Пиньинь - пейзаж на подносе
Penjing ( китайский : 盆景 ; пиньинь : pén jǐng , буквально "пейзаж на подносе"), также известный как penzai ( китайский : 盆栽 ; пиньинь : pén zai , буквально "растение на подносе"), это древнее китайское искусство, возраст которого насчитывает более тысячи трехсот лет. Позже оно попадает в Японию под названием бонсай (японское произношение термина penzai). Главным отличием этих визуальных форм является более упрощенный вид конечного варианта бонсая, по сравнению с Penjing. Он делает акценты на изяществе стволов миниатюрных деревьев, на их приглушенном цвете и мягких линиях. Penjing же, в свою очередь, несет более широкую форму и разнообразие. Инсталляции более дикие, яркие и находятся на оригинальных подносах, горшках и поддонах. За пределами Азии границы этих двух стилей искусства довольно размыты. Каждый художник старается привнести в свою работу что-то новое, оригинальное и эпатажное.
История создания китайских садов насчитывает не одно тысячелетие. Вековые традиции подразумевают под собой использование скал и миниатюрных деревьев, которые являются неким подобием маленького природного ландшафта. Он довольно часто упоминается в поэзии в качестве живой скульптуры. Композиция захватывает дух и наводит на самые разные мысли в отличие от простого растения в горшке. Самым старым визуальным свидетельством Penjing в Китае является фреска, найденная учеными в 1972 году в гробнице принца Жанга Хуэй. На ней изображены слуги, несущие горшок с деревом и миниатюрный пейзаж.
Вообще Penjing — искусство выращивания деревьев и других растений путем умелых обрезок. Работа кропотливая и очень долгая, но при ней получается оригинальная эстетическая форма и миниатюрность растения. Создаются небольшие инсталляции, позволяющие увидеть всю сущность природы и насладиться идиллическими ландшафтами. Для композиции тщательно отбирают не только деревья, но и камни, грунт и другие растения. Но даже тогда законченный вид инсталляция приобретает лишь спустя долгие годы. Данное искусство отображает философские принципы даосизма, а именно понятий Инь и Ян. Две противопоставленные силы дополняют друг друга и управляют целой вселенной. Сами же китайцы ставят Penjing в один ряд с каллиграфией, поэзией или рисункам тушью.
Penjing — продолжение сада, в котором каждое миниатюрное дерево повторяет своими формами дикого собрата. Каждое растение подбирается под определенную инсталляцию. Его выращивают, подрезают и искривляют определенным образом, и порой такая работа длится более ста лет. Повторение естественного ландшафта достигается добавлением к карликовым деревьям и кустам еще и скал или фарфоровых статуэток. Разнообразие использования Penjing поражает. Подносы с инсталляциями размещают в закрытых помещениях и на верандах, часто они повторяют особенности внешнего ландшафта. Элементами Penjing украшают столы и книжные полки, размещают в кабинетах и гостиных.
Дерево Penjing (shumu penjing на китайском) классифицируется по расположению ствола. Как и везде, преобладают обычные стили, довольно похожие друг на друга, такие как: «прямой ствол», «наклонный ствол» и «лес».
Наиболее интересная традиция дерева Penjing называется «стиль просвещенных». Она была создана как способ самовыражения. Отличительной ее чертой является преобладание длинных, сужающихся стволов деревьев, в противовес другим, более кустистым и коряжистым деревьям. Здесь вы не найдете гротескных или перекореженных растений.
Данный стиль отображает четыре основных принципа, выражающие философию ученых, которые создали эту традицию.
Первый - Gugao (отчужденность). Длинные линии ствола дерева символизируют одинокий дух ученого человека. Ствол довольно тонок по отношению к общей высоте растения.
Второй - Jianjie (разреженность). Основан на идее «меньше — это больше», и выражается малым количеством ветвей на дереве. Именно этот принцип приравнивает Pejing к каллиграфии, ведь растение становится похоже на набор тонких и изящных линий, однако не теряет свою истинную суть и глубину.
Третий - Ya (изящная элегантность). Идея в создании изящества и равновесия в самом дереве.
