Линь Ян Шо
{{flash.message}}

Основы рукопашного боя

Сообщений: 24
АвторПост
Младший мастер
30.03.2012 15:10

Надо признать, что Николаю здорово повезло: в отличие от городских секций единоборств, где для новичка первую тренировку устраивали максимально тяжелой и жесткой, мастер Ши Ньяо, наоборот, сделал вводную тренировку, после которой желание заниматься только усилиться, и способности ученика определял не в пример более эффективно.

- Ци - это та энергия, благодаря которой человек способен применять "мистические" техники. Вырабатывается Ци нашим организмом, пару раз я слышал, что Ци еще называют "дыханием души". Не знаю уж, насколько это правильно, сначала бы с душой как таковой разобраться... Для успешного использования Ци человек использует чакры - это нечто вроде энергетических центров на теле человека, их семь. Каждая чакра дает человеку возможность применять свою Ци для различных типов магии: Аджна, к примеру, "отвечает" за ментальную магию, а Сватхистхана - за магию воды.
Тратится быстро, восстанавливается долго. При перерасходе человек может заработать проблемы со здоровьем.

Рассказывая учителю про Ци, Николай делал простенькую дыхательную гимнастику: вдох - руки вытягиваются вверх, выдох - круговое движение, опускающее руки вниз, вдох - ладони поднимаются к груди, выдох - опускаются вниз. Когда парень замолчал, его дыхание практически восстановилось, хотя сердце все еще билось учащенно. Вопрос мастера Ши Ньяо парня врасплох не застал: он и сам интересовался Ци, да и занятия в монастыре кое-какую базу дали, но вот скрыть свое любопытство парень не смог - Ши Ньяо славился интересными занятиями, и на каждом можно было узнать массу нового.

Даже в самой критической ситуации не опускайте руки. Они не для этого выше копчика приделаны!
Старший мастер
12.09.2013 23:38

Оказалось, что Николай немало слышал о ци и её связи с магией. И все же европеец иначе воспринимал само понятие «ци», чем сам Ньяо, и сейчас старший мастер хотел пояснить, в чем заключалась эта разница.

- Верно, но ци – это больше, чем энергия для мистических техник, - сказал Ньяо.

Он нарисовал на земле иероглиф «ци» - 气, который использовался не только для обозначения магических способностей человека. Даже не только для описания его жизненной энергии.

- Иероглиф «ци» обозначает любую энергию, - сказал старший мастер. – Поток воды, крутя колесо, создает энергию – это ци. Ветер наполняет паруса корабля, заставляя его плыть вперед – это тоже ци. Электричество – тоже ци. Человек, пока он жив, способен дышать, двигаться, говорить, мыслить потому, что он наполнен ци. Ци есть в каждой клетке, в каждой мысли, во всем, что отличается от неподвижности. Чем лучше ты осознаешь ту ци, что есть в твоем теле, тем на большее ты способен. Если ты вкладываешь ци в удар, который наносишь, чувствуя, как энергия идет через все тело, от ног, через спину, по сухожилиям к костяшкам руки в тот момент, когда удар достигает цели, он становится в разы сильнее, чем от простого мышечного движения. Давай повторим упражнение с сериями по десять ударов, постарайся в этот момент сосредоточиться на ощущении ци.

Ньяо снова начал считать десятками, наблюдая за тем, что изменится в технике Николая.

Младший мастер
14.09.2013 20:15

Интересное кино получалось: Ци теперь уже - не составляющая мистических техник, а обозначение любого вида энергии. Ньютон со своим "энергия лишь переходит из одного вида в другой", наверное, аплодировал бы стоя. Вот только само задание понятнее от этого не становилось: Николай и так вкладывал в удар энергию, заставляя мышцы двигаться, придавая кулаку ускорение... Представить себе можно было и то, как энергия через тело проходит, и то. как розовые слоны над обрывом летают...
Но спорить с мастером, естественно, парень не собирался: теория - это одно, разобраться будет время, а пояснения про правильное нанесение удара были простыми, понятными и исчерпывающими. Во всяком случае, в книгах авторы любили наводить загадочность, ссылаясь то на неоднозначность источников, то на то, что объяснить это человеку неподготовленному слишком трудно, то вовсе ссылаясь на "закрытость" информации. А одно пояснение на словах из уст далеко не самого прямолинейного мастера дало, как минимум, общее направление.

