Автор | Пост |
---|
Обитатель | Услышанные от мастера три правила принуждают Эльзу немедленно достать смартфон и открыть заметки. Линдеманн не может поручиться за то, что сохранит в голове все вопросы, если по ходу занятия их будет возникать много. Эта та ситуация, когда несколько наскоро напечатанных букв могут сильно выручить. Сейчас Эльза торопливо набирает в заметках слова "еще руна" и ставит знак вопроса. К дополнительно изобретенной двадцать пятой руне все относятся по-разному, и Эльзе интересно, что по этому поводу думает мастер.
То, что сшито иглой Евы, не ковыряют отверткой Адама. |
Обитатель | Анна-Лиза откровенно дуется, когда у нее под боком вдруг возникает наглая немецкая морда, да еще и сияющая улыбкой. Саволайнен возвращает девушке энергичный толчок бедром, но толку от этого ноль. Эльза уже успевает втереться на свободное место, и просто так, мимолетным пинком, согнать ее оттуда не получится, а затевать потасовку прямо у мастера перед глазами - это все же как-то чересчур. Поэтому Анна-Лиза мирится с тем, что рядом с ней на шикарное место втерлась наглая морда. Но обещает себе после занятия выяснить, а какого, собственно, черта это было.
Через стекло я вижу в небе драконов. Драконы рвут законы напополам. |
Ученик | Юншэн ничего толком не знал о викингах. Ему представлялся образ коренастого бородатого воина, похожего внешне на сифу Урса, но с топором и в рогатом шлеме. Обязательно на корабле. Он выслушал то, что отвечали другие ученики и даже не знал, стоило ли что-то добавлять из этих куцых познаний. Он не хотел выглядеть глупо и смешно. Вспоминались какие-то обрывки из истории Англии, которую волей-неволей пришлось учить, иначе дед мог этого не простить. - Англичане воевали с ними во времена короля Альфреда. Он заключил с ними мир, они даже принесли клятву, но нарушили её и напали. Он много с ними воевал, под конец жизни более-менее начал справляться, - сказал Юншэн. - А еще у них, вроде, были рогатые шлемы. Он замолчал, решив, что последнее точно было глупостью. Альфред воевал с данами, у них был очень сильный флот, а он не сразу стал достаточно мудрым правителем, чтобы справляться с задачей обороны островов. Сейчас Юншэн вспомнил чуть больше, но уже не стал рассказывать все это сифу Урсу, потому что он все же спрашивал именно о викингах, а не об Альфреде Великом и последствиях набегов данов на британские острова. |
Младший мастер | Юэ изучала историю, в том числе историю Европы, но не очень хорошо помнила то, что касалось викингов. Они стали одной из причин падения Рима, для Европы это было чуть ли не началом истории, а в Китае это была династия Цзинь, то есть пятая, если считать от Шань, не углубляясь в легенды о Нефритовом Императоре. Но расцвет эпохи викингов пришелся ближе к десятому веку, когда в Китае было государство Сун. - Они происходили из тех условий, где для того, чтобы выжить, нужно было воевать со всем на свете: с природой, с морем и с соседями, - сказала Юэ. - Поэтому викинги были искусными воинами, считавшими смерть в бою залогом награды после смерти, и хорошими мореплавателями. Совершая набеги, они оставляли себе оружие, вино и скот, а золото и драгоценности топили в болотах, чтобы пользоваться этим после смерти. Эти воины видели мир не так, как учили Юэ в клане, но она в чем-то понимала их взгляд на жизнь. У них было больше азарта, возможно, меньше дисциплины, и они искали смерти в бою больше, чем думали об общей цели. Впрочем, они жили очень давно, и Юэ могла судить лишь по тому, что слышала от своих учителей, она не знала лично ни одного викинга, кто мог бы подтвердить или опровергнуть эти её догадки. A soldier on my own, I don't know the way I'm riding up the heights of shame I'm waiting for the call, the hand on the chest I'm ready for the fight, and fate. |
