Автор | Пост |
---|
Ученик | Он не ошибся насчет развитости ремесел и других видов деятельности жителей царства Шан, скорее даже скромно их описал. Просто кажется невероятным, что люди в такие древние времена столько знали, хотя не стоит забывать о том, какими быстрыми темпами идет развитие, и с каждым годом все быстрее и быстрее. Сейчас обработка металла или получение шелка кажется простым обычным делом, но в те времена это был настоящий прорыв, остается вспомнить, как быстро сменяли себя каменная, бронзовая, железная и стальная эпохи. Конечно, археологические раскопки были одним из основных способов добычи информации, но все же были и другие, не менее важные. Как правильно сказал Игорь, восточные страны, и Китай не исключение, были странами традиций, многие до сих пор сохраняют им верность, что правильно, это придает некоторое обаяние и колоритность. Некоторые вещи так и остались в жизни этих людей и по сей день, например, традиционная одежда, музыкальные инструменты и так далее. Конечно, они не способны сильно влиять на жизнь людей в плане удобства, но несут в себе некий эстетический момент, который также очень важно. - Я думаю, что некоторые элементы до сих пор продолжают жить, например, так можно сказать о традиционной китайской одежде: платья с вышивками феникса для невест, которые ранее могла носить только императрица Поднебесной. |
Ученик | Кто о чем: о войне, о науке, о хозяйстве. Сразу видно, кто на что настроен и что у него в голове. Не то чтобы Акеми любила воинское искусство, по-честному очень даже неоднозначно к нему относилась, считая дело с одной стороны глупым и недостойным, но с другой стороны все же полезным, ведь если потребуется защита, как не воинов об этом просить. Все же в это понятие входят не только обладание оружием, сила, ловкость, умения, но и честь, достоинство, совесть. Она с интересом слушала слова сифу Ньяо: будучи обладательницей большой фантазии, Акеми уже обрисовало четко и красочно себе картинку в голове того времени, когда царство Шан изготовляло шелк, металлические изделия, как вспахивалась земля при помощи волов… Интересно, как бы сами люди описали то время сейчас? Жаль, что люди не настолько долговечны, и поэтому остается современным лишь читать предания. Акеми слышала, что люди, обладающие прорицанием на высоком уровне способны многое увидеть, так может многое можно подтвердить именно так? Почему нет? Получится и достоверно, и точно. Об этом, наверно, и хотел сказать крупный смуглый юноша, обмолвившись о духах. - Я думаю, что можно попросить прорицателей, чтобы они заглянули в прошлое и описали детали той эпохи, это будет самым верным способом для познания истины, ведь история к ней стремится. |
Старший мастер | - Игорь, по традициям не всегда легко установить, в какой момент они появились. Например, те же изделия из шелка различались в разные периоды и в разных регионах. Но, возможно, что-то можно понять. Паулу, проблема с записями из других стран в том, что царства того периода до наших времен, к сожалению, не дожили. Немногие письменные источники, сохранившиеся с той поры, не поддаются расшифровке, а ближайшие соседи находились не на том уровне развития, который позволил бы собрать достаточно информации. Так что письменные свидетельства ограничиваются записями, созданными в Китае, и большинство из них было написано спустя много времени после распада царства Шан. Рёноре, поклонение пяти священным животным, в числе которых феникс, возникло уже позже. Оно связано с астрономической системой. Акеми, интересная идея, - Ши задумался. – Думаю, это хороший вариант. Жаль, что ученые его не знают, - на полном серьезе сказал Ньяо. – Наиболее достоверный источник – иероглифы. Например, по внешнему виду иероглифа «поле» видно, как распределялись общинные земли. По путам на собаках и палке между рогов вола можно примерно представить, как укрощали животных. Речь идет, конечно, о тех иероглифах, что дошли из древности. Как вам известно, сегодня применяется упрощенная система, которая отличается от старого написания. Думаю, Акеми и Рёнорэ знают традиционное написание лучше многих их китайских сверстников. Речь шла о том алфавите, который был общим для всех восточных стран с иероглифической письменностью. В Японии было несколько алфавитов, но иероглифический оставался традиционным, а не упрощенным. - Теперь перейдем к обществу иньцев. Данные раскопок показывают, что в царстве было заметное разделение на богатых и бедных. Отличались дома и погребения. С богатыми людьми часто хоронили рабов, которых либо обезглавливали, либо, по некоторым данным, хоронили живьем. Власть правителей была близка к абсолютной, они принимали решения о жизни и смерти подданных. Термин «раб» совпадал с термином «пленный». Также были отдельные иероглифы для обозначения заклейменных людей и наложниц. Рабами становились в основном военнопленные и преступники. Труд рабов в основном использовался в земледелии и скотоводстве, также, по некоторым данным, они занимались устройством