Выпуск №34 Страницы: 123456789

Традиционные китайские инструменты, часть 1

Гуцинь (пиньин: guqin ) – семиструнный щипковый инструмент без мостов, самый классический китайский инструмент с более чем 3000-летней историей. В буквальном смысле он называется Цинь, а «Гу» означает «древний». Известно, что Конфуций был мастером игры на этом инструменте. В императорском Китае и ученые и дамы высшего общества должны были освоить четыре искусства: игру на гуцине, игру в го, искусство каллиграфии и искусство живописи. Сейчас Гуцинь – это символ китайской высокой культуры, но, к сожалению, только очень небольшое количество людей сейчас могут играть на этом замечательном инструменте.

Гучжэн (Чжэн, пиньин: guzheng) – еще один родственник цитры, обычно у него от 18 до 25 струн. Интересно то, что рожки на гучжэне можно передвигать, чтобы менять тональность инструмента.

Но это только малая часть тех инструментов, о которых можно рассказать, но продолжим мы уже в следующем номере. Не пропустите!

Мэйлин Юн
Если вы когда-нибудь слышали традиционную китайскую классическую музыку, то могли заметить ее разительное отличие от европейских мотивов. Традиционная китайская музыка отличается резкими тембрами, а в случае сочетания нескольких музыкальных инструментов в ансамбле этот эффект многократно усиливается. И именно из-за непривычности нам, как европейцам, этих странных вибраций и мотивов, китайская музыка кажется такой плачущей, надрывной и берущей за душу.

Первый инструмент, о котором нужно рассказать – это пипа (пиньинь: pípá) – четырехструнная лютня с тридцатью ладами и грушевидной формой тела. Музыкант держит пипу вертикально и играет пятью небольшими плектрами, прикрепленными к каждому пальцу правой руки. История пипы насчитывает, по меньшей мере, 2000 лет, а пришла в Китай она из Центральной Азии. Пипу отличает очень широкий динамический диапазон и очень выразительная сила музыкального звучания.

Люцинь (пиньинь: liuqin) – уменьшенная версия пипы также с четырьмя струнами. Довольно долгое время ее использовали для аккомпанирования в народных песнях и операх, но современный люцинь настолько чисто и красиво звучит, что его стали выделять и для исполнения соло – по звучанию он очень похож на тембр мандолины.
Саньсянь (Сямисэн, пиньин: sanxian) – буквально переводится как «три струны» - длинношеяя лютня с тремя, как можно понять из названия, струнами и без ладов. Корпус саньсяня выполнен в виде круглой коробки и обтянут кожей (довольно часто - змеиной), существует целый ряд разновидностей сямисэна, каждая из которых отличается специфической тембральной палитрой. Звук извлекается плектром, а также специальным крючком, который зажимается между первым и вторым пальцем левой руки (если музыкант правша). Считается, что саньсянь пришел в Китай из Японии, но в реальности все с точностью наоборот. Саньсянь до сих пор используется в основном для усиления «национального» звучания в музыке. А звуковой диапазон у этого инструмента настолько велик, что при игре плектром звучание сямисэна может приближаться к звучанию ударного инструмента, так как при защипывании струны производится удар деке, обитой кожей.
Руан (пиньинь: ruǎn) – это очень древний щипковый инструмент, предшественник пипы. Круглое тело, резная шея и также четыре струны. Струны делались из шелка, но позже начали изготавливаться из стали. Современный руан имеет 24 лада с 12 полутонами. На руане играют плектрами, либо акриловыми ногтями, прикрепляемыми к пальцам музыканта. Плектры дают более громкий и чистый тон, а ногти – более мягкий. В основном руан используется в пекинской опере и в современном китайском оркестре.

Юэцинь (пиньинь: yueqin) – маленькая гитара-луна, так ее называют сами китайцы. Внешне она похожа на руан, только шея намного короче, а струны все также четыре. Иногда тело юэцинь может быть восьмиугольным. Юэцинь была изобретена в Китае во времена династии Цзинь, и является потомком традиционного руана. Она используется для сопровождения китайских опер.
Выпуск №34 Страницы: 123456789