Резьба по фруктовым косточкам.

Искусство под названиемхайдао зародилось в Китае еще в эпоху династии Сонг (960-1279). Изначальнобрались только косточки персиков, ведь именно этот фрукт считался символомпроцветания, богатства и долголетия. Уже во времена династий Мин (1368-1644) иЦин (1644-1911) Хайдао получило наибольшую популярность. Помимо чистосимволического, в эти годы искусство также получило и светский характер.Украшения из резной косточки носили даже высокопоставленные лица Китая. ВСыачуаньском университетском музее и сейчас можно полюбоваться на фантастическиреалистичные работы, изображающие лодки и экипажи.

Для работы брались самыеобычные косточки персика. Она состоит из двух частей: внешней древесно-подобнойоболочки и ядра. Оболочка имеет несимметричную форму и утоньшение в том месте,где крепится ядро. Именно поэтому каждая из работ уникальна и является оченьсложной импровизацией. Ядра чаще всего извлекают до начала работы, делаяисключения лишь для очень маленьких косточек. Инструменты используются самыеразные. Это могут быть и ножи всех типов и долото, стамески, скребки.Используют также электрические инструменты с насадками для миниатюрных деталей.Для придания глянца уже готовым изделиям служат всевозможные абразивныематериалы, наждачная бумага и другие приспособления.

Перед тем, как приступить кработе, мастера хайдао тщательно обрабатывали косточки, а затем делали чертежили план, которому и следовали в процессе работы. В связи с тем, что материалдля работы был довольно сложным, не всегда получалось именно то, чтозадумывалось. Именно поэтому хайдао считается искусством импровизации, именнопоэтому нельзя найти две одинаковые скульптурки. Со временем мастера и самистали уходить от чертежей к свободному творчеству.

В 20м веке хайдао получило имеждународное призвание. Р. Чэмиэй из США работал не только с персиковымикосточками, но и использовал вишню, черешню и даже маслины. Фигурки такжеперестали носить «местный» характер. Умельцы из разных стан могли изготавливатьвсе, что угодно, начиная с фигурок обезьян ( Г.К. Хогеленд, США), заканчиваяпортретами президентов.