церемоний жертвоприношений – ухаживали за жертвенным скотом и проводили заклание. Сельская община обозначалась колодцем, вокруг которого находилось девять полей. Были частные поля, которые каждый обрабатывал сам, и было общественное, которое обрабатывалось всей общиной, и урожай с него шел общине и правителю. При этом даже частные поля не находились в собственности владельцев. Эти данные были скорее гипотезами, в настоящее время ставшими наиболее предпочтительными в научных кругах. Сложно быть уверенным в том, что правильно понимаешь события, произошедшие десятки веков назад. - Что касается самого государства, оно быстро изжило черты военной демократии, перейдя к деспотии. Царь был главным рабовладельцем, он также являлся верховным главнокомандующим и первосвященником. Он считался «сыном неба». В государстве существовали армия и тюрьмы, существовала система наказаний, включавшая жестокие казни и нанесение тяжелых увечий. Из местного управления были управители отдельных областей и зависимых племен, жрецы, а также военачальники. Основной прослойкой общества, с мнением которой властям хоть в какой-то мере приходилось считаться правителям, были минь или сяоминь – народ, то есть свободные землевладельцы. Рабы не имели права голоса, к ним относились, как к вещам. Есть источники, подтверждающие, что иногда их приносили в жертву. Как вы думаете, что в итоге привело к упадку царства Шан и смене правящей династии? |
Обитатель | М-да, вот об иероглифах он и не подумал. В принципе, Серов этому не удивился; все-таки иероглифы - настолько часть восточной культуры, что уроженцу иных земель трудно воспринимать их как нечто большее, чем письменность. А ведь они действительно могут дать немало сведений... если, конечно, уметь их анализировать.
Так, сейчас это неважно. Игорь внимательно слушал продолжение рассказа - краткие, но интересные сведения, мигом вызывающие в уме яркие и четкие картины. Это ведь тоже надо уметь, верно подать сведения, давая все необходимое и при этом не перегружая. Прозвучал следующий вопрос; юноша вновь задумался, прокручивая в памяти уже сказанное. - То, что вы рассказали об обычаях государства, сифу Ньяо, наводит на мысль о том, что народ вряд ли был доволен таким положением дел. Я имею в виду, конечно, слои населения с наименьшими правами и достатком - таких ведь обычно большинство. Возможно, недовольство выражалось в восстаниях, когда оно достаточно накапливалось... и этим, вероятно, пользовались соседние царства, если они были достаточно сильны. В истории обычно так случается - простите за европейский пример, но в Римской республике и империи достаточно часты были рабские восстания. Точно так же, как и междоусобные войны - возможно, в царстве Шан возникала та же проблема. Серов не мог не задуматься о том, что все-таки в развитии государств есть много похожего, вне зависимости от страны, части света и культуры. Собственно, удивляться тут особо и нечему. Везде живут люди с их достоинствами и недостатками, и не так уж много очень разных идей можно воплотить в управлении государством. |
Ученик | Паулу решил как следует подумать, так как у него наметилась какая-то мысль. Однако, молодой европеец озвучил ее раньше. Точно! Наверное их завоевали более развитые в боевом плане страны. Конечно, Паулу сомневался, что это были те же португальцы или голландцы, но кто-то же непременно зарился на богатые земли страны Шан. Может, это были пресловутые монголы? Они, вроде как, почти всю евразию под себя подмяли. Нет, монголы были попозже. В голову пришла фраза, услышанная Паулу в районе Фузцяня "...эпоха воинствующих царств...". Значит, все-таки они воевали. - Я согласен с... - не запомнилось что-то его имя, - ... предыдущим оратором. Возможно соседи решили поделить между собой богатства и земли царства Шан и напали на них... А насчет смены правящей династии... Вопрос хороший, не хотелось бы брать за аналогию бразилию, но ее историю Паулу знал куда лучше, чем историю других стран. - Возможно "захватчики" больше пришлись по душе местным жителям. Возможно, они не особо протестовали, чтобы вновь прибывшие заняли место у трона. Особенно, если те были... - как же это по-китайски, - more liberal and democratic - Паулу перешел на английский и виновато пожал плечами. |
Ученик | Кажется, сейчас он немного ошибся годами, ну ладно, в следующий раз будет внимательнее. Рён подумал про систему иероглифов. У них в Японии, как сказал сифу Ньо, она осталась традиционной и все учат её именно так. Он вспомнил, как учился данной процедуре. Она наделяла спокойствием, ему даже нравилось выписывать все элементы, что нельзя сказать про Акеми. Оставалось лишь улыбнуться, когда она даже с неким остервенением пыталась нацарапать тот или иной символ. Её это занятие, похоже, только выводило из себя, а о спокойствии не могла идти речи. Однако так было в самом начале, сейчас, похоже, она стала терпимее, всё же немного научилась. Лекция продолжалась. Рёна совершенно не удивил вопрос: все царства всегда испытывают подъем и упадок при различных династиях, все зависит от правителя и его благоразумия. Зачастую цари начинали вершить совершенно никуда негодные вещи, отчего были свергнуты народом. И хотя восточные люди очень терпеливы, даже их терпению мог прийти конец, а что происходило дальше нетрудно представить. И так происходило много раз: цикл за циклом. - Сифу Ньяо, я думаю, что в данном случае как и в большинстве, правитель слишком жестоко и равнодушно обошелся со своим народом, все же всему есть предел терпения. Люди не захотели жить по его уставу. |
