Символы китайской культуры на сцене

Обращаясь к культуре Китая, нельзя не вспомнить о таком явленииискусства как пекинская опера. Это — особая форма театральной постановки,которая отражает многие аспекты китайской культуры, и до сих пор остаетсяпопулярной в Поднебесной.

В фильме Чэня Кэйге «Прощай, моя наложница», в котором Лесли Чен сыгралодну из самых знаменитых своих ролей, очень красиво показано само явлениепекинской оперы в сложном для Китая историческом периоде начала двадцатоговека. В этом фильме можно увидеть, как в древние времена готовили оперныхпевцов, и подготовка эта может показаться строже армейской.

По легенде, пекинская опера появилась в 1790 году, когда на юбилейимператора Цяньлуна приехало четыре оперных труппы из провинции Аньхой. Игра ипение артистов так понравились императору, что он оставил актеров в СевернойСтолице и велел им открыть свой театр.

Пекинская опера отличается огромным количеством тонкостей, касающихсясюжетов, стилей пения, грима и костюмов. Но начнем с персонажей. В пекинской опереесть четыре типа персонажей, к которым уже относятся самые разные герои.

Шэн — это мужская роль, к которой относятся старики с бородой (лаошен) имолодые юноши (сяошен). Лаошены играют сдержанно, их движения полныдостоинства. Сяошены больше трюкачи, чем певцы. Для этого амплуа ценится знаниеакробатики и умение фехтовать. Они поют в непринужденной манере, иногдафальцетом, иногда естественным голосом. Ещё один тип ролей данной категории —у-шен, воин. Для данного амплуа нужно быть акробатом и мастером боевыхискусств, потому что роль обычно сложна именно своими движениями.

Дань — это все женские роли. Изначально в пекинской опере их пели тожемужчины-актеры. К этому типу ролей относятся три: сдержанные девушки, смелыедевушки и главные героини. Чжэнь-дань — женщины в черной одежде — это образверных жен и матерей, женщин высокой морали и благородного происхождения. Хуа-дань— это молоденькие девушки-кокетки, часто — служанки, крестьянки и другиедевушки незнатного происхождения. Их поведение обычно вызывающе. Лао-дань — этопожилые женщины. Играя их, актеры немного выворачивают стопы и ходят медленно,подчеркивая возраст своих героинь. У-дань и дао-ма-дань — это образыженщин-воительниц, их костюмы и форма выступления похожи на те, что увоинов-мужчин.

Цзинь — это мужская роль, характеры которой очень сильные. Такназываемые «мужчины с разрисованным лицом». Обычно это — самые яркие героиоперы: легендарные воители и полководцы, благородные мужи, разумные чиновники,правители и так далее. Они поют в естественной манере, главное, чтобы громко.

Четвертый тип ролей — это комики — чоу. Персонажи чоу обычно принадлежатк двум типам: гражданские и военные. Это могут быть молодые рыцари, разбойники,трактирщики, отставные военные и т.п.

Обычно актер всю жизнь играл в одном амплуа, так как каждая рольтребовала особой физической и вокальной подготовки. Так, существует десятьосновных типов пения, в каждом из которых есть свои «звездные» номера. Вспомнимхотя бы все ту же арию наложницы из фильма Чэня Кэйге. Отдельно стоит сказать осмехе мужских персонажей, который своей громкостью и наигранностьюсимволизирует презрение героя к опасности или его радость победы.

В декорациях и игре отражен особый символизм повествования. Например,флажок за поясом воеводы символизирует стоящее за ним многотысячное войско. Всовременной пекинской опере встречаются очень пышные декорации, но вклассическом варианте они ограничивались стульями и столом. Жесты героев такжесимволичны: так, взмах хлыста по кругу означает, что герой преодолел путь в тысячугор и десять тысяч рек.

Грим героев бывает двух типов — «чистое лицо» и «маска». «Чистое лицо» -это когда поверх основного тона почти естественного цвета выделяются глаза иброви. Такой грим бывает у женских персонажей, а также персонажей шэн.Полностью лицо закрашивают цзинь и чоу. Основной цвет грима-маски означаетведущую черту характера персонажа: красный — справедливость и преданность, белый— коварство, фиолетовый — прямоту и выдержку, зеленый — вспыльчивость и такдалее. Грим золотого и серебряного цвета характерен для мифических персонажей. Символизмтаких цветов довольно специфичен. Например, красный цвет обозначаетсовестливость и справедливость, потому что персонаж «легко краснеет».

Костюмы для пекинской оперы — это произведения искусства, при этом ихрисунок, покрой, цвет и прочее строго регламентированы для каждого персонажа. Воснове одежды лежат костюмы эпох Мин и Цин. Первоначально костюмы для пекинскойоперы были просто гражданскими или военными, но потом выделились четыреосновных типа: ман (парадное императорское одеяние), пэй (повседневная одеждаблагородных людей), као (военные доспехи полководца) и сюэ (повседневный халатдля разных персонажей, отличается косым запахом и длинными широкими рукавами). Естьи другие костюмы, все они относятся к категории и (просто одежда). Различные аксессуарыотражают национальность и социальное происхождение персонажей (лисьи хвосты,перья и т.п.).

В целом, пекинская опера — это особое символическое представление, вкотором многое непонятно иностранцу, не знающему тонкости этой культуры. Символичновсе, начиная от легендарных исторических и мифологических сюжетов, и заканчиваякаждым элементом грима и костюма персонажей. Этот вид искусства можно назвать квинтэссенциейвсей китайской культуры, и повествование обо всех её тонкостях займет не однустатью, а огромный фолиант. Мы же надеемся, что позволили вам хотя бы в общихчертах понять это удивительное явление.