Четвертый - Pingdan (простота). Создание непретенциозной красоты за счет строгих, тонких и простых линий. Именно здесь ученые пытались показать на контрасте неприукрашенную природную красоту и чистое декоративное искусство, которое, по их мнению, и является препятствием к постижению истин.
Вообще весь стиль отражает ностальгию по прошлому, непонятость и одиночество ученых.
В завершении нашей статьи давайте посмотрим, сколько различных стилей таится под названием Penjing. Классификация традиционного Penjing идет по доминирующему растению в инсталляции, а названия даны по регионам Китая, откуда и произошли эти растения.
- Стиль Гуандуна (粤派盆景) также называется penjing южного горного хребта (岭南派盆景), потому что Гуандун расположен к югу от гор Нанлинг. Особенностью этого стиля является его естественная притягательность, легкость и сглаженность форм
- Стиль Цзянсу (苏派盆景) усложнен. Отличительная черта - кроны деревьев в композициях часто сформированы в виде облаков.
- Сычуань Penjing (川派盆景) имеет тенденцию быть гармоничным, простым и бесхитростным.
- Янчжоу Penjing (扬派盆景) также называемый стилем северного Цзянсу (苏北派), тем не менее отличается от него. Три изгиба стволов являются самой отличительной особенностью этого стиля.
- Шанхайский Penjing (海派盆景) оказал влияние на японский бонсай, но в то же время сохранил свое изначальное художественное происхождение, идущее от традиционной китайской живописи.
- Гуанси Penjing (桂派盆景) отображает красивый естественный пейзаж, например как в Гуйлине. Этот стиль использует различные виды камней значительно чаще, чем другие стили.
- Аньхой Penjing (徽派盆景) наиболее известен его использованием китайской сливы.
- Чжэцзян Penjing (浙派盆景) специализируется в использовании сосны и кипариса, часто по три - пять растений на одном подносе.
- Фуцзянь Penjing (闽派盆景) специализируется в использовании баньяна.
- Пекинский Penjing (京派盆景). Ветви в этом стиле часто горизонтальны, кроны деревьев в форме полушария или традиционного складного веера.
- Тайваньский Penjing (台湾盆景) - гибрид японского бонсай и традиционного китайского Penjing.
- Хубэй Penjing (湖北盆景) сосредоточивается на создании чувства динамичности посредством статичных растений и скал, поэтому также именуется динамичным Penjing (动势盆景).
- Сучжоу Penjing (徐州盆景) - ответвление стиля Цзянсу, но достаточно отличен от него. Это определяется уже в течение сотен лет, из-за его использования плодовых деревьев.
- Чжаньчжоу Penjing (中州盆景) специализируется в использовании тамариска.
История создания китайских садов насчитывает не одно тысячелетие. Вековые традиции подразумевают под собой использование скал и миниатюрных деревьев, которые являются неким подобием маленького природного ландшафта. Он довольно часто упоминается в поэзии в качестве живой скульптуры. Композиция захватывает дух и наводит на самые разные мысли в отличие от простого растения в горшке. Самым старым визуальным свидетельством Penjing в Китае является фреска, найденная учеными в 1972 году в гробнице принца Жанга Хуэй. На ней изображены слуги, несущие горшок с деревом и миниатюрный пейзаж.
Вообще Penjing — искусство выращивания деревьев и других растений путем умелых обрезок. Работа кропотливая и очень долгая, но при ней получается оригинальная эстетическая форма и миниатюрность растения. Создаются небольшие инсталляции, позволяющие увидеть всю сущность природы и насладиться идиллическими ландшафтами. Для композиции тщательно отбирают не только деревья, но и камни, грунт и другие растения. Но даже тогда законченный вид инсталляция приобретает лишь спустя долгие годы. Данное искусство отображает философские принципы даосизма, а именно понятий Инь и Ян. Две противопоставленные силы дополняют друг друга и управляют целой вселенной. Сами же китайцы ставят Penjing в один ряд с каллиграфией, поэзией или рисункам тушью.
