Пишите грамотно. Выпуск 10
Вчем заключается «хорошая речь»?
Ответна этот вопрос мы сегодня будем искать в книге Д.Э. Розенталя «Говорите ипишите по-русски правильно». В книге выделяются следующие составляющие «хорошей»речи, на которые следует обращать внимание при написании текстов.
Правильность речи — это еёсоответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
Еслине требуется соблюдать специфическую стилистику (например, с целью показать почтенныйвозраст персонажа или особую среду, откуда он родом), предпочтение следуетотдавать современному литературному языку.
Точность речи — это еёсоответствие мыслям говорящего или пишущего.
Вэтом параметре часто виден писательский навык. Автор должен донести до читателясвою мысль, чтобы без необходимости не было разночтений.
Ясность речи — это её доступность пониманиюслушающего или читающего.
Не используйте слишком сложные метафоры, слишкомперегруженные предложения и сленг, понятный лишь узкой группе людей, к которойне относятся наиболее вероятные читатели.
Логичность речи — это её соответствие законамлогики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления.
Логичность нужна не только в повествовании в целом, но и вкаждом отдельном кусочке текста. Её будет несложно добиться, если писательсразу понимает, о чем он хочет сказать, и, напротив, её легко утратить, когдатекст пишется ради объема. Отсутствие логики чаще всего вызывает ощущение «воды»в тексте.
Простота речи — это её естественность,отсутствие «красивостей», вычурности слога.
Если мы говорим о литературе как об искусстве, тоопределенный стиль определенных авторов может выигрывать от некоторой степенивычурности. Но, подобно украшениям в одежде, такие приемы должны использоватьсяв меру и со вкусом, иначе они лишь осложняют восприятие текста.
Богатство речи — это разнообразие используемыхязыковых средств.
Говоря о богатстве речи, мы увидим, за счет чего можносделать текст выразительным, красивым и при этом не вычурным. Хороший словарныйзапас в сочетании с глубоким пониманием смысла используемых слов, корректноеупотребление фразеологизмов, грамотное построение речи — все это позволитсделать текст качественным и красивым.
Сжатость речи — это отсутствие лишних слов,повторов.
Часто в погоне за объемом текста мы пишем ненужные синонимыили дважды описываем одно и то же, только разными словами. Это утомляетчитателя, заставляя просматривать текст по диагонали, цепляясь глазом только зареплики диалогов, и получается, что автор впустую потратил то время, что ушлона написание основной части текста. Представьте, что ваш текст должен бытьопубликован в каком-нибудь каталоге, и у вас есть ограничение на количествосимволов. Перечитайте и удалите из него те части, которые можно убрать безущерба для смысла. Уверены, что после этого текст будет читаться лучше.
Чистота речи — это отсутствие в ней словдиалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычногопроисхождения, если в использовании их нет никакой надобности.
По этому пункту вряд ли нужно что-то дополнительно пояснять.Напомним лишь, что и использование жаргонизмов при стилистической оправданностидолжно ещё и соответствовать персонажу. Так, оборванец, выросший в порту, небудет знать сленга профессиональных маркетологов, а девушка из высшего общества— воровской жаргон.
Живость речи — это её выразительность, образность,эмоциональность.
Пишите так, чтобы читателю было, что вспомнить в тексте. Ондолжен погрузиться в создаваемый вами мир, чтобы ощутить его: потрогать,увидеть, услышать. Такой текст «цепляет», не оставляя читателя равнодушным.
Благозвучие речи — это её соответствиетребованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковойстороны.
Иногда имеет смысл обращать внимание на подсказки текстовыхредакторов, которые подчеркивают слишком большое количество гласных илисогласных подряд. Но обратите внимание ещё и на другие нюансы текста.Прочитайте его вслух или про себя и прислушайтесь. Например, обилие причастных оборотовиногда в шутку критикуют, говоря, что «в тексте слишком много вшей».
Думать об этом при написании игровых постов или нет — решатьвам. Просто помните, что писательский навык может как развиваться, так ипропадать, в зависимости от той планки качества текста, которую вы ставите длясебя. И его проще развить и сохранить, если задумываться о качестве любоготекста, который вы создаете.