Младший мастер | Сонгцэн кивнул, соглашаясь с теми правилами, которые назвал сифу Урс, они показались ему справедливыми. Он стал вспоминать, что слышал от своих учителей о викингах. - Викинги - это германо-скандинавские племена, предки современных скандинавов, - сказал Сонгцэн. - Их еще называли норманнами. О них стало известно с последней волной Великого переселения народов. Они нападали на всю Западную Европу, отвоевывали себе добычу и земли. Их правители назывались конунги. По легенде их государство основал конунг Хельги, который где-то в пятом веке пришел из Гардарики. Пока ничего другого он вспомнить не смог, потому что историю Европы хоть и учил, но учил давно и не особо усердно, что сейчас чувствовал как свой промах. Сонгцэн с интересом слушал то, что остальные рассказывали об этом народе, многое для него было новым, на что-то он не обращал внимания. Например, что викинги были хорошими мореплавателями, а ведь наверняка в этом была одна из главных причин их военных успехов. Сонгцэн, например, считал, что Китай потерял многое, отказавшись от флота и географических открытий. В истории были смельчаки, готовые открывать новые земли, были даже пираты ханьского происхождения, но императоры ошибались и не финансировали флот в достаточной степени. A coat of gold, a coat of red A lion still has claws And mine are long and sharp, my Lord As long and sharp as yours |
Младший мастер | Некоторые из учеников были явно в теме, некоторые плавали, но в целом Харольд была даже удивлен подготовленностью аудитории, он не рассчитывал, что прозвучит довольно много фактов. И все же стоило отделить то, что было точным, от того, что было мифами. - Простите, я не помню имен большинства из вас. Что касается берсерков, да, были такие, но далеко не все викинги использовали отвар мухоморов и прочих галлюциногенов для того, чтобы быть храбрыми в бою, - начал Харольд. - И родиной викингов скорее является все же в большей мере не сам скандинавский полуостров, а территория современной Дании. Эту область историки окрестили vagina gentium, то есть прародительницей народов. Впрочем, историки до сих пор спорят, откуда на относительно небольшом участке суши появлялось так много людей, которые кошмарили всю Европу. Урс не хотел сейчас вдаваться в подробности и рассуждать о теории индоевропейского единства и родственных восточно-европейских ветвях, потому что к рунам это не имело практически никакого отношения, и нечего было всем этим засорять девственно чистый мозг учеников, которому и так предстояло сегодня работать. - Основным оружием викингов был меч, - сказал Харольд. - В основном с обоюдоострой заточкой. Воровали или покупали у франков, какие-то делали сами, сами делали хуже. Но, да, были и топоры, и обычно воин мог иметь при себе и меч, и топор, причем последний еще и использовать в хозяйственных целях. Были также ножи, копья, луки. Оружие любили, ценили и воровали у соседних народов. Парень, заговоривший о кораблях, сказал очень важную вещь, и Урс одобрительно кивнул. - Да, с кораблями все верно. Драккар для викинга - это все. Старший сын остается в отале, длинном доме, остальные сосут лапу или строят драккары, куда грузят все, включая семью и скот, и ищут, где бы прокормиться. Викинги были очень хорошими мореплавателями, есть исследования, что они могли доплывать до Америки задолго до Колумба. Николай, ты тоже прав. Леса много, жрать нечего, драться могли, умели, практиковали. Девушка, говорившая о том, как расселились викинги, и об Одине, явно была неплохо подготовлена, и, слушая её, Харольд одобрительно кивнул. - Вы правы. Те, кто погибал в бою, становились эйнхериями. Они пьют