Учение Будды
Самая атеистическая в мире религия. Именно так говорят обуддизме те, кто когда-либо сталкивался с ним и мог сравнить его с другимирелигиями мира. При этом буддизм неизбежно привлекает сторонников со всегосвета своим таинственным очарованием, доброжелательностью и простотой. Кредоэтой религии можно выразить словами «независимо от того, во что ты веришь,Будда тебя любит».
Буддизм зародился в Индии, его появление связано с именемСиддхартхи Гаутамы. Прожив жизнь, отражающую саму суть срединного пути, Будда оставилсвоим ученикам часть знаний, что дало ему обретенное под сенью смоковницыПросветление. Основная идея буддизма, изложенная Буддой Гаутамой, заключена вчетырех Благородных Истинах, за которыми кроется весь остальной смысл учения, пониманиеи толкование которого различается в зависимости от школ и направлений. Этоистины о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинномпрекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях кпрекращению страдания. Мир иллюзорен, потому нет причин для страстей и желаний,ведущих к страданию. Тот, кто это понимает, в конечном итоге обретаетПросветление и может выбрать один из двух путей. Он может уйти в нирвану,наслаждаясь вечным покоем и безграничным счастьем, либо он может остаться средилюдей и учить их, как уйти от страданий. Те Просветленные, кто остаются среди людей,называются бодхисатвами. Они наполняют мир милосердием и состраданием ипочитаются, как святые. Самый известный из них и почитаемый здесь, на Тибете —бодхисатва Авалокитешвара.
После смерти Будды Гаутамы его учение стало развиваться врамках разных школ, основные из которых — Малая Колесница (наиболеетрадиционное учение, ориентированное на монахов), Большая Колесница (учение дляширокого круга верующих, широко распространившее в Индии, Китае и Японии) иАлмазная Колесница (она изучает высшие тайны мироздания и особенно почитаетсяна Тибете). Кроме того, отдельно стоит выделить распространенный в Линь Ян Шодзен-буддизм, причем его необходимо отличать от того, что почитался, например,самураями в Японии. Дзен — это пустота, понимание без слов. В нем нетоднозначных ответов, которые можно выразить в рамках общепринятых символов. Егопостижение подобно хлопку одной ладони. Любая из ветвей буддизма утверждаетиллюзорность мира, и в дзен буддизме предлагается просто ощутить это насобственном опыте, не зацикливаясь на молитвах и священных текстах, которыетакже являются словами.
Разные школы по-разному описывают внешнюю атрибутику учения,Великая колесница наделяет буддизм мифологией и другими составляющими частямитрадиционных религий, приходя к пониманию нашего иллюзорного мира какчетвертого круга медитаций Адди-Будды, являющегося Абсолютом и первопричиной. Отнего выстраивается сложная система Будд и бодхисатв, среди которых пять Будд,отвечающих за наш мир в разные эпохи. Сейчас наш мир находится под контролем БуддыШакьямуни, но следом за ним придет последний, пятый Будда — Майтрейя.
В чем же смысл нашей иллюзорной жизни? Душа бессмертна ивстречает множество перерождений, не существует не только того, что мы привыклисчитать желаниями, страданиями и привязанностями, нет даже нас самих. Задайтесебе вопрос — кто я? Моя душа, мое сердце, мой разум, мое тело, мое сознание исамосознание, мои мысли, моя память. Все, что можно сказать со словом «мой»откиньте, как шелуху с лука. Что останется нам самим? Где это самое я, не имеющеесебя на самом деле? Оно растворено в бесконечной душе всего мира, являетсячастью всего живого. Любя себя, мы любим мир, вредя миру, мы вредим себе. Изэтого рождается понимание пути гармонии, и знаменитое буддистскоедоброжелательное отношение ко всему живому. Нет более миролюбивой религии.
