Выпуск №7 Страницы: 12345678910

Конфуций, воробей и математика.

Причем тут воробьи и Конфуций, спросите вы? Да все очень просто. Сегодня мы поговорим о Маджонге — самой азартной китайской игре, история которой началась... нет, нельзя сказать, что это было давным-давно. В рамках истории все произошло совсем недавно — каких-то полтора столетия назад. А причем тут Конфуций, который жил еще до нашей эры? Все очень просто: некоторые мифы о происхождении этой игры уходят в самую глубокую даль истории нашего мира — во времена Конфуция. Связывают это с тем, что маджонг распространялся во время странствий великого философа, а фишки, которые называют тремя драконами, соответствуют трем добродетелям, о которых говорил Конфуций: Zhōng (中) — Красный дракон, соответствующий умеренности, Fā (發) — Зелёный дракон — процветание и Bái (白) — Белый дракон - доброжелательность, искренность и почтительность к родителям в соответствии с этим мифом. А само название игры связано с тем, что Конфуций был любителем птиц, а маджонг в переводе обозначает «воробей». А воробей, между прочим, символизирует сообразительность. Но вернемся к реалиям действительности, вспомнив о том, что мифы на то и мифы, чтобы вводить нас, простых обывателей, в трепетное смятение причастности к чему-то значимому.

Как я уже упоминала, маджонгу приписывают около полутора сотен лет жизни. Конечно, точнее сказать довольно сложно, но непосредственные упоминания об этой игре уходят непосредственно ко второй половине XIX века. Одна из самых вероятных версий происхождения маджонга — зарождение ее в провинциях вокруг городов Ханчжоу, Нанкин, Шанхай и Нинбо. А предшественником считается популярная в то время карточная игра «Ма-Тьао», где было 108 игральных карт в трех мастях.

На самом деле, маджонг — это уже упрощенное европеизированное название игры. На шанхайском же диалекте оно звучит как «ма-чонг», где в дословном переводе «ма» означает «лен», а «чонг» - птицу, но вместе эти два слова обозначают «воробей», как уже упоминалось раньше. Подобное название игры связывают не только с символом сообразительности: кто-то утверждает, что стук игральных костей напоминает щебетание воробья, а кто-то говорит, что достать выигрышную кость также сложно, как и поймать воробья голыми руками. Но есть и те, кто считает, что это лишь искаженное название от предшественника — карточной игры «Ма-Тьао», произношение названия которой на некоторых диалектах довольно близко к «ма-чонг». Кстати, на современном мандаринском диалекте маджонг произносится как «мацзян».

Тем не менее, несмотря на неоднозначность происхождения данной игры, она получила довольно широкое распространение по всему Китаю (1920гг) и стала национальной игрой, после чего прижилась в Японии, а потом и в других странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Но что же это за игра такая, спросите вы? Да, об истории и мифах ее происхождения можно рассуждать довольно долго, но суть игры от этого не поменяется. Маджонг (麻將, пиньинь - májiàng) — это азартная игра с фишками и игральными костями, предназначенная для четырех человек. Не путайте с пасьянсон-маджонг — это совершенно разные вещи. Сами фишки чем-то напоминают кости домино, а правила в чем-то напоминают покер. Цель игры — набрать как можно больше очков, собирая самые выигрышные комбинации. Чем не покер, верно?

Стоит, думаю, сразу отметить, что в настоящее время европейский классический маджонг — один из примеров древнего классического китайского маджонга, который, в свое время, вытеснили Шанхайский и Кантонский маджонг с немного упрощенной системой подсчета очков.

В набор входит 136, который состоит из: трех мастей (Бамбуков - "tiao", Дотов - "tung" и Символов - "wan") от единицы до девяти каждая, четырех ветров (Восточный, Южный, Западный и Северный), а также трех драконов (Красный, Зеленый и Белый). И, что особенно примечательно, каждая кость в наборе присутствует в четырех экземпляров, что, в итоге просто математики, и приводит к 136 костям.