мед в чертоге Одина, и им прислуживают прекрасные валькирии, - добавил Урс. - А вот со "Старшей Эддой", - он обернулся на выступившую следом девушку, - все очень интересно. Все копии, которые дошли до нас, по возрасту младше, чем "Младшая Эдда" Снорри Сурлусона, в которой при этом есть цитаты из "Старшей", так что с точностью нельзя сказать, какой она была изначально, но других источников у нас все равно толком нет. А Снорри все-таки уже был христианином, что наложило отпечаток на его книгу. И куда же без рогатых шлемов. Харольд был готов спорить, скажут о них или нет. - Шлемы у викингов были не с рогами, а с гребешком, - сказал Урс. - Чтобы когда мечом по голове бьют, он соскользнул, а не удобно рассек шлем промеж рогов. Гребешок часто выполнялся в виде фигурки вепря, поэтому если вы в текстах саг встречаете кёнинг "ощетинились вепри", он обозначает, что встала вооруженная армия. Два последних ответа мало что добавили к тому, что уже обсудили, и на них Урс лишь кивнул. Он считал, что этого достаточно, чтобы у учеников сложилась в голове картина того, о чьей магии пойдет речь. - Перейдем к самим рунам. Они образуют круг, в котором, если присмотреться, описывается как существование мира от сотворения до Рагнарёка, так и просто плавный процесс перехода одного смысла в другой, - сказал Харольд. - Например, первая руна - Феху. Посмотрите в интернете - она означает богатство, приумножение, процветание, и это вообще никак не объясняет её суть. Феху - скот, корова Аудумла, выкормившая Имира, из тела которого был сотворен мир. И скот, который живет по бокам в блинном доме, где живет и вся семья викинга. Пока скота много и он размножается, всем довольно тепло и есть что есть. Дальше - Уруз, животная сила. Бык, медведь, природная ярость. То есть от домашнего скота мы переходим к бешеному быку. А там уже Турисаз, молот Тора, неукротимая сила, что ранит и противника, и бьющего, но способна победить даже инеистых великанов. А за ней хоба - Ансуз. Письмо, совет, покровительство богов, ветер, легкость. Вроде как где Турисаз, а где Ансуз, а мы вспомним, как асы, то есть боги, нарвались на великана, строившего стену. Вообще они, конечно, сами его кинули - пообещали солнце, Луну и богиню Фрейю в жены, а как он все доделал передумали. А Тор с молотом был в отъезде. Пришлось богам слать весточку и звать Тора, который прогнал своим молотом великана и все зажили мирно и счастливо. А за Ансуз у нас Кано или Кеназ, её по-разному называют. Это уже свет и факел, он вносит ясность. Там были письмо и совет, а тут уже однозначное понимание или способность разглядеть скрытое. И вот по такой логике строится весь Футарк. Заканчивается он руной пламени Муспелльсхейма - Дагаз. Ведь во время Рагнарёка, конца света, прилетит дракон Нидхёгг и сожжет мир. Но Футарк - это колесо. И как в "Прорицании вёльвы": "Встанет земля, зеленея как прежде". За Дагаз снова следует Феху. Посидите, подумайте, переварите пока все вот это и задавайте вопросы, если появились. |
Ученик | Юншэн понял, что сказал глупость насчет рогатых шлемов, но особых укоров совести на этот счет не почувствовал. Мастер его поправил и рассказал столько всего и сразу, что нужно было попытаться хоть что-то запомнить и переварить. А оно не запоминалось и не переваривалось, поэтому Юншэн просто смотрел на круг из рун, в котором каждый следующий символ был как-то связан по смыслу с предыдущим, и доказательства этого можно было найти в скандинавской мифологии, в которой Юншэн разбирался как в квантовой физике, то есть никак. Вопросов у Лю-младшего не было: для того, чтобы они возникли, он должен был лучше понять и запомнить все то, что сейчас рассказывал сифу Урс. А Юншэн скорее запоминал то, что касалось викингов и их традиций, чем непосредственно рун, хоть и чувствовал, что голова опухла от новых знаний. Мир викингов начинал прорисовываться в его сознании, складываясь из ярких образов: вепри на шлемах, мечи и топоры, корабли и длинные дома. Наверное, это было важным, чтобы потом понять и смысл самих рун, созданных этим народом. |