Напоследок перечислю несколько мантр. По традиции оничитаются в качестве молитв, помогая настроить сознание на нужный созерцательныйлад. Они повторяются по 108 раз, в этом помогают четки. По три оборота четок,содержащих 36 бусин, и составляют нужное количество повторов.
Ом Мани Падме Хум — главная мантра, ведущая к просветлению.Она говорит о жемчужине на лепестке лотоса.
Ом Таре Туттаре Туре Соха — мантра Зеленой Тары, помогаетсправиться с проблемами, считается мантрой, помогающей женщинам.
Ом Хрим Стрим Хуум Пхат — полная мантра Тары, считающаясяженской. Тара — богиня, которая очень почитается на Тибете. По легенде, две еёипостаси (Белая и Зеленая) стали супругами короля Сонгцена Гампо, создавшего наТибете буддистское государство.
Ом Таре Туттаре Туре Мама Айюр Пунье Джняна Пуштим КуруеСоха — исцеляющая мантра Белой Тары.
Считается, что вместо повторов мантр, можно записать их текстна санскрите и вращать молитвенный барабан, в котором находится эта записка.Тогда даже безграмотный человек, не способный прочитать текст, может отправитьсвою молитву небесам.
Не так важно, как именно и в кого вы верите. Мир, в котороммы живем, един, и подчиняется одним и тем же законам. Все, что имеет начало,имеет свой конец, но за концом следует перерождение. Мы все — ученики, намнужно постичь смысл, ради которого наша бессмертная душа оказалась в нашем смертномтеле. Если мы вовремя поймем, что мы делаем со своей жизнью и как мы относимсяк другим людям, мы успешно усвоим этот урок. Перед тем, как выбросить мусор наземлю, ответить хамством на хамство или ударом на удар, подумайте о том, чтоваше личное «я» является частью огромного мира, и в то же время мы все, люди, живущиена Земле, ничтожно малы по сравнению с нашей Планетой и всей Вселенной. Но покамы заперты в смертных телах, наша задача — усвоить уроки, которые преподает намМироздание. Лишь после этого бессмертный дух обретет право выйти избесконечного цикла обусловленных кармой перерождений, чтобы, став частицейбожественного света, обрести право на вечное счастье.
Живите и дайте жить другим.
Буддизм зародился в Индии, его появление связано с именемСиддхартхи Гаутамы. Прожив жизнь, отражающую саму суть срединного пути, Будда оставилсвоим ученикам часть знаний, что дало ему обретенное под сенью смоковницыПросветление. Основная идея буддизма, изложенная Буддой Гаутамой, заключена вчетырех Благородных Истинах, за которыми кроется весь остальной смысл учения, пониманиеи толкование которого различается в зависимости от школ и направлений. Этоистины о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинномпрекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях кпрекращению страдания. Мир иллюзорен, потому нет причин для страстей и желаний,ведущих к страданию. Тот, кто это понимает, в конечном итоге обретаетПросветление и может выбрать один из двух путей. Он может уйти в нирвану,наслаждаясь вечным покоем и безграничным счастьем, либо он может остаться средилюдей и учить их, как уйти от страданий. Те Просветленные, кто остаются среди людей,называются бодхисатвами. Они наполняют мир милосердием и состраданием ипочитаются, как святые. Самый известный из них и почитаемый здесь, на Тибете —бодхисатва Авалокитешвара.
После смерти Будды Гаутамы его учение стало развиваться врамках разных школ, основные из которых — Малая Колесница (наиболеетрадиционное учение, ориентированное на монахов), Большая Колесница (учение дляширокого круга верующих, широко распространившее в Индии, Китае и Японии) иАлмазная Колесница (она изучает высшие тайны мироздания и особенно почитаетсяна Тибете). Кроме того, отдельно стоит выделить распространенный в Линь Ян Шодзен-буддизм, причем его необходимо отличать от того, что почитался, например,самураями в Японии. Дзен — это пустота, понимание без слов. В нем нетоднозначных ответов, которые можно выразить в рамках общепринятых символов. Егопостижение подобно хлопку одной ладони. Любая из ветвей буддизма утверждаетиллюзорность мира, и в дзен буддизме предлагается просто ощутить это насобственном опыте, не зацикливаясь на молитвах и священных текстах, которыетакже являются словами.
