mine are long and sharp, my Lord As long and sharp as yours |
Младший мастер | Юэ не разбиралась в тессенах, поэтому не стала сразу отвечать. Она придумывала ответ, который будет хотя бы логичным, опираясь на свой небольшой, но уже страшный опыт участия в схватках. Чем там мог помочь веер? Если у этого веера есть металлические лепестки, возможно, прав сын сифу. Удар рукой или оружием тессен вряд ли хорошо отобьет, только если как дополнение к уходу с линии атаки. Например, при ударе сверху вниз, уйти в сторону, отмахнуться веером, сильнее изменив траекторию движения оружия соперника, а потом нападать сбоку уже более серьезным оружием, или хотя бы сложенным веером. Зато он закрывает обзор. Эта идея показалась Юэ даже более логичной. - Чтобы помешать противнику видеть? – предположила девушка. – И как дополнение к скользящему блоку. Или чтобы отвлечь перед тем, как атаковать другим оружием. Сейчас Юэ поняла, что у неё разыгралась фантазия, и правильнее будет замолчать, пока она не сказала какую-нибудь глупость. Но воображение уже рисовало атаки по лицу и глазам, особенно в сочетании с магией Воздуха и поднятой вихрем пылью, которая слепит, позволяя выиграть в бою драгоценные секунды, которых девушке не хватало, и которые могли стать фатальными, если бы не помощь наставницы. Юэ постоянно вспоминала тот бой, сотни раз прикидывая, где могла действовать быстрее. Ей казалось, что она допустила много ошибок, что она могла действовать эффективнее. И даже смерть противника не охлаждала тигриной ярости, подпитываемой страхом за собственную жизнь. Стоило задуматься о какой бы то ни было схватке, тут же вспоминалось недавнее сражение, и любая техника продумывалась с точки зрения того как было бы правильнее поступить в тот или иной момент. A soldier on my own, I don't know the way I'm riding up the heights of shame I'm waiting for the call, the hand on the chest I'm ready for the fight, and fate. |
Младший мастер | Нет, все-таки почти никого в этом монастыре тессены не интересуют, всего три человека пришло, причем это - считая самого Рокэ... Обидно. Досадно. Ну да ладно... Зато и свои плюсы в этом тоже есть. Толпы не будет. Орать над ухом никто не будет, с веерами толпиться и толкаться никто не будет, и перекрикивать никого не нужно, можно спокойно дождаться, пока все выговорятся, и уж потом говорить самому. Что сейчас Придд и провернул - правда, не потому, что он, как герцог, исключительно вежлив и позволяет женщинам и детям говорить вперед него. А потому, что, как человек разбирающийся, должен сперва дать людям высказать свои предположения, а потом уже лезть вперед с ответом... - Развернутым веером можно закрыть противнику обзор, - подтвердил Рокэ предположение Юэ. - Но это когда в дополнение к тессену есть еще какое-то оружие, например, короткий меч. Острым краем раскрытого веера также наносят удары по незащищенным уязвимым зонам противника - таким как шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук... Также чередование раскрытия и закрытия веера применяют для рассеивания внимания противника, - Придд еще немного подумал, в поисках подсказки шаря глазами по небу, и пожал плечами: - Ну вот, пожалуй, и все, наверное... - Так, чтобы не фантазировать, а и правда что-то вспомнить - это у шотландца уже не получилось. Вроде бы все, что помнил, все перечислил... Ну, либо что-то напрочь вывалилось из продуваемой всеми ветрами башки, такой вариант тоже был возможен. Печален - но вполне себе возможен... я забыл, на чём остановил ни о чём рассказ, начинай отсчёт - я попробую ещё раз |
