Китайские печати

Китай славится четырьмя уникальными видами традиционных искусств: каллиграфия, живопись, поэзия и...резьба печатей.
Резьба печатей, или «уин» уходит корнями глубоко в историю Китая, когда чуть более трех с половиной тысяч лет назад во времена династии Инь прорицатели вырезали свои предсказания на черепашьих панцирях. А позже китайцы стали вырезать свои имена на домашней утвари, документах и других вещах, чтобы обозначить их принадлежность тому или иному человеку. Причем словом «уин» обозначают любую резьбу, выполненную на любом материале, а вот под словом «zhuanke» подразумевают резьбу особенным, волнистым шрифтом. Таким способом резались самые ранние печати — династий Цинь и Хань.

С пятого века до нашей эры печати стали использоваться как непременный атрибут назначения чиновника на должность. Печать олицетворяла собой власть и, собственно, саму должность. Люди также использовали печати как просто символ личной удачи и процветания, и очень скоро печати начали носить статус амулетов и талисманов.

Большинство печатей древности гравировались на роге, бронзе, нефрите или агате. Но во времена династии Юань (1271-1368) обнаружили новые мягкие материалы, годные для изготовления печатей. Теперь мастера-искусники могли делать печати сами, а до них этим занимались обычно металлурги. Мастер был должен не только разбираться в структуре материала, из которого он хотел изготовить печать. Но также быть хорошим каллиграфом и резчиком по камню. Материал для печати выбирается по желанию заказчика. Императоры предпочитали золото и драгоценные камни. Знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня чанхуа (тяньхуан), яшмы, агата, горного хрусталя, слоновой кости и других ценных материалов. Люди победнее — кость, дерево или простой камень. Сегодня китайские правительственные органы используют бронзу, а ведомства уровнем ниже — дерево.

Печати вырезают двумя способами: инь — на красном фоне вырезается белая надпись, и ян — на белоф воде делается красная надпись. Сам шрифт при этом может быть либо рельефным, либо углубленным. Тело печати украшается искусной резьбой и скульптурой. Чаще всего в навершии печати можно увидеть льва, дракона или черепаху. Для каждого материала используется свой нож и навык резьбы.
Чернильная паста, используемая для оттиска печати, называется «иньни» (чернильная глина), а сейчас словом иньни называют аналог чернильной подушки — обычно красную пасту. Она изготавливается из киновари — соединения, в состав которого входит ртуть, а также содержит жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло и красный краситель. Также мастер может добавлять в пасту золото и другие редкие вещества, отчего цена на нее взлетает просто до небес, а оттиск сохраняется на века.

Печать ставится на каждом свитке или художественной работе, она как бы является подписью художника, и придает произведению дополнительное изящество и ценность.

До сих пор наблюдение за работой мастера-резчика является популярным видом культурного отдыха среди китайцев. Тем, кто хочет увидеть этот процесс воочию, рекомендуем посмотреть фильм "Мечта" Ким Ки Дука, где главный герой как раз является резчиком таких печатей.