Ученик | Да, историки не пользовались прорицанием, чтобы узнать самую настоящую истину о прошлом. Акеми бы им посоветовала воспользоваться этим способом, самым верным кажущейся ей. Конечно, встречаются люди совершенные скептики, которые пока не потрогают или не увидят своими глазами – не поверят, но все же были и другие, строящие свои догадки только в голове и описывая их на бумаге как гипотезы. Акеми выслушала сифу Ньяо, на некоторое время задумавшись. А ведь она встречала что-то подобное в книгах. Бывало, что подобные смены династий происходили из-за деления власти и трона, то есть дальние родственники, которые не имели права претендовать на правление, расправлялись различными способами с близкими. Ужасно, конечно, но тем не менее, такое тоже бывало. Делить же царство не представлялось возможным, поскольку оно и так было уже маленьким, либо из-за того, что оно ослабеет и тогда подвергнется набегам захватчиков, что тоже не очень результативно. Восстание рабов, о котором сказал первый ученик, тоже было интересной гипотезой. Порой в государстве количество рабов было больше чем остальных жителей, и несложно представить, что было, если случался бунт. - Я думаю, что одной из причин было желание захватить власть тех родственников, которые не могли на него претендовать. Дворцовые интриги и перевороты были частым явлением на протяжении всей истории. |
Старший мастер | - Игорь, ты абсолютно прав, - Ньяо улыбнулся. – Под конец существования царства Инь возникали восстания. В письменных источниках говорится о восстаниях знати и разорившихся общинников, гадательные надписи говорят о массовом бегстве рабов от хозяев. По мере того, как царство слабело из-за этих внутренних беспорядков, учащались нападения соседей. Последних слов бразильца Ши не понял, лишь догадался, что они были сказаны на английском. Но суть ответа ученика мастер уловил. - Паулу, это тоже верно. В конце существования царства Шан их наиболее сильным противником было племя Чжоу. Известно, что во время очередного похода на иньцев вождь Чжоу У Ван отдал своим людям приказ не нападать на тех, кто добровольно перейдет на их сторону, - объяснил Ньяо. – Рёнорэ, ты прав, что народ был недоволен, но без войны с Чжоу они вряд ли бы свергли правительство так быстро. Акеми, верно. О дворцовых интригах того времени известно немногое, но последние вожди Шан были непопулярны в народе, в то время как аристократия поддержала племя чжоу в войне. Последним царем иньцев был Шоу Синь. Он увеличил налоги и сборы, вызвав недовольство народа и сильно ухудшив отношения со своими военачальниками. Ответы учеников описали почти весь конец первого царства, поэтому у Ньяо было не так много дополнений, только некоторые факты, которые, как он считал, собравшиеся должны услышать на этом занятии. - В целом, царство Шан в конце своего существования зашло в тупик. Оно нуждались в армии и деньгах, а народ и рабы не хотели работать на свое правительство. Налоги и размер дани, которую должны были платить зависимые племена, вызывали все больше недовольства. Наиболее сильными племенами были цян, шу и чжоу. Они сначала просто перестали платить дань царству Шан, затем стали на него нападать. Иньцы постоянно нападали на находившиеся на западе цян и шу, но не могли надолго вернуть их под свою власть. Когда восстало племя жэньфан, против них царь Шоу Синь пошел лично, но в результате этого похода противники царства Шан лишь объединились. Как я уже сказал, могильщиками царства Шан стало племя чжоу, которое часть племен объединило силой, другие же перешли под их власть добровольно. В 1122 году до нашей эры армии Шан и Чжоу встретились в битве при Муе, это было в окрестностях столицы Шан. По современным подсчетам это сражение было грандиозным по своим масштабам. Армия У-вана, возглавившего армию чжоу, насчитывала примерно шестьсот пятьдесят тысяч человек. Армия иньцев составляла семьсот тысяч человек. Но это не было битвой на равных – в авангарде армии Шоу Синя стояли армии неблагонадежных военачальников, которые в начале сражения обратились против своих же, вызвав смятение в рядах иньцев. У-ван одержал победу, Шоу Синь бежал в столицу и по преданию бросился в огонь, покончив с собой, а в истории Китая началась новая эпоха – период Чжоу, - закончил свой рассказ Ньяо. – У вас есть вопросы о царстве Шан? |
Обитатель | В этот раз он оказался прав. Приятно... хотя гордиться особо и нечем, тут надо было лишь применить логику, что Игорь и сделал.
