Новая жизнь традиционной живописи
Термин гохуа был введен на рубеже 19 и 20 веков. Он обозначает современную китайскую живопись водяными красками на шелковых или бумажных свитках. В это время в Китае наблюдался сильный упадок искусства из-за постоянных сухих повторений канонических схем и отрыва от действительности. Гохуа обновила традиции национальной живописи, имеющие огромную историю, свои каноны и технические особенности. Китайская живопись отличалась и специфическим методом изображения предметов при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, который давал понимание неограниченного пространства. Для живописи гохуа характерно сохранение традиционных жанров, таких как: «горы-воды», «цветы-птицы», «люди».
Гохуа дословно означает «живопись страны», и под страной имеется ввиду, конечно же, Китай. Полностью термин звучит Чжунго хуа (中国画) — «Китайская живопись». Гохуа противопоставлялся сиянхуа (西洋画), то есть западной живописи. Использовались и другие термины. К примеру шуймохуа (水墨画) «живопись тушью, против юхуа (油画) «масляная живопись».
Первые мастера, работающие в гохуа, стремились обогатить традиционные методы обращением к натуре. В дальнейшем развитие национальной живописи шло двумя путями. Часть живописцев работали в традиционной манере исполнения и пользовались только средствами гохуа. В качестве примера можно привести творчество таких мастеров, как: Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня, Ци Бай-ши и других. Другие мастера стали соединять принципы гохуа с достижениями западной живописи. Для этого использовались перспектива, светотеневая моделировка объема, пристальный интерес к человеку, психологизм. Именно так работали Сюй Бэй-хуна, Цзян Чжао-хэ и другие.
В 40-50е года двадцатого века живопись гохуа претерпевает значительные изменения. Она становится более разнообразной по сюжетам, появляются жанровые композиции на современные темы. Появляется поэтическая глубина, философия, емкость чувств, понимание природы. Китайская живопись пленила западного зрителя, а не только заслужила признание у себя на родине. Художники не стремились изобразить точную копию, они хотели передать душу изображаемого. Китайцы считают, что картина должна быть наполненной жизненной энергией, называемой ци. И именно ци является сутью их творения. Этого можно добиться, находясь в правильном состоянии сознания, или следуя определенным принципам. Мастера часто изображают одно и тоже, однако все картины очень символичны. Даже рисуя цветок, художник рассказывает своему зрителю о смысле жизни.
Китайские художники ловят лишь единственный миг времени, и запечатлевают его на бумаге. Именно так картина обретает свой дух или суть. Именно поэтому важен каждый штрих и свободное от рисунка пространство бумаги. Бывает так, что для передачи действия или сюжета достаточно нескольких мазков. И недаром китайцы считают, что идеальная живопись — это нетронутый лист бумаги...Потому что в этом случае каждый день зритель будет наблюдать на нем новую картину.
Гохуа дословно означает «живопись страны», и под страной имеется ввиду, конечно же, Китай. Полностью термин звучит Чжунго хуа (中国画) — «Китайская живопись». Гохуа противопоставлялся сиянхуа (西洋画), то есть западной живописи. Использовались и другие термины. К примеру шуймохуа (水墨画) «живопись тушью, против юхуа (油画) «масляная живопись».
Первые мастера, работающие в гохуа, стремились обогатить традиционные методы обращением к натуре. В дальнейшем развитие национальной живописи шло двумя путями. Часть живописцев работали в традиционной манере исполнения и пользовались только средствами гохуа. В качестве примера можно привести творчество таких мастеров, как: Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня, Ци Бай-ши и других. Другие мастера стали соединять принципы гохуа с достижениями западной живописи. Для этого использовались перспектива, светотеневая моделировка объема, пристальный интерес к человеку, психологизм. Именно так работали Сюй Бэй-хуна, Цзян Чжао-хэ и другие.
В 40-50е года двадцатого века живопись гохуа претерпевает значительные изменения. Она становится более разнообразной по сюжетам, появляются жанровые композиции на современные темы. Появляется поэтическая глубина, философия, емкость чувств, понимание природы. Китайская живопись пленила западного зрителя, а не только заслужила признание у себя на родине. Художники не стремились изобразить точную копию, они хотели передать душу изображаемого. Китайцы считают, что картина должна быть наполненной жизненной энергией, называемой ци. И именно ци является сутью их творения. Этого можно добиться, находясь в правильном состоянии сознания, или следуя определенным принципам. Мастера часто изображают одно и тоже, однако все картины очень символичны. Даже рисуя цветок, художник рассказывает своему зрителю о смысле жизни.
Китайские художники ловят лишь единственный миг времени, и запечатлевают его на бумаге. Именно так картина обретает свой дух или суть. Именно поэтому важен каждый штрих и свободное от рисунка пространство бумаги. Бывает так, что для передачи действия или сюжета достаточно нескольких мазков. И недаром китайцы считают, что идеальная живопись — это нетронутый лист бумаги...Потому что в этом случае каждый день зритель будет наблюдать на нем новую картину.