Следующую серию ударов Николай начал делать медленнее, слегка отставая от счета мастера, концентрируясь на ощущении энергии. Первые удары парень наносил, представляя движение энергии от плеча, затем - от сердца через плечо, и второй десяток ударов Николай уже представлял течение Ци от ступней через все тело до кулаков. Единственное, о чем забыл Николай - это плечи, которые снова начали двигаться при ударах. Парень этого попросту не замечал, концентрируясь на ощщущении волнами проходящей по телу энергии, и на крике в конце десятки ударов.

Даже в самой критической ситуации не опускайте руки. Они не для этого выше копчика приделаны!
Старший мастер
13.10.2013 01:20

Если бы Николай сейчас не стал двигать плечами, он бы справился с упражнением. Но пока, видимо, сказывалась нехватка опыта, и тот не успевал следить за всеми элементами техники. Но зато старший мастер видел, что теперь потенциально удары были более сильными, потому что в них добавлялась энергия, проходившая от спины, а не только от локтя или плеча.

- Ты двигал плечами, - сказал Ньяо. – Этим ты отнимал силу у своих ударов. Давай ещё раз, следи за стойкой, плечами и руками. И за ци. Бей на выдохе, сосредоточься, - он снова начал считать.

Прямые удары только кажутся простыми. Если человек лишь начинает изучать боевые искусства, он обнаруживает для себя кучу мелких нюансов, которые приходится помнить и контролировать, и тогда на первый взгляд банальное упражнение кажется чем-то сродни высшей математики. А потом тело запоминает правильные движения, и все становится на свои места.

На индивидуальном занятии было некуда спешить, так что Ньяо не видел ничего фатального в том, чтобы потратить время на ещё один повтор упражнения. Это будет полезнее, чем идти дальше, оставив плохой камень в фундаменте.

Младший мастер
04.01.2014 00:57

Ну вот, только-только начало получаться, а тут косяк с плечами вылез. Брюс Ли как-то сказал: "когда я только начал изучсать боевые искусства, удар был для меня просто ударом. Потом удар стал для меня чем-то большим, и только через много лет удар снова стал для меня просто ударом." До рефлекторного нанесения с соблюдением всех необходимых принципов было еще далеко, но, во всяком случае, было к чему стремиться. Теперь удары стали еще реже, ведь приходилось концентрироваться и подготвавливаться к каждому удару, непрерывно повторать себе "стойка, плечи, течение энергии."
Три удара прошли нормально за исключением того, что парнь забыл о том, что кулак сжимается перед самым ударом. Вспомнил он об этом только на четвертом ударе, и тепрь пришлось следить еще и за ним. В результате умственная деятельность во время отработки простенького, казалось бы, прямого удара была значительно интенсивнее, чем физическая. Одним словом, ломом звездануть проще было бы. Как ни странно, на втором десятке ударов парень приноровился настолько, что частота нанесения ударов даже слегка увеличилась. Конечно, ни за чем, кроме техники, следить Николай не мог, но на его взгляд получалось неплохо. Вот только про киай после каждого десятка ударов парень благополучно забыл.

Даже в самой критической ситуации не опускайте руки. Они не для этого выше копчика приделаны!
Старший мастер
05.01.2014 02:01

На этот раз Николай справился лучше, но Ньяо видел, что мысли мешают скорости. Не все сразу, даже в простом движении появляются сложности, стоит лишь задуматься над его правильностью. Здесь был вопрос практики и времени, главное, что сейчас европеец верно понял, что от него требуется.

- Намного лучше, - сказал Ньяо. – Не забывай о киаях. Ты должен отработать этот удар так, чтобы обходиться без мыслей, в ощущении дзен, тогда ты будешь быстрее противника.

Это сложно объяснить словами, как все, что подходит под определение «дзен», когда нет мыслей, есть только правильные и неправильные ощущения, из которых появляется самая серная реакция в поединке. Это было вопросом практики, опыта и, в конечном счете, мастерства.

