История распространения буддизма в Тибете
Согласно буддийским хроникам, Будда Шакьямуни еще при жизни предсказал рассвет Учения в «далекой северной стране», населенной в ту пору только демонами. Авалокитешвара, ученик Будды, решил заселить эту страну людьми. Для этого он принял облик царя обезьян, пришел в Тибет и стал здесь супругом горной ведьмы. Часть их потомков унаследовала характер отца (они добры и благочестивы), часть — характер матери (они жестоки и не желают следовать Учению). Этим несходством характеров супругов-прародителей объясняли буддийские историки многочисленные войны тибетцев.
Но собственно религиозных войн тибетцы никогда не вели. До принятия буддизма тибетцы верили во множество духов, населяющих всю природу и большей частью враждебных человеку. В небесах царили самые могущественные боги — лха (отсюда имя богини Лхамо), на земле — владыки урожая сабдаги, в водах — духи лу. Люди, распахивая поля, ставя запруды и мельницы на реках, разрушали дворцы сабдагов и лу; из-за этого духи гневались и насылали на людей беды, а те стремились умилостивить их жертвами. Если же духи продолжали вредить, то люди обращались к колдунам — заклинателям духов. Этих колдунов называли бон-по — «служители религии бон».
Бон-по был сродни шаману — он подчинял духов своей воле и затем повелевал ими. Он мог приказать духам убить человека, но он же мог приказать и защищать его. Возможно, что некоторые приемы медитативной практики тибетского буддизма заимствованы из бон, а обилие гневных богов берет начало в представлениях религии бон о множестве злобных духах. Бон, в отличие от буддизма, имеет подробные сказания о возникновении вселенной. Одно из них повествует о Клумо (Богине Вод), из головы которой вышло небо, из тела — земля, из глаз — солнце, из дыхания — облака, из крови — реки, из слез — дождь. Когда она открывает глаза — наступает день, когда закрывает — ночь.
С развитием буддизма в Тибете приверженцы бон были вынуждены многое заимствовать из новой религии. Так появились священные книги бон, возник образ Великого Учителя, подобного Будде, - Шенраба, жившего многие тысячи лет назад. Согласно легенде, первые символы буддийского учения попали в Тибет в V в. Чудесным образом: с неба упал золотой сундук, где находились изображения молитвенно сложенных рук и ступы, шкатулка с мантрой ом мани падме хум на крышке и священная книга. Однако ни правивший в то время царь Тибета Лхатотори, ни бон-по не смогли найти им объяснения, поэтому сокровищам не было воздано должного почитания.Более столетия спустя великий Сонгцэн Гампо (правил в 613 — 649 гг.) пожелал постичь значение этих предметов. Для этого он призвал из Индии буддийских проповедников. Так начинается история тибетского буддизма.
Сонгцэна Гампо называют воплощением Авалокитешвары, а его двух жен (Бхрикути и Вэньчэн) — воплощениями Белой и Зеленой Тары. После смерти они превратились в три луча белого цвета и, войдя в лоб статуи Авалокитешвары, растворились в ней. Сопротивление бон-по приходу новой религии было окончательно сломлено в царствование Тисонга Децэна (правил в 755 - 797 гг.). При нем строились буддийские храмы, приглашались учителя из Индии, но проповедь философского буддизма успеха не имела. Тогда в Тибет прибыл Гуру Падмасамбхава («Учитель, рожденный в лотосе»). Легенды повествуют, что Падмасамбхава был родом из страны Удияна, которую историки считают Кашмиром, а буддисты — легендарной Шамбалой. В Тибете Учитель столкнулся не только с людьми — противниками буддизма, но и с враждебными демонами. Мистическая сила Учителя казалась столь велика, что он подчинял себе всех демонов, заставляя их давать обет отныне верно служить буддизму. Именно эти демоны затем составили класс дхармапал и подвластных им духов. В 839 году престол занял внук Тисонга Децэна, Дарма, получивший за жестокость прозвище Ланг («Бык»). Лангдарма принялся истреблять буддизм и буддистов с невиданной злобой. Буддисты объявили Дарму воплощением бешеного слона, некогда укрощенным самим Буддой, но вновь проявившего свой гневный нрав. Спустя шесть лет после воцарения Лангдармы ненависть к нему столь возросла, что царь был убит.