Младший мастер | Юэ мысленно сравнивала то, что сифу Урс говорил о викингах, с тем, какими были воины её клана. Они были другими, но какие-то общие черты все равно проступали. Воины её клана не воровали, но служили наемниками, зарабатывая деньги для клана. Они учились преодолевать страх, находили свои причины рисковать жизнью в бою и умели идти к своей цели через боль, пот и кровь. Юэ понимала, почему сифу смогла изучить рунную магию за годы службы в Европе. Но значения самих рун запоминались плохо. Сифу Урс перечислил их сразу много, и пока Юэ запомнила лишь то, что в соседних рунах нужно искать подсказки по значениям. У неё не было вопросов, ей нужно было подумать и осмыслить сказанное. Она уже учила руны прежде, но все равно не могла сказать, что хорошо понимает их значения. Сейчас она получила ключ к тому, как можно было попытаться посмотреть на этот магический алфавит с другой стороны. Но для этого ей нужно было время, чтобы поработать самостоятельно. A soldier on my own, I don't know the way I'm riding up the heights of shame I'm waiting for the call, the hand on the chest I'm ready for the fight, and fate. |
Младший мастер | Сонгцэн с большим интересом слушал то, что сифу Урс рассказывал о викингах. Эта цивилизация была феноменом: находясь формально ниже тех, кого они грабили, викинги оказались сильнее и выносливее. Сонгцэн хотел понять, в чем была причина, потому что ему казалось слишком примитивным считать, что роскошь, к которой привыкли представители античных цивилизаций, мешала им достойно воевать. Непальские кланы были очень консервативны, но Сонгцэн считал, что, упуская какие-то аспекты общемирового прогресса, они оказывались слабее, чем могли быть. Викинги не могли быть отсталыми по сравнению с Римом, они были прогрессивнее, но в том, чего требовало то время, когда они появились. У Сонгцэна не было вопросов, пока он старался лучше запомнить то, что рассказал сифу Урс о рунах, но чувствовал, что в голове отложилось не более четверти. И чем меньше Сонгцэн знал о нюансах быта и мировоззрения древних скандинавов, тем меньше у него было шансов вникнуть в стройное колесо рунного круга. A coat of gold, a coat of red A lion still has claws And mine are long and sharp, my Lord As long and sharp as yours |
Обитатель | Эльза в скандинавской мифологии, как и в символах рунического алфавита, в общих чертах ориентируется. Поэтому то, что сейчас произносит мастер, немка по большей части слышит не впервые. Но тем не менее, Эльза прилежно все записывает – а с какого-то момента, так и вовсе барабанит пальцами по экрану смартфона двумя руками сразу, со всей доступной ей скоростью. От того, что в некотором количестве знания в голове у девушки уже есть, записать речь мастера, чтобы потом перечитать ее пару раз на досуге, не становится менее полезным.
То, что сшито иглой Евы, не ковыряют отверткой Адама. |
Ученик | Джошуа слушает внимательно, стараясь ничего не пропускать мимо ушей – его познания в истории флота с познаниями в истории викингов не связаны никак, а существуют в голове скорее случайно, и этот пробел нужно срочно восполнять. Юноша уже успевает подумать, что этот запас знаний поможет ему лучше понимать логику рун и их предназначение, а последующая речь мастера, кажется, свивающая в единый клубок взаимосвязей все, что только можно собрать вместе, свить и взаимосвязать, только хлеще в этом убеждает.