Penjing — продолжение сада, в котором каждое миниатюрное дерево повторяет своими формами дикого собрата. Каждое растение подбирается под определенную инсталляцию. Его выращивают, подрезают и искривляют определенным образом, и порой такая работа длится более ста лет. Повторение естественного ландшафта достигается добавлением к карликовым деревьям и кустам еще и скал или фарфоровых статуэток. Разнообразие использования Penjing поражает. Подносы с инсталляциями размещают в закрытых помещениях и на верандах, часто они повторяют особенности внешнего ландшафта. Элементами Penjing украшают столы и книжные полки, размещают в кабинетах и гостиных.
Дерево Penjing (shumu penjing на китайском) классифицируется по расположению ствола. Как и везде, преобладают обычные стили, довольно похожие друг на друга, такие как: «прямой ствол», «наклонный ствол» и «лес».
Наиболее интересная традиция дерева Penjing называется «стиль просвещенных». Она была создана как способ самовыражения. Отличительной ее чертой является преобладание длинных, сужающихся стволов деревьев, в противовес другим, более кустистым и коряжистым деревьям. Здесь вы не найдете гротескных или перекореженных растений.
Данный стиль отображает четыре основных принципа, выражающие философию ученых, которые создали эту традицию.
Первый - Gugao (отчужденность). Длинные линии ствола дерева символизируют одинокий дух ученого человека. Ствол довольно тонок по отношению к общей высоте растения.
Второй - Jianjie (разреженность). Основан на идее «меньше — это больше», и выражается малым количеством ветвей на дереве. Именно этот принцип приравнивает Pejing к каллиграфии, ведь растение становится похоже на набор тонких и изящных линий, однако не теряет свою истинную суть и глубину.
Третий - Ya (изящная элегантность). Идея в создании изящества и равновесия в самом дереве.
Четвертый - Pingdan (простота). Создание непретенциозной красоты за счет строгих, тонких и простых линий. Именно здесь ученые пытались показать на контрасте неприукрашенную природную красоту и чистое декоративное искусство, которое, по их мнению, и является препятствием к постижению истин.
Вообще весь стиль отражает ностальгию по прошлому, непонятость и одиночество ученых.
В завершении нашей статьи давайте посмотрим, сколько различных стилей таится под названием Penjing. Классификация традиционного Penjing идет по доминирующему растению в инсталляции, а названия даны по регионам Китая, откуда и произошли эти растения.
- Стиль Гуандуна (粤派盆景) также называется penjing южного горного хребта (岭南派盆景), потому что Гуандун расположен к югу от гор Нанлинг. Особенностью этого стиля является его естественная притягательность, легкость и сглаженность форм
- Стиль Цзянсу (苏派盆景) усложнен. Отличительная черта - кроны деревьев в композициях часто сформированы в виде облаков.
- Сычуань Penjing (川派盆景) имеет тенденцию быть гармоничным, простым и бесхитростным.
- Янчжоу Penjing (扬派盆景) также называемый стилем северного Цзянсу (苏北派), тем не менее отличается от него. Три изгиба стволов являются самой отличительной особенностью этого стиля.
- Шанхайский Penjing (海派盆景) оказал влияние на японский бонсай, но в то же время сохранил свое изначальное художественное происхождение, идущее от традиционной китайской живописи.
- Гуанси Penjing (桂派盆景) отображает красивый естественный пейзаж, например как в Гуйлине. Этот стиль использует различные виды камней значительно чаще, чем другие стили.
- Аньхой Penjing (徽派盆景) наиболее известен его использованием китайской сливы.
- Чжэцзян Penjing (浙派盆景) специализируется в использовании сосны и кипариса, часто по три - пять растений на одном подносе.
- Фуцзянь Penjing (闽派盆景) специализируется в использовании баньяна.
- Пекинский Penjing (京派盆景). Ветви в этом стиле часто горизонтальны, кроны деревьев в форме полушария или традиционного складного веера.
- Тайваньский Penjing (台湾盆景) - гибрид японского бонсай и традиционного китайского Penjing.
- Хубэй Penjing (湖北盆景) сосредоточивается на создании чувства динамичности посредством статичных растений и скал, поэтому также именуется динамичным Penjing (动势盆景).
- Сучжоу Penjing (徐州盆景) - ответвление стиля Цзянсу, но достаточно отличен от него. Это определяется уже в течение сотен лет, из-за его использования плодовых деревьев.
- Чжаньчжоу Penjing (中州盆景) специализируется в использовании тамариска.