В последующие столетия в монастырях Тибета сформировалось несколько школ, которые теперь называют «красношапочными» (по цвету головных уборов монахов). В этих школах господствует идеал «прямого пути»: монаху следует отрешиться от всего мирского, добровольно подвергнуть себя заточению в горной пещере, где проводить все время в медитациях, созерцании идама. Мистическая практика — единственно ценное для него, учение же — бесполезно. Однако нередко простые монахи прикрывали «прямым путем» собственную распущенность, поэтому возникла необходимость ограничить чрезмерное рвение. Эти реформы в середине XI в. провел великий философ Атиша, называемый тибетцами «вторым Буддой». В созданной им секте кадампа воскрешались обычаи ранней общины, простота жизни и суровая дисциплина.
Религиозные реформы Атиши были продолжены Цзонхавой (1357 - 1419), крупнейшим деятелем тибетского буддизма — «Третьим Буддой» и «Великой Драгоценностью». Он известен как основатель ламаизма. Цзонхава усовершенствовал изложенное еще Атишей деление людей по их способности воспринимать Учение на три категории. Для первых, поглощенных круговоротом жизни, похвальны даже смутные представления об Учении и мысли о необходимости просветления. Вторая категория — это те, кто познал четыре благородные истины, отверг мирскую суету, но заботится только о собственном спасении. Наконец, высшая категория — те, кто познал причину собственных страданий и более всего желает помочь освободиться другим. С учением о трех категориях тесно связано и представление о трех направлениях буддизма (хинаяне, махаяне, ваджраяне), как о трех ступенях к Просветлению. Вначале человек идет путем хинаяны, то есть монашеской дисциплины, а также изучает основы философии; затем он осознает, что индивидуальное спасение невозможное, и дает обет бодхисаттвы, одновременно постигая философию махаяны. Для достижения цели — спасения людей — он прибегает к тантрическому учению и медитациям ваджраяны. Это учение Цзонхавы изложено в книге «Ламрим-ченмо» - «ступени Пути Просветления». Лама («высочайший») - духовный учитель и наставник для тех, кто стремится постичь философию. Для простого человека почитание ламы — обязательное условие приближения к Просветлению. Столь высокая роль наставника-ламы и привела к тому, что учение Цзонхавы стали называть ламаизмом. Термин ламаизм просуществовал почти 200 лет, но сейчас от него отказываются, потому что какую бы форму не принимал буддизм — он все равно останется буддизмом. В настоящее время тибетскую форму буддизма исповедуют монголы, буряты, калмыки, тувинцы. Много ее последователей имеется и в Европе и США. Популярность учения Цзонхавы среди народа объясняется тем, что Цзонхава провозглашал спасение реально достижимым и для простого человека, который вынужден кормить семью и не имеет времени и сил заниматься философией. Путем к спасению является опора на ламу.
Но собственно религиозных войн тибетцы никогда не вели. До принятия буддизма тибетцы верили во множество духов, населяющих всю природу и большей частью враждебных человеку. В небесах царили самые могущественные боги — лха (отсюда имя богини Лхамо), на земле — владыки урожая сабдаги, в водах — духи лу. Люди, распахивая поля, ставя запруды и мельницы на реках, разрушали дворцы сабдагов и лу; из-за этого духи гневались и насылали на людей беды, а те стремились умилостивить их жертвами. Если же духи продолжали вредить, то люди обращались к колдунам — заклинателям духов. Этих колдунов называли бон-по — «служители религии бон».
Бон-по был сродни шаману — он подчинял духов своей воле и затем повелевал ими. Он мог приказать духам убить человека, но он же мог приказать и защищать его. Возможно, что некоторые приемы медитативной практики тибетского буддизма заимствованы из бон, а обилие гневных богов берет начало в представлениях религии бон о множестве злобных духах. Бон, в отличие от буддизма, имеет подробные сказания о возникновении вселенной. Одно из них повествует о Клумо (Богине Вод), из головы которой вышло небо, из тела — земля, из глаз — солнце, из дыхания — облака, из крови — реки, из слез — дождь. Когда она открывает глаза — наступает день, когда закрывает — ночь.
С развитием буддизма в Тибете приверженцы бон были вынуждены многое заимствовать из новой религии. Так появились священные книги бон, возник образ Великого Учителя, подобного Будде, - Шенраба, жившего многие тысячи лет назад. Согласно легенде, первые символы буддийского учения попали в Тибет в V в. Чудесным образом: с неба упал золотой сундук, где находились изображения молитвенно сложенных рук и ступы, шкатулка с мантрой ом мани падме хум на крышке и священная книга. Однако ни правивший в то время царь Тибета Лхатотори, ни бон-по не смогли найти им объяснения, поэтому сокровищам не было воздано должного почитания.Более столетия спустя великий Сонгцэн Гампо (правил в 613 — 649 гг.) пожелал постичь значение этих предметов. Для этого он призвал из Индии буддийских проповедников. Так начинается история тибетского буддизма.