|
Младший мастер | Сейчас Николай мог смело расслабляться, плевать в потолок и мечтать хотя бы о таком же чае, какой был на столе у Харальда: большая часть того, что сейчас обсуждалось, была уже озвучена предыдущим вечером, и сейчас парню было не с руки влезать с комментариями, и спрашивать было тоже особо нечего. Про специфику рун вчера сказано было немало, а о культуре викингов, объясняющей смысл рун, можно было говорить едва ли не бесконечно, и одного группового занятия не хватило бы для подробного разбора дажен одной руны. Правда, возник вопрос не касающийся рун как таковых, но раз уж зашел разговор о культуре и верованиях, то грех было не спросить. - Кстати, если уж за вальхаллу разговор зашел, а откуда Валькирии появлялись? Это - тоже посмертные воплощения женщин викингов, или что-то другое? Для Николая, как и для большинства новичков, руны были сложны именно тем, что были чужды той культуре, в которой родился и вырос парень. Даже запомнив значения рун и легенды, связанные с каждой, нужно было понимать и житейское их значение, и вот с этим было намного сложнее. Нужно было разбираться. Длого, тщательно и вдумчиво. Еще, как ни странно, руны вызывали у Николая ассоциацию с программированием: каждая руна была подобна команде, но если ввести неправильную команду, в программе начинались сбои, ошибки и баги, и результат на выходе получался далеко не такой, какой хотелось бы. И, опять-таки, чтобы избежать подобных ошибок, нужно было очень тщательно разбираться в смыслах рун, да вдобавок, еще и в том, какая руна с какой связана, и заблаговременно использовать и эти связи, поскольку они, похоже, таили в себе не меньше сюрпризов. Даже в самой критической ситуации не опускайте руки. Они не для этого выше копчика приделаны! |
Младший мастер | Вопрос последовал лишь один, и не относился непосредственно к рунам. Урс посмотрел на Николая, вспоминая те мифы о девах-воительницах, которые знал. - Валькирии - это почти богини, - ответил Харольд. - В Эддах они считаются дочерьми Одина, были версии, что они - дочери прославленных конунгов. Они летают над полями сражений на своих крыльях или на крылатых конях, вмешиваются в исход битвы, выполняют поручения Одина или Фрейи, а затем провожают в Вальхаллу души эйнхериев. Есть еще версия, что самых красивых они провожают не к Одину, а в чертоги Фрейи. Женщины-воины среди викингов были, дошедшие до нас мифы толком ничего не говорят об их посмертной судьбе, но при жизни у них было явно больше прав, чем у их современниц среди других народов. Это важно для понимания рун, в том числе так называемых женских рун - Берканы и Лагуз, которым соответствуют мужские Ингуз и Тейваз. Женщины-викинги могли иметь собственность, и она у них оставалась после вступления в брак, они могли становиться конунгами. Одна из известных гробниц викингов, где хорошо сохранилось оружие, щиты скелеты двух коней и настольная игра, как недавно оказалось, принадлежит женщине. А Валькирий было не так уж много - где пишут девять, где - тринадцать, в Эддах встречается около тридцати имен. Языческая культура древних скандинавов давала женщинам больше прав, чем пришедшая ей на смену христианская. Но что там точно было, сейчас не мог сказать никто, ведь оставшиеся источники покрылись наслоениями более поздней и куда более патриархальной христианской культуры. Урс не сомневался, что большинство воинов были мужчинами, а женщины все же больше внимания уделяли дому, детям и семье, но был не менее уверен в существовании женщин, которые в ту эпоху были профессиональными воительницами. В то время как валькирии были потомками богинь и духов-защитников, характерных для культур, принадлежавших индоевропейскому единству, просто в силу специфики германо-скандинавских народов приобрели образ дев-воительниц, муз войны. - Я думаю, что на сегодня достаточно вас загрузил. Поэтому сделаем так. Разобьем весь Футарк на четыре части по шесть рун в каждой и, следовательно, на четыре лекции. К следующему занятию берете руны Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ, медитируете на их название, начертание, думаете об их значениях - словом, готовитесь. На следующей встрече я рассказываю вам о них то, что считаю нужным, и мы это все обсуждаем. Если вы справляетесь с таким объемом информации, через одно занятие берем еще шесть рун. А пока можете быть свободны. Занятие завершено, будет выставлено на оценку 01.04, до этого времени можно отыграть свой уход. |