Игроки садятся друг напротив друга, образуя квадрат, после чего поочередно кидают игральные кубики. Тот, у кого выпадет наибольшее число, становится Восточным Ветром, проще говоря, лидером. После этого все 136 костей выкладываются на стол лицом вниз и перемешиваются, а каждый из игроков берет себе случайные 34 кости и «делает» из них двухуровневую стену длиной в 17 костей. Когда каждый из игроков закончит свою стену, они сдвигаются к центру стола, образую квадратную городскую стену, стены которой называются соответственно игрокам (от Восточного Ветра по часовой стрелке Южный, Западный и Северный Ветра). И снова кидаются кубики для определения того, чья стена будет разбираться — отсчет ведется от лидера против часовой стрелки (если выпало 2, 6 или 10, то кубики для второго броска берёт Юг, если 3, 7 или 11, то кубики берёт Запад, если 4, 8 или 12 — Север, а если 5 или 9, то кубики остаются у лидера). Второй бросок (того, чья стена будет разбираться) определяет точку, с который начинается разбор стены (отсчитывается с правого конца стены (по часовой стрелке) количество пар костей, равнозначное сумме выпавших очков). В этом месте происходит вскрытие стены, причем игрок кладет две вынутые из стены кости, которые также называют свободными костями, справа от места вскрытия и лицевой стороной вниз. Далее идет так называемая сдача: лидер берет две пары костей (4 кости) слева от вскрытия, за ним, Юг, Запад и Север соответственно. И до тех пор, пока у каждого не окажется 12 костей (3 круга), а на четвертом берется по одной, чтобы у каждого было по 13 фишек. После этого игроки раскладывают кости по мастям таким образом, чтобы никто из других игроков не видел их.

Лидер берет со стены еще одну кость и кладет ее в центре стола. После этого Юг (а за ним по часовой стрелке по кругу все остальные) берет еще одну кость со стены и делает снос, т.е. оставляет себе эту кость вместо ненужной. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не соберет выигрышную комбинацию «Маджонг», или пока в стене не останется 14 костей без учета свободных (в таком случае игра считается несыгранной).

Цель игры — собрать выигрышную комбинацию из четырех групп по 3 (или 4) кости, а также пары одинаковых костей. В группе может быть как три-четыре одинаковых кости, так и последовательность (6, 7, 8, например) из трех костей одной масти.

Комбинации:
Чоу. Если во время своего хода игрок понимает, что последняя выложенная кость позволяет создать последовательность с уже имеющейся парой костей, то он имеет права забрать ее, точнее говоря, сказать «Чоу», выложить три кости, которые и образовали, в итоге, последовательность перед собой лицевой стороной вверх, а также снести одну свою ненужную. Но игрок, собирающийся взять кость на Чоу, обязан уступить ее игроку на Панг, если такой имеется.

Панг. По аналогии с Чоу, только тут идет речь не о последовательности, а о паре одинаковых костей. Игрок также выкладывает комбинацию перед собой, снося ненужную кость, но после этого ход переходит к игроку справа, отчего, получается, что часть игроков пропускает свой ход. Кость на панг уступает кости на маджонг.

Конг. Если у вас на руках уже имеется три одинаковых кости и вы берете еще и четвертую, но вы должны сказать «Конг» и выложить эту комбинацию перед собой лицом вверх, а также взять свободную кость, а после этого уже делать снос.

Ма-Джонг (Выигрыш). Когда игрок завершает комбинацию из четырёх групп по три (или четыре) кости и пары одинаковых костей, взяв последнюю недостающую кость либо со Стены, либо с кона, он объявляет "Маджонг" ("игра сыграна").

Также имеются еще некоторые тонкости как самой игры, так и различных комбинаций, помимо непосредственного подсчета очков. Но, как известно, слишком много новой информации тоже не всегда хорошо. Играйте с удовольствием, но не переусердствуйте.

Выпуск №7 Страницы: 12345678910