Сонгцэна Гампо называют воплощением Авалокитешвары, а его двух жен (Бхрикути и Вэньчэн) — воплощениями Белой и Зеленой Тары. После смерти они превратились в три луча белого цвета и, войдя в лоб статуи Авалокитешвары, растворились в ней. Сопротивление бон-по приходу новой религии было окончательно сломлено в царствование Тисонга Децэна (правил в 755 - 797 гг.). При нем строились буддийские храмы, приглашались учителя из Индии, но проповедь философского буддизма успеха не имела. Тогда в Тибет прибыл Гуру Падмасамбхава («Учитель, рожденный в лотосе»). Легенды повествуют, что Падмасамбхава был родом из страны Удияна, которую историки считают Кашмиром, а буддисты — легендарной Шамбалой. В Тибете Учитель столкнулся не только с людьми — противниками буддизма, но и с враждебными демонами. Мистическая сила Учителя казалась столь велика, что он подчинял себе всех демонов, заставляя их давать обет отныне верно служить буддизму. Именно эти демоны затем составили класс дхармапал и подвластных им духов. В 839 году престол занял внук Тисонга Децэна, Дарма, получивший за жестокость прозвище Ланг («Бык»). Лангдарма принялся истреблять буддизм и буддистов с невиданной злобой. Буддисты объявили Дарму воплощением бешеного слона, некогда укрощенным самим Буддой, но вновь проявившего свой гневный нрав. Спустя шесть лет после воцарения Лангдармы ненависть к нему столь возросла, что царь был убит.
В последующие столетия в монастырях Тибета сформировалось несколько школ, которые теперь называют «красношапочными» (по цвету головных уборов монахов). В этих школах господствует идеал «прямого пути»: монаху следует отрешиться от всего мирского, добровольно подвергнуть себя заточению в горной пещере, где проводить все время в медитациях, созерцании идама. Мистическая практика — единственно ценное для него, учение же — бесполезно. Однако нередко простые монахи прикрывали «прямым путем» собственную распущенность, поэтому возникла необходимость ограничить чрезмерное рвение. Эти реформы в середине XI в. провел великий философ Атиша, называемый тибетцами «вторым Буддой». В созданной им секте кадампа воскрешались обычаи ранней общины, простота жизни и суровая дисциплина.
Религиозные реформы Атиши были продолжены Цзонхавой (1357 - 1419), крупнейшим деятелем тибетского буддизма — «Третьим Буддой» и «Великой Драгоценностью». Он известен как основатель ламаизма. Цзонхава усовершенствовал изложенное еще Атишей деление людей по их способности воспринимать Учение на три категории. Для первых, поглощенных круговоротом жизни, похвальны даже смутные представления об Учении и мысли о необходимости просветления. Вторая категория — это те, кто познал четыре благородные истины, отверг мирскую суету, но заботится только о собственном спасении. Наконец, высшая категория — те, кто познал причину собственных страданий и более всего желает помочь освободиться другим. С учением о трех категориях тесно связано и представление о трех направлениях буддизма (хинаяне, махаяне, ваджраяне), как о трех ступенях к Просветлению. Вначале человек идет путем хинаяны, то есть монашеской дисциплины, а также изучает основы философии; затем он осознает, что индивидуальное спасение невозможное, и дает обет бодхисаттвы, одновременно постигая философию махаяны. Для достижения цели — спасения людей — он прибегает к тантрическому учению и медитациям ваджраяны. Это учение Цзонхавы изложено в книге «Ламрим-ченмо» - «ступени Пути Просветления». Лама («высочайший») - духовный учитель и наставник для тех, кто стремится постичь философию. Для простого человека почитание ламы — обязательное условие приближения к Просветлению. Столь высокая роль наставника-ламы и привела к тому, что учение Цзонхавы стали называть ламаизмом. Термин ламаизм просуществовал почти 200 лет, но сейчас от него отказываются, потому что какую бы форму не принимал буддизм — он все равно останется буддизмом. В настоящее время тибетскую форму буддизма исповедуют монголы, буряты, калмыки, тувинцы. Много ее последователей имеется и в Европе и США. Популярность учения Цзонхавы среди народа объясняется тем, что Цзонхава провозглашал спасение реально достижимым и для простого человека, который вынужден кормить семью и не имеет времени и сил заниматься философией. Путем к спасению является опора на ламу.