- Я думаю, ты понял, над чем тебе стоит поработать самостоятельно. У тебя остались вопросы по сегодняшнему занятию? – спросил старший мастер.

В боевых искусствах много того, что достаточно один раз верно понять, но еще больше того, что нужно терпеливо выучить, практикуясь едва ли не каждый день. Тогда, в сочетании практики и знания, появится верная техника. И пусть непобедимых мастеров кунг-фу не бывает, не так сложно стать мастером, который хотя бы владеет верной техникой.

Младший мастер
06.01.2014 03:01

Над чем работать, было в принципе, понятно: отработка удара до полного автоматизма. Но оставались и некоторые моменты, которые следовало бы сразу уточнить.

- Самостоятельно мне нужно отрабатывать удар, чтобы наносить его не задумываясь над каждым движением. Плюс стойка, которая у меня, как я подозреваю, была не особенно хорошая. Единственный вопрос: как правильно бить по лапе или макиваре, чтобы не повредить себе руки? Я не в смысле содранной кожи говорю, а в смысле чтобы себе суставы не вывихнуть, или еще каких-либо травм не нанести.

На одном прямом ударе Николай, понятное дело, останавливаться не собирался: конечно, Брюс Ли был прав, когда говорил. что опасен не тот, кто отрабатывает тысячу разных ударов, а тот, кто отрабатывает один удар тысячу раз, однако на одном прямом ударе далеко не уедешь. Но это уже можно было обдумать позже. Николай сюда не на месяц приехал, будет время во всем разобраться, присмотреться, со стилем определиться. А может, что со стилем определяться и не придется: намешать все в кучу, не заморачиваясь сортировкой, и применять приемы по мере необходимости. А почему бы и нет?

Даже в самой критической ситуации не опускайте руки. Они не для этого выше копчика приделаны!
Старший мастер
07.01.2014 19:34

- Нужно бить так, чтобы удар шел ровно, и приходил в цель костяшками указательного и среднего пальца, - ответил Ньяо. – Костяшки безымянного пальца и мизинца легко травмировать. И это справедливо не только в тренировках с макиварой, но и в реальном бою.

Травмы рук во время самостоятельных тренировок были частой ошибкой новичков. Почему-то считалось, что разбитые в кровь опухшие костяшки – это признак усердия на тренировках, а не неумения.

- Можешь также бинтовать руки, это не снизит эффективность тренировок, а руки будут целее, - сказал Ньяо. – Нужно закрепить бинт на большом пальце, затем бинтовать по часовой стрелке. Пальцы бинтуются по одному не выше первой фаланги, затем бинт обматывается вокруг костяшек, только смотри, чтобы не получалось складок, а то натрешь руки. Бери для этого тонкий эластичный бинт два-три цуня шириной.

Ньяо предпочитал избегать проблем там, где их можно было избежать. Он был согласен с Ницше в том, что героизм – это настроение человека, который слепо идет к цели, помимо которой вообще не идет в счет. Потому и в тренировках он предпочитал эффективность фанатизму.

- Если у тебя больше нет вопросов, можешь быть свободен, - сказал старший мастер.

Младший мастер
08.01.2014 00:44

Указания по поводу удара Николай запомнил, хотя и раньше интуитивно предполагал, что именно так бить и надо. Зато по поводу того, как забинтовывать руки, совет был как нельзя кстати: Николай планировал отрабатываать удары и на твердой поверхности, а как обматывать руки бинтами, как оказалось, не знал. Парень был уверен, что бинт просто обматывается вокруг костяшек и все, и тот факт, что его сперва надо обмотать вокруг каждого пальцпа по отдельности, стал открытием.

- Спасибо за тренировку, мастер, больше вопросов нет.

Парень поклонился на прощание, развернулся и пошел к жилым корпусам. Начало было положено. Конечно, никаких тайн мироздания или секретных техник парень сегодня не увидел, но все было впереди. Единственное, что николая слегка удивило - это то, что Ши Ньяо не рассказывал ничего о стиле, но, возможно, он знал несколько стиелй и пока присматривался к Николаю... Этого парень пока не знал.

Даже в самой критической ситуации не опускайте руки. Они не для этого выше копчика приделаны!