Разные школы по-разному описывают внешнюю атрибутику учения,Великая колесница наделяет буддизм мифологией и другими составляющими частямитрадиционных религий, приходя к пониманию нашего иллюзорного мира какчетвертого круга медитаций Адди-Будды, являющегося Абсолютом и первопричиной. Отнего выстраивается сложная система Будд и бодхисатв, среди которых пять Будд,отвечающих за наш мир в разные эпохи. Сейчас наш мир находится под контролем БуддыШакьямуни, но следом за ним придет последний, пятый Будда — Майтрейя.
В чем же смысл нашей иллюзорной жизни? Душа бессмертна ивстречает множество перерождений, не существует не только того, что мы привыклисчитать желаниями, страданиями и привязанностями, нет даже нас самих. Задайтесебе вопрос — кто я? Моя душа, мое сердце, мой разум, мое тело, мое сознание исамосознание, мои мысли, моя память. Все, что можно сказать со словом «мой»откиньте, как шелуху с лука. Что останется нам самим? Где это самое я, не имеющеесебя на самом деле? Оно растворено в бесконечной душе всего мира, являетсячастью всего живого. Любя себя, мы любим мир, вредя миру, мы вредим себе. Изэтого рождается понимание пути гармонии, и знаменитое буддистскоедоброжелательное отношение ко всему живому. Нет более миролюбивой религии.
Напоследок перечислю несколько мантр. По традиции оничитаются в качестве молитв, помогая настроить сознание на нужный созерцательныйлад. Они повторяются по 108 раз, в этом помогают четки. По три оборота четок,содержащих 36 бусин, и составляют нужное количество повторов.
Ом Мани Падме Хум — главная мантра, ведущая к просветлению.Она говорит о жемчужине на лепестке лотоса.
Ом Таре Туттаре Туре Соха — мантра Зеленой Тары, помогаетсправиться с проблемами, считается мантрой, помогающей женщинам.
Ом Хрим Стрим Хуум Пхат — полная мантра Тары, считающаясяженской. Тара — богиня, которая очень почитается на Тибете. По легенде, две еёипостаси (Белая и Зеленая) стали супругами короля Сонгцена Гампо, создавшего наТибете буддистское государство.
Ом Таре Туттаре Туре Мама Айюр Пунье Джняна Пуштим КуруеСоха — исцеляющая мантра Белой Тары.
Считается, что вместо повторов мантр, можно записать их текстна санскрите и вращать молитвенный барабан, в котором находится эта записка.Тогда даже безграмотный человек, не способный прочитать текст, может отправитьсвою молитву небесам.
Не так важно, как именно и в кого вы верите. Мир, в котороммы живем, един, и подчиняется одним и тем же законам. Все, что имеет начало,имеет свой конец, но за концом следует перерождение. Мы все — ученики, намнужно постичь смысл, ради которого наша бессмертная душа оказалась в нашем смертномтеле. Если мы вовремя поймем, что мы делаем со своей жизнью и как мы относимсяк другим людям, мы успешно усвоим этот урок. Перед тем, как выбросить мусор наземлю, ответить хамством на хамство или ударом на удар, подумайте о том, чтоваше личное «я» является частью огромного мира, и в то же время мы все, люди, живущиена Земле, ничтожно малы по сравнению с нашей Планетой и всей Вселенной. Но покамы заперты в смертных телах, наша задача — усвоить уроки, которые преподает намМироздание. Лишь после этого бессмертный дух обретет право выйти избесконечного цикла обусловленных кармой перерождений, чтобы, став частицейбожественного света, обрести право на вечное счастье.
Живите и дайте жить другим.