Старший мастер | - Все верно, - ответил Ньяо. Он понял, что европеец уже неплохо смыслил в тессенах, и Юэ с Сонгцэном придется его догонять, чтобы тренировка была эффективной для всех троих. - Тесен позволяет ограничивать противнику обзор, также можно наносить им удары на поражение, потому что металлические спицы могут травмировать шею и глаза противника, - пояснил старший мастер. – Тесен может даже отразить удар катаны, правда, лишь один раз в своей жизни. Но при этом он позволяет обезоружить противника. В некоторых техниках используются веера с лезвиями, которые при раскрытии выстреливают или выпускают яд, но сегодня мы это не будем обсуждать. Тессены были сугубо японским оружием, потому что даже складные веры в Поднебесной были принято называть японскими веерами. Но они так хорошо дополняли магию Воздуха, что Ньяо был за это не в обиде на младших братьев с островов, хоть японскую культуру в целом традиционно недолюбливал. - Тессеном также можно нанести удар выше или ниже колена, это выведет противника из равновесия или заставит его упасть, - сказал старший мастер. – Также удары проводятся по запястьям или по своду стопы. Удары по запястьям заставляют противника выпустить оружие, по своду стопу или по икроножной мышце – выйти из стойки. Теперь ката, которое просто повторяйте за мной. Ньяо стал показывать ката медленно, чтобы ученики за ним успевали. Оно включало довольно сложные приему из рукопашного боя, поэтому старший мастер не рассчитывал, что тот же Юншэн справится с первой попытки. В исходной позиции веер был в правой руке. Замах вправо обеими руками, удар влево со сменой стойки, веер раскрывается резким движением. После этого уход на блок, цель обозначается левой рукой, удар сложенным веером вперед, удар по второму противнику в противоположную сторону, и снова колющий удар вправо. Атака дополняется движением развернутым веером. Прыжок, удар ногой после приземления, атака веером, которым снова сложен. Развернутый веер атакует противника, находившегося в этот момент сзади, после этого идет замах, где левая рука обозначает цель. Два удара ногой, удар развернутым веером назад. Удар ногой. После которого Ньяо присел, атакуя сложенным веером стопу воображаемого противника. Старший мастер показывал ката очень медленно, чтобы ученики за ним успевали. |
Младший мастер | Сонгцэн сначала внимательно слушал все, что объяснял сифу Ньяо, затем взял из ящика тренировочный веер, чтобы попытаться повторить то, что показывал старший мастер. Сначала все было довольно просто: замах влево, удар вправо, только веер удалось раскрыть не так резко, как это сделал сифу Ньяо. И тренировочный веер был бумажным, а не металлическим. Дальше тоже были плавные движения, пока не пришлось прыгать и бить, что у Сонгцэна получилось довольно криво. И снова движение, в котором нужно резко и красиво раскрыть тессен, а думать приходится о том, как бы не запутаться в ногах. Сонгцэн считал, что справляется с заданием очень плохо, особенно в прыжках и во всех движениях с веером кроме уколов сложенным оружием. После удара ногой мальчик перепутал ноги в стойке – сзади оказалась правая, потому пришлось быстро исправлять позицию, тратя время. Хорошо хоть сифу Ньяо показывал все медленно, чтобы было время на исправление всех этих ошибок. А потом снова развернуться, задержать руку вверху, ударить развернутым веером (или поставить блок?), но дальше движения были похожими на те, что были раньше, только в другую сторону. Юншэн присел, выставив правую ногу вперед, и задержал сложенный веер у левой стопы. Все было слишком сложно, чтобы что-то запомнить, и казалось, что и половина движений не получилась так, как выглядела у мастера. Особенно мальчику не нравилось, как получалось раскрыть веер – то ли он был слишком тугим, то ли бумага разворачивается медленнее, чем металлические пластины, то ли руки просто пока не слушались. A coat of gold, a coat of red A lion still has claws And mine are long and sharp, my Lord As long and sharp as yours |
Младший мастер | Юэ запомнила, удары в какие точки будут самыми эффективными. Веер казался ей хрупким оружием, но он давал преимущество по сравнению с голыми руками в том, что увеличивал дистанцию для атаки, а это было немаловажно. Девушка взяла из ящика тренировочный веер и попробовала развернуть его одной рукой, ища наиболее удобное положение для пальцев. Со второй попытки получилось, и она решила, что готова повторять ката. В движениях мастера было больше рукопашного боя, чем владения непосредственно тессеном, поэтому Юэ не путалась как минимум со стойками. Единственной сложностью было то, что она повторяла упражнение в точности так, как показывал мастер Ньяо, но была левшой, в веер не очень хорошо слушался правую руку. Замах, удар, исходная