Некогда изрядно занимавший Игоря японский период Сэнгоку Дзидай отличался куда меньшими масштабами... но отнюдь не напряжением или хитросплетением интриг и тактик. Впрочем, что сравнивать? Войны во все времена ведутся довольно схоже. И вот так значит, в огне и звоне стали, пало царство Шан. Игорь задумчиво потер подбородок, услышав завершающий лекцию вопрос. Подумал... а затем озвучил то, что показалось ему довольно занимательным.
Вопрос был действительно занимателен. Игоря зачастую удивляло отношение людей к прошлому собственной культуры; многие из стремившихся очернить даже совсем недавние времена, не отличались ни вменяемым мышлением, ни хотя бы элементарной логикой.
|
Ученик | Вначале Паулу старательно вникал в перепетии отношений царства Шан с соседями и своими подданными, однако под конец он запутался в названиях, именах и числах. Итог, однако, он понял - его было нетрудно понять жителю страны, чья государственность рождалась в раздорах завоевателей. "пришел, увидел, победил" - так говорил, кажется, терминатор... нет, наверное какой-нибудь китайский полководец. Касательно вопросов, Паулу ничего не приходило на ум, кроме, разве что, терзавшего его сомнения. Он долго думал, высказывать ли его вслух, но в итоге люопытство победило: - А в царстве Шан... можно было брать много жен? - должен же был он наконец разрешить эту загадку. Паулу не любил зависших вопросов и неразрешенных проблем. В связи с первым вопросом, всплыл второй:
|
Ученик | Собственно, конец царства Шан был неудивительный: обычно в те времена все они заканчивали свой период именно так, война, нужда в деньгах, иногда даже голод. А все из-за неправильных до безумия деспотичных царей, которые совершенно не подозревали, как живет их народ, и более того, даже не хотели знать, искренне веря, что сами они являются волей Бога не земле. Когда внутренне царство ослабело, то его соседям не было никакой трудности захватить его. Рассказ оказался очень интересным, еще один раз подтверждая, насколько широка и многогранна история Китая. А ведь это было столько лет назад, даже вернее столько веков назад, что трудно поверить. Лекция, как ему показалось, прошла быстро, сказание об одном из царств было всего лишь одним маленьким звеном в большой цепочке, из которой состояла история Китая, ведь эта страна существует уже давно. Конечно, за такое количество времени осветить все стороны было невозможно, поэтому вопросов, наверно, должно было возникнуть много. |
Ученик | История царства Шан подходила к концу. Сам по себе у Акеми назрел один вопрос, все же это было необходимо узнать. Правителей у Шан было много, но кто конкретно смог выделиться настолько, чтобы запомниться больше всех? Стать самым ярким и колоритным царем того времени? Все же это, наверно, неотвратимо, чтобы государство в конце концов пало, снедаемое войной или другим «недугом», эта мысль показалась Акеми грустной. Что, неужели и они когда-нибудь перестанут существовать? Так как эта тема была скорее философской, чем исторической, то японка отмела эти мысли, сосредоточившись на вопросах. Паулу спросил об отношениях к женщинам, интересно, что ответит сифу, как же там обстояли дела, в этом царстве Шан? Наверно, как и в большинстве государств того времени. Что ж, ей тоже хотелось узнать ответ на свой вопрос. Наверняка, люди запомнили самого доброго и справедливого правителя, который был, ну или хотя бы старался им быть, такого не могло быть, чтобы все время дела обстояли плохо. - Сифу Ньяо, а какой правитель или, быть может, правительница больше всех прославились и известны? |