Ответна этот вопрос мы сегодня будем искать в книге Д.Э. Розенталя «Говорите ипишите по-русски правильно». В книге выделяются следующие составляющие «хорошей»речи, на которые следует обращать внимание при написании текстов.
Правильность речи — это еёсоответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
Еслине требуется соблюдать специфическую стилистику (например, с целью показать почтенныйвозраст персонажа или особую среду, откуда он родом), предпочтение следуетотдавать современному литературному языку.
Точность речи — это еёсоответствие мыслям говорящего или пишущего.
Вэтом параметре часто виден писательский навык. Автор должен донести до читателясвою мысль, чтобы без необходимости не было разночтений.
Ясность речи — это её доступность пониманиюслушающего или читающего.
Не используйте слишком сложные метафоры, слишкомперегруженные предложения и сленг, понятный лишь узкой группе людей, к которойне относятся наиболее вероятные читатели.
Логичность речи — это её соответствие законамлогики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления.
Логичность нужна не только в повествовании в целом, но и вкаждом отдельном кусочке текста. Её будет несложно добиться, если писательсразу понимает, о чем он хочет сказать, и, напротив, её легко утратить, когдатекст пишется ради объема. Отсутствие логики чаще всего вызывает ощущение «воды»в тексте.
Простота речи — это её естественность,отсутствие «красивостей», вычурности слога.
Если мы говорим о литературе как об искусстве, тоопределенный стиль определенных авторов может выигрывать от некоторой степенивычурности. Но, подобно украшениям в одежде, такие приемы должны использоватьсяв меру и со вкусом, иначе они лишь осложняют восприятие текста.
Богатство речи — это разнообразие используемыхязыковых средств.
Говоря о богатстве речи, мы увидим, за счет чего можносделать текст выразительным, красивым и при этом не вычурным. Хороший словарныйзапас в сочетании с глубоким пониманием смысла используемых слов, корректноеупотребление фразеологизмов, грамотное построение речи — все это позволитсделать текст качественным и красивым.
Сжатость речи — это отсутствие лишних слов,повторов.
Часто в погоне за объемом текста мы пишем ненужные синонимыили дважды описываем одно и то же, только разными словами. Это утомляетчитателя, заставляя просматривать текст по диагонали, цепляясь глазом только зареплики диалогов, и получается, что автор впустую потратил то время, что ушлона написание основной части текста. Представьте, что ваш текст должен бытьопубликован в каком-нибудь каталоге, и у вас есть ограничение на количествосимволов. Перечитайте и удалите из него те части, которые можно убрать безущерба для смысла. Уверены, что после этого текст будет читаться лучше.
Чистота речи — это отсутствие в ней словдиалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычногопроисхождения, если в использовании их нет никакой надобности.
По этому пункту вряд ли нужно что-то дополнительно пояснять.Напомним лишь, что и использование жаргонизмов при стилистической оправданностидолжно ещё и соответствовать персонажу. Так, оборванец, выросший в порту, небудет знать сленга профессиональных маркетологов, а девушка из высшего общества— воровской жаргон.
Живость речи — это её выразительность, образность,эмоциональность.
Пишите так, чтобы читателю было, что вспомнить в тексте. Ондолжен погрузиться в создаваемый вами мир, чтобы ощутить его: потрогать,увидеть, услышать. Такой текст «цепляет», не оставляя читателя равнодушным.
Благозвучие речи — это её соответствиетребованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковойстороны.
Иногда имеет смысл обращать внимание на подсказки текстовыхредакторов, которые подчеркивают слишком большое количество гласных илисогласных подряд. Но обратите внимание ещё и на другие нюансы текста.Прочитайте его вслух или про себя и прислушайтесь. Например, обилие причастных оборотовиногда в шутку критикуют, говоря, что «в тексте слишком много вшей».
Думать об этом при написании игровых постов или нет — решатьвам. Просто помните, что писательский навык может как развиваться, так ипропадать, в зависимости от той планки качества текста, которую вы ставите длясебя. И его проще развить и сохранить, если задумываться о качестве любоготекста, который вы создаете.