Что китайские мужчины делают по ночам на кладбищах
В стремительно меняющемся Китае люди продолжают соблюдать древние традиции. К северу от Пекина лежит маленькая деревушка с очень красивым названием Весенняя долина. Там до сих пор местные жители с огромным почтением относятся к старым порядкам и обычаям. Там все еще отмечают Цинмин — традиционный китайский праздник поминовения усопших.
В переводе «Цинмин» означает «чистый свет», его отмечают на 104-й день после зимнего солнцестояния в период с 4-го по 6-е апреля. Одно из основных мероприятий праздника — ритуальное посещение кладбища. В церемонии участвуют только мужчины, задолго до рассвета они приходя на кладбище, приводя в порядок захоронения недавно умерших отцов и матерей, бабушек и дедушек. Они вырывают всю траву, подсыпают сверху свежую землю и оставляют подношения: пищу, любимые вещи умерших, цветы. Затем исполняется еще один обряд — сжигание «жертвенных» бумажных денег, чтобы предки могли воспользоваться ими в загробном мире. Каждый пришедший старательно ухаживает за могилами почивших родственников. Имена тех, кто давно ушел из жизни, как правило, неизвестны: здесь не принято ставить надгробные памятники, и многие жители деревни уже не помнят, как звали их прародителей. Позаботившись о захоронениях близких, люди берутся за остальные могилы, даже не представляя, кто в них покоится.
Традиция предписывает, чтобы ритуал Цинмин был закончен до восхода солнца: «Если успеешь насыпать земли на могилу до рассвета — значит, в загробной жизни мертвые получат черепичную крышу. А если не успеешь, то у них будет крыша из соломы».Жители Древнего Китая, да, впрочем, как и в любой другой стране, всегда были прагматичны и отчасти меркантильны в отношении загробной жизни. Императоры хотели и в потустороннем мире купаться в деньгах и находиться в окружении многочисленных советников и рабов. Например, кроме Терракотовой армии, с Цинь Шихуанди заживо были погребены несколько тысяч наложниц и рабочих с семьями. Китайцы верили, что мертвые способны влиять на их жизнь. Так, недовольные предки могли накликать беду. И для того, чтобы их умилостивить, требовались человеческие жертвоприношения. При раскопках погребального комплекса в провинции Хэнань было обнаружено более тысячи жертвенных ям. В большинстве из них найдены человеческие останки.
В эпоху Шан (1600—1045 гг. до н. э.) человеческие жертвоприношения были неотъемлемой частью жизни государства, а вовсе не жестокими убийствами. Духи предков существовали по загробным правилам и вершили судьбы живых. Правителям после смерти меняли имена, чтобы отметить их переход к исполнению новой роли. Поклонялись предкам не ради того, чтобы предаться воспоминаниям об умершем человеке, а затем, что люди хотели заручиться покровительством усопших, получивших определенную власть над живыми. На гадательных костях, используемых для обращения к почившим предкам, нередко находят просьбы о том, чтобы предок употребил все свое влияние и замолвил словечко перед еще более могущественными силами.
Постепенно традиция человеческих жертвоприношений ушла в прошлое: вместо живых людей с правителем стали погребать искусно выполненные глиняные фигуры.К сожалению, век высоких технологий и цивилизация теснят древние традиции. На месте старых кладбищ появляются новые многоэтажные микрорайоны. Однако трудно думать о прошлом в быстро меняющейся, богатой соблазнами стране, и многие традиции просто-напросто исчезают. Год от года все меньше людей приезжает в Весеннюю Долину на День поминовения усопших. Но все же праздник продолжает существовать — в Китае этот день официально признан нерабочим.
В переводе «Цинмин» означает «чистый свет», его отмечают на 104-й день после зимнего солнцестояния в период с 4-го по 6-е апреля. Одно из основных мероприятий праздника — ритуальное посещение кладбища. В церемонии участвуют только мужчины, задолго до рассвета они приходя на кладбище, приводя в порядок захоронения недавно умерших отцов и матерей, бабушек и дедушек. Они вырывают всю траву, подсыпают сверху свежую землю и оставляют подношения: пищу, любимые вещи умерших, цветы. Затем исполняется еще один обряд — сжигание «жертвенных» бумажных денег, чтобы предки могли воспользоваться ими в загробном мире. Каждый пришедший старательно ухаживает за могилами почивших родственников. Имена тех, кто давно ушел из жизни, как правило, неизвестны: здесь не принято ставить надгробные памятники, и многие жители деревни уже не помнят, как звали их прародителей. Позаботившись о захоронениях близких, люди берутся за остальные могилы, даже не представляя, кто в них покоится.
Традиция предписывает, чтобы ритуал Цинмин был закончен до восхода солнца: «Если успеешь насыпать земли на могилу до рассвета — значит, в загробной жизни мертвые получат черепичную крышу. А если не успеешь, то у них будет крыша из соломы».Жители Древнего Китая, да, впрочем, как и в любой другой стране, всегда были прагматичны и отчасти меркантильны в отношении загробной жизни. Императоры хотели и в потустороннем мире купаться в деньгах и находиться в окружении многочисленных советников и рабов. Например, кроме Терракотовой армии, с Цинь Шихуанди заживо были погребены несколько тысяч наложниц и рабочих с семьями. Китайцы верили, что мертвые способны влиять на их жизнь. Так, недовольные предки могли накликать беду. И для того, чтобы их умилостивить, требовались человеческие жертвоприношения. При раскопках погребального комплекса в провинции Хэнань было обнаружено более тысячи жертвенных ям. В большинстве из них найдены человеческие останки.
В эпоху Шан (1600—1045 гг. до н. э.) человеческие жертвоприношения были неотъемлемой частью жизни государства, а вовсе не жестокими убийствами. Духи предков существовали по загробным правилам и вершили судьбы живых. Правителям после смерти меняли имена, чтобы отметить их переход к исполнению новой роли. Поклонялись предкам не ради того, чтобы предаться воспоминаниям об умершем человеке, а затем, что люди хотели заручиться покровительством усопших, получивших определенную власть над живыми. На гадательных костях, используемых для обращения к почившим предкам, нередко находят просьбы о том, чтобы предок употребил все свое влияние и замолвил словечко перед еще более могущественными силами.
Постепенно традиция человеческих жертвоприношений ушла в прошлое: вместо живых людей с правителем стали погребать искусно выполненные глиняные фигуры.К сожалению, век высоких технологий и цивилизация теснят древние традиции. На месте старых кладбищ появляются новые многоэтажные микрорайоны. Однако трудно думать о прошлом в быстро меняющейся, богатой соблазнами стране, и многие традиции просто-напросто исчезают. Год от года все меньше людей приезжает в Весеннюю Долину на День поминовения усопших. Но все же праздник продолжает существовать — в Китае этот день официально признан нерабочим.