Шаолинь - история монастыря
Вот все тут говорят «Шаолинь, Шаолинь», и знают только, что «это какой-то Монастырь в Китае, где занимаются всякими боевыми искусствами и живут монахи». То-то и оно, что почти никто и не знает, что же такое Шаолинь. Но для этого тут есть я — и я вам все расскажу. Но, проштудировав тайные знания и секретные свитки, а также достаточное время помучив нашего Настоятеля, я поняла, что одной статьей дело тут не обойдется.
Первое, с чего я начну свой рассказ — это история.
Считается, что храм был был основан в 495 году на горе Суншань в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Основание храма Шаолинь приписывают индийскому проповеднику по имени Бато (однако не исключено, что его на самом деле звали Бхадра). Некоторые источники указывают, что Правящий в то время император Вэнь Ди повелел Бато заняться поисками уединенного и живописного места для постройки храма, средства на который он великодушно обещал выделить. Согласно легенде, в ночь после беседы с императором Бато приснился странный сон, в котором монаху привиделась местность для будущего монастыря, расположенная у подножия живописных гор. Проснувшись, Бато немедленно начал поиски подходящей долины. Неизвестно, знал ли он боевые искусства, но совершенно точно известно о двух его учениках, которые прославились не только познаниями в буддизме, к тому времени прочно укрепившемуся в Китае, но и мастерством в искусстве боя. Первый из них - Сэнчоу - именно его Бато назвал своим преемником, другой — Хуэйгуан - вошел в историю как переводчик буддийского трактата "Десять земель". В 495-м году нашей эры 15-го дня первого лунного месяца Бато с учениками прибыл к западному подножию горы Сун-Шань Шао-Ши. Окинув взглядом окрестности, Бато с изумлением и радостью узнал привидевшиеся ему во сне горы и пейзаж. И даже два молодых кипариса, запомнившиеся ему, стояли на том же месте. Сочтя это предзнаменованием свыше, пожилой монах немедля послал в столицу весточку для императора. А два месяца спустя строительные работы были полностью закончены. В тот же день прибыл сам император Вэнь Ди и предложил название «Шаолинь» (от названия горы Шао-Ши и «линь» - по-китайски лес). Название сочли удачным,и с тех пор оно закрепилось в истории.
Но основание традиции занятия боевыми искусствами в Шаолине связывают с другим человеком — индийским миссионером Бодхидхармой. Кроме того, он известен как основатель отдельной ветки буддизма - чань-буддизма. По-китайски его имя было протранскрибировано как "Путидамо" и впоследствии сократилось до просто "Дамо". Когда учение чань попало в Японию, то там иероглиф, которым записывалось его название, стали читать по-японски - как "дзэн", а имя "Дамо" - как "Дарума". О его жизни ходит множество легенд, и одна из самых красивых — о том, как Бодхидхарма пришел проповедовать в монастырь Шаолинь, но со стороны монахов не встретил одобрения, а поэтому удалился в пещеру на близлежащей горе. Там он просидел лицом к стене 9 лет в медитации, но за это время заснул лишь однажды. Проснувшись, он в гневе отрезал себе слипшиеся ресницы и бросил их на землю. Из ресниц Бодхидхармы вырос чайный куст, и с тех пор люди, чтобы отпугнуть сон, подбадривают себя крепким чаем. Другая легенда утверждает, что после девятилетней медитации монахи прониклись уважением к силе духа Бодхидхармы и тому учению, которое он проповедовал. Однако сам Бодхидхарма не смог подняться с земли, так как его ноги потеряли способность двигаться. Но индиец, используя особый комплекс упражнений, восстановил активность своих ног, и предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Вскоре после своего выхода из пещеры после девятилетней медитации, Боддхидхарма покинул Шаолинь и, согласно хроникам города Лоян, в 536-м году скончался и был похоронен на горе Сюн-Эр-Шань (Медвежье Ухо). Существует легенда, что через несколько лет после его смерти монахи повстречали в горах старика-индуса, как две капли похожего на Бодхидхарму. Он был босым и нес на плече длинный посох, к концу которого была привязана одна лишь сандалия. Узнав об этом, настоятель Шаолиня просил власти провинции о вскрытии могилы Дамо. Могилу разрыли, гроб вскрыли и увидели, что он пуст и лишь на дне валяется старая поношенная сандалия. С тех пор художники часто изображают Дамо босым и с одинокой сандалией за спиной, как символом полнейшего пренебрежения первого чаньского патриарха мелкими бытовыми неудобствами.
Однако, спрашивается — ну вот есть монастырь, есть монахи, которые постигают дзен — и что с того? С чего он вдруг стал так популярен?