Старший мастер | - Игорь, государство Шан существовало так давно, что сколько-нибудь однозначного отношения к нему не могло сохраниться. В целом, принято считать, что когда-то давно был золотой век, но не всегда его связывают с царством Шан. Но самим фактом его существования в Поднебесной принято гордиться, - ответил Ньяо. – Дело в том, что и народ Китая, и его правительство гордятся своей долгой историей, так как наше государство объективно является древнейшим из существующих на сегодняшний день. Осуждается рабовладение и деспотический строй, которые привели к крушению первого царства, так как в какой-то мере это подчеркивает правильность нынешнего пути, которым КНР идет сегодня, следуя заветам Мао о том, что шаг за шагом можно достичь поставленной цели*. Последнюю фразу Ньяо сказал с тщательно скрываемой иронией, так как ему лично не было дела до правильности идей социализма. - Паулу, на протяжении практически всей истории Шан в основе общества были большие патриархальные семьи, где главой семьи был мужчина, у которого могло быть несколько жен, при этом не обладавших практически никакими правами. Тогда же появилось понятие «ци», обозначавшее одновременно рабыню, наложницу и жену. Даже в наши дни мужей для девушек нередко выбирают родители, у нас принято, что родители согласуют браки детей между собой, тогда – тем более, - пояснил Ньяо. – Также вы все наверняка слышали, что в китайских семьях принято желать рождения сыновей, потому что за могилами родителей могут ухаживать только мужчины. Тогда было то же самое, и к верховному богу иньцев, Шан-ди, могли обращаться лишь мужчины. - Акеми, из правителей того периода наиболее известны У Дин, правивший до 1192 года до нашей эры и Шоу (Ди) Синь, последний правитель династии. При У Дине по легенде были годы процветания, и правил он долго, почти шестьдесят лет. Он присоединил к царству Шан новые территории, победил соседние племена, нападавшие на иньцев, а также был первым китайским императором, письменные упоминания о котором появились ещё при его жизни. Шоу Синь был личностью, как вы поняли, неоднозначной, его обвиняли в жестокости, пьянстве и недальновидности, и именно при нем царство потерпело поражение от Чжоу. Время лекции подходило к концу, но Ньяо был уверен, что продолжит рассказывать ученикам об истории Поднебесной на следующем занятии. Тема древних царств и первых династий была интересной и неисчерпаемой. - На этом сегодняшнее занятие окончено, можете быть свободны. Но я готов ответить на ваши вопросы, если они остались, - сказал Ньяо. *Фраза произнесена на путунхуа, звучит как ibuibu hui dao mudi, то есть неблагозвучно для слуха тех, кто понимает русский.
Занятие будет вывешено на оценку 16.08 ближе к ночи, желающие могут отыграть свой уход. |
Ученик | Вот оно как. В принципе Паулу догадывался о роли женщины в азиатском обществе. Но одно дело догадки, а другое - подтверждение из авторитетных уст. В бразилии все было не так. Нет, конечно португальцы и испанцы забирали понравившихся индианок или негритянок, но это совсем другой разговор. В равном же кругу, женщина была хранительницей очага и дома, ее уважали и почитали. Не даром же одно из главнейших, а зачастую и главнейшее, божество бразильского пантеона была Йеманжа, мать-богиня. А некоторые обряды вообще имели право исполнять только жрицы. С другой стороны, "браки сверху" - инициируемые родителями - были для Паулу не новостью. Там, где большая часть страны живет за чертой бедности, брак, зачастую, способ выбраться наверх, дать будующее если не себе, то своим детям. Паулу переварил информацию о войне и поражении правителя, подумав, что любой рано или поздно проигрывает независимо от уровня его компетенции. Так что, как оно на самом деле было с этим "Шоу Синь" - неизвестно. Так или иначе, лекция получилась интересная, было над чем подумать и поразмыслить. Паулу поклонился мастеру:
|
Обитатель | Краткая, но интересная лекция. Пожалуй, над ней стоит как следует поразмыслить и обдумать нравы и обычаи древности... О том, как жили в древней Европе - что Западной, что Восточной - Игорь примерно знал. Кое-что знал и о древности Индии и Японии.
Иронию насчет социализма Игорь пропустил мимо ушей. Отношение к политике современности - личное дело каждого, не правда ли? Только не удержался от улыбки; для русскоговорящего лозунг звучал... очень своеобразно. - Благодарю вас, сифу Ньяо, - поднявшись на ноги, Серов поклонился. - О прошлом, особенно такой страны, всегда интересно узнать. Действительно, так оно и было. Пожалуй, после этого рассказа Игорь по-новому взглянул на слова "древние времена". |