стойка для новой атаки, в которой ноги находятся в позиции обманной ноги, а руки, если не считать веера, выполняют жест «красавица смотрится в зеркало». Удар вперед, затем назад, и все это сложенным веером, затем прыжок, поворот и удар раскрытым веером – первый, показавшийся Юэ непривычным и потом сложным. Прыжок, колющий удар – это проще и понятнее. Удар ногой, атака веером. Тесен органично дополнял привычные для Юэ приемы рукопашного боя, поэтому она без труда успевала повторять движения за сифу Ньяо и даже пару раз обратила внимание на то, как путался Сонгцэн, который был еще слишком маленьким для серьезных тренировок. Сифу еще не обучала его боевым искусствам, только отпускала на групповые занятия и велела заниматься гимнастикой, потому сейчас для него почти все было новым. Почти точный повтор предыдущих движений в обратную сторону, за которым Юэ присела, поставив веером блок у левой стопы. Она была уверенная, что в реальном бою веер как минимум не будет мешаться. Если же он будет боевым тессеном, он дополнит многие привычные атаки. Единственное, чего девушка пока не видела в ката – как можно дополнить движения веером магией Воздуха, а это казалось ей наиболее интересным в работе с тессеном. A soldier on my own, I don't know the way I'm riding up the heights of shame I'm waiting for the call, the hand on the chest I'm ready for the fight, and fate. |
Младший мастер | Все-таки, видимо, Рокэ воспринимал для себя тессены как-то неправильно. Ну... не как боевое оружие. Для шотландца тессен был чем-то, что призвано создавать для соперника помеху, а не атаковать его - точно так же Придд воспринимал кинжал, столь любимый Диком при фехтовании на рапирах, которым кузен весьма охотно вооружал левую руку. Кстати, о рапирах - наверное, можно попытаться вместо кинжала в левой руке орудовать сложенным веером. На то, чтобы заставить лезвие рапиры отклониться в горизонтальной плоскости, прочности тесссена, как показалось Рокэ, вполне должно хватать - а большего от него никто и не требует, у Дикона кинжал в руке выполняет ровно такую же функцию. Ну, разве что кинжал при случае, наверное, еще можно метнуть проклятому оппоненту в довольную морду, а с веером такой фокус проделать более чем затруднительно... Собственными ударами при выполнении ката Придд остался недоволен до зубовного скрежета - все-таки рукопашным боем шотландец в своей жизни никогда толком не увлекался и не занимался, а вот по танцевальным студиям его в свое время погоняли изрядно... И это, конечно, чувствовалось. Нет, движения на первый взгляд выглядели почти так же, как у мастера, и в них даже были какие-то странно красивые гибкость и резкость - но вот удары на поверку ударами не были. Таким ударом в бою самому себе скорее конечность сломаешь... У Рокэ получался в гораздо большей степени танец - да шотландец от этого не отказывался. Иллюзионист, танцор и фехтовальщик - да. Рукопашник - нет, тысячу раз нет, никогда им не был и вряд ли когда-то будет...И насчет раскрытия веера Придд слегка сомневался - у самого была дурная привычка при раскрытии "сбрасывать" веер запястьем, но за мастером такого заметить пока не вышло... я забыл, на чём остановил ни о чём рассказ, начинай отсчёт - я попробую ещё раз |
Старший мастер | Ньяо смотрел за тем, как ученики отрабатывали ката. За одно занятие это выучить невозможно, но можно запомнить последовательность движений, чтобы в дальнейшем отрабатывать технику. - Хорошо. Проработайте это ката самостоятельно, чтобы движения были четкими и плавными одновременно. Легкость придет с опытом, - сказал мастер. Тессены были сложным оружием, несмотря на то, что на первый взгляд веер мог казаться чем-то не серьезным. Они требовали опыта, легкости и хорошей отработки каждого движения базового ката, тогда вееры становились опасным оружием. - На сегодня все, можете быть свободны, - сказал Ньяо. Он попрощался с учениками полупоклоном. Им было над чем работать, но мастер считал, что базовых движений, которые они усвоили сегодня, на первом этапе будет достаточно для того, чтобы Сонгцэн, Юэ и Рокэ при желании поняли, над чем работать, чтобы справиться с тессенами. |