Легендарное искусство Китая
Среди всего, что у людей ассоциируется с Китаем, шелк и чайзанимают обычно первые места. Китай считается родиной шелка, потому что именноздесь были найдены самые древние образцы шелковых тканей, они относятся ко 2-мувеку до нашей эры. Вышивка по шелку в течение десятков веков была одним изсамых известных и почитаемых искусств в Китае, а центром вышивки по шелкусчитался город Сучжоу — китайская Венеция.
По легенде, первые мотки шелка получил император Хуанди,усмиривший смуту (это был легендарный основатель Поднебесной, а не реальныйисторический Цинь Шихуанди). Супруга первого императора создала из нитей ткань,легкую, как облака, и прозрачную, как вода горного потока. Следом за нейшелковые ткани стали производить во всей Поднебесной. Долгое время вышиваниешелком по шелку было делом женщин из высшего сословия.
Вышивка шелком по шелку зародилась в эпоху Троецарствия. Согласнолегенде, Сунь Цуань, правитель царства У, приказал сестре своего министравышить карту, изображавшую все три царства. Мастерица смогла в мельчайшихподробностях изобразить все на одном квадратном полотне шелка. После этогомногие исторические свидетельства сообщают о чудесном искусстве вышиванияшелком по шелку с помощью игл, «тонких, как волос», когда картины получаютсянастолько живыми, будто изображенные на них птицы вот-вот взлетят.
Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицысемейства Гу в Шанхае. «Их работы называют великим чудом света: когда льетдождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу.Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источаютблагоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке» — писал в17 веке Дун Цичан, знаменитый китайский художник и каллиграф.
Западная Европа узнала о вышивании шелком в 20 веке, когдаитальянская королева Елена в 1909 году получила в подарок свой вышитый шелкомпортрет. Китайская вышивка на сегодняшний день популярна во всем мире, лучшиеобразцы покупают музеи, такие как Бостонский музей, Музей вышивки в Нью-Йорке,Азиатский художественный музей в Сан-Франциско, Британский музей, Музей гильдиивышивальщиков в Суррее и Музей Востока в Москве.
Одна такая вышивка создается от нескольких месяцев донескольких лет. Иногда изображение делается двусторонним (одинаковым с двухсторон), тогда картина ставится, а не вешается на стену.
Существует множество техник вышивания шелком, мастера вСучжоу знают 40 различных швов.
Большое значение придается сюжету и цвету вышивки. Так, рыбы— это символ успеха, бабочки — счастья, лотосы — верности, фрукты (сливы иперсики) — плодородия и изобилия, а птицы — это свободы и радости. Традиционноиспользуется пять основных цветов: синий — это цвет неба, олицетворяющий высшееЯн, белый — это цвет чистоты, олицетворение высшего Инь, Красный — это символогня, радости и счастья, желтый (цвет, с которым китайцы ассоциируют себя) —символ земли и власти, а черный — цвет переменчивости и вечности.
Китайская вышивка на сегодняшний день популярна во всеммире, лучшие образцы покупают музеи, такие как Бостонский музей, Музей вышивкив Нью-Йорке, Азиатский художественный музей в Сан-Франциско, Британский музей идругие.
По легенде, первые мотки шелка получил император Хуанди,усмиривший смуту (это был легендарный основатель Поднебесной, а не реальныйисторический Цинь Шихуанди). Супруга первого императора создала из нитей ткань,легкую, как облака, и прозрачную, как вода горного потока. Следом за нейшелковые ткани стали производить во всей Поднебесной. Долгое время вышиваниешелком по шелку было делом женщин из высшего сословия.
Вышивка шелком по шелку зародилась в эпоху Троецарствия. Согласнолегенде, Сунь Цуань, правитель царства У, приказал сестре своего министравышить карту, изображавшую все три царства. Мастерица смогла в мельчайшихподробностях изобразить все на одном квадратном полотне шелка. После этогомногие исторические свидетельства сообщают о чудесном искусстве вышиванияшелком по шелку с помощью игл, «тонких, как волос», когда картины получаютсянастолько живыми, будто изображенные на них птицы вот-вот взлетят.
Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицысемейства Гу в Шанхае. «Их работы называют великим чудом света: когда льетдождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу.Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источаютблагоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке» — писал в17 веке Дун Цичан, знаменитый китайский художник и каллиграф.
Западная Европа узнала о вышивании шелком в 20 веке, когдаитальянская королева Елена в 1909 году получила в подарок свой вышитый шелкомпортрет. Китайская вышивка на сегодняшний день популярна во всем мире, лучшиеобразцы покупают музеи, такие как Бостонский музей, Музей вышивки в Нью-Йорке,Азиатский художественный музей в Сан-Франциско, Британский музей, Музей гильдиивышивальщиков в Суррее и Музей Востока в Москве.
Одна такая вышивка создается от нескольких месяцев донескольких лет. Иногда изображение делается двусторонним (одинаковым с двухсторон), тогда картина ставится, а не вешается на стену.
Существует множество техник вышивания шелком, мастера вСучжоу знают 40 различных швов.
Большое значение придается сюжету и цвету вышивки. Так, рыбы— это символ успеха, бабочки — счастья, лотосы — верности, фрукты (сливы иперсики) — плодородия и изобилия, а птицы — это свободы и радости. Традиционноиспользуется пять основных цветов: синий — это цвет неба, олицетворяющий высшееЯн, белый — это цвет чистоты, олицетворение высшего Инь, Красный — это символогня, радости и счастья, желтый (цвет, с которым китайцы ассоциируют себя) —символ земли и власти, а черный — цвет переменчивости и вечности.
Китайская вышивка на сегодняшний день популярна во всеммире, лучшие образцы покупают музеи, такие как Бостонский музей, Музей вышивкив Нью-Йорке, Азиатский художественный музей в Сан-Франциско, Британский музей идругие.