Все началось в 621 году, когда Принц Цинь Ли Шиминь был разгромлен генералом Ван Шичунем после нескольких дней упорной борьбы и, будучи раненым, бежал, преследуемый противником. Монахи Шаолиня выловили его из реки, укрыли в монастыре, вылечили и дали в сопровождение 13 монахов, превосходно знающих кунг-фу. Возглавляемые боевыми монахами Тан Цзуном, Чжи Цхао и Хуэй Яном, они вышли, вступили в бой и сокрушили армию Ван Шичуна. Ли Шиминь снова обрёл трон, став Танским Императором, он вознаградил монахов 40 гектарами земли и другими привилегиями. Прзже монастырю было даровано звание "Первый монастырь в Поднебесной по боевому мастерству". Ну а самое главное для истории боевых искусств - монастырю было дозволено для защиты от многочисленных разбойников, обитавших в окрестных горах, содержать "сэнбин" - "монашеское воинство". Так что, вопреки всем сложившимся мнениям — первой задачей монастыря было защитить себя от захватчиков. Однако, серьезным толчком к тому, чтобы монастырь рос и развивался (ведь раньше его местоположение держалось в секрете, и только слухами земля полнилась, то теперь сам Император назвал точное расположение Храма) послужило именно дарование гордого звания «Первого монастыря». А в скором времени Шаолинь и вправду начал становиться первым.
После свержения монголов и установления китайской династии Мин наступил "золотой век" Шаолиня. Количество монахов-бойцов выросло во много раз, а шаолиньским монахам начали приписывать даже такие деяния, к которым они были вовсе не причастны.
Однако Золотой век Шаолиня не был бесконечным. В 1928 Шаолиньский монастырь был уничтожен, многие постройки сгорели, а монахи разбежались кто куда. Часть из них осела в близлежащих деревнях, другие ушли в родные места; многие вернулись в мир. В разоренной междоусобицами стране свободных средств не было, да и у религии не было столь большой популярности, как в прошлом, и потому восстанавливать монастырь никто не спешил. Вновь отстроен Монастырь был только в 1963-м году.
А продолжение читайте в следующем номере «Монастырских Хроник».
Первое, с чего я начну свой рассказ — это история.
Считается, что храм был был основан в 495 году на горе Суншань в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Основание храма Шаолинь приписывают индийскому проповеднику по имени Бато (однако не исключено, что его на самом деле звали Бхадра). Некоторые источники указывают, что Правящий в то время император Вэнь Ди повелел Бато заняться поисками уединенного и живописного места для постройки храма, средства на который он великодушно обещал выделить. Согласно легенде, в ночь после беседы с императором Бато приснился странный сон, в котором монаху привиделась местность для будущего монастыря, расположенная у подножия живописных гор. Проснувшись, Бато немедленно начал поиски подходящей долины. Неизвестно, знал ли он боевые искусства, но совершенно точно известно о двух его учениках, которые прославились не только познаниями в буддизме, к тому времени прочно укрепившемуся в Китае, но и мастерством в искусстве боя. Первый из них - Сэнчоу - именно его Бато назвал своим преемником, другой — Хуэйгуан - вошел в историю как переводчик буддийского трактата "Десять земель". В 495-м году нашей эры 15-го дня первого лунного месяца Бато с учениками прибыл к западному подножию горы Сун-Шань Шао-Ши. Окинув взглядом окрестности, Бато с изумлением и радостью узнал привидевшиеся ему во сне горы и пейзаж. И даже два молодых кипариса, запомнившиеся ему, стояли на том же месте. Сочтя это предзнаменованием свыше, пожилой монах немедля послал в столицу весточку для императора. А два месяца спустя строительные работы были полностью закончены. В тот же день прибыл сам император Вэнь Ди и предложил название «Шаолинь» (от названия горы Шао-Ши и «линь» - по-китайски лес). Название сочли удачным,и с тех пор оно закрепилось в истории.
Но основание традиции занятия боевыми искусствами в Шаолине связывают с другим человеком — индийским миссионером Бодхидхармой. Кроме того, он известен как основатель отдельной ветки буддизма - чань-буддизма. По-китайски его имя было протранскрибировано как "Путидамо" и впоследствии сократилось до просто "Дамо". Когда учение чань попало в Японию, то там иероглиф, которым записывалось его название, стали читать по-японски - как "дзэн", а имя "Дамо" - как "Дарума". О его жизни ходит множество легенд, и одна из самых красивых — о том, как Бодхидхарма пришел проповедовать в монастырь Шаолинь, но со стороны монахов не встретил одобрения, а поэтому удалился в пещеру на близлежащей горе. Там он просидел лицом к стене 9 лет в медитации, но за это время заснул лишь однажды. Проснувшись, он в гневе отрезал себе слипшиеся ресницы и бросил их на землю. Из ресниц Бодхидхармы вырос чайный куст, и с тех пор люди, чтобы отпугнуть сон, подбадривают себя крепким чаем. Другая легенда утверждает, что после девятилетней медитации монахи прониклись уважением к силе духа Бодхидхармы и тому учению, которое он проповедовал. Однако сам Бодхидхарма не смог подняться с земли, так как его ноги потеряли способность двигаться. Но индиец, используя особый комплекс упражнений, восстановил активность своих ног, и предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Вскоре после своего выхода из пещеры после девятилетней медитации, Боддхидхарма покинул Шаолинь и, согласно хроникам города Лоян, в 536-м году скончался и был похоронен на горе Сюн-Эр-Шань (Медвежье Ухо). Существует легенда, что через несколько лет после его смерти монахи повстречали в горах старика-индуса, как две капли похожего на Бодхидхарму. Он был босым и нес на плече длинный посох, к концу которого была привязана одна лишь сандалия. Узнав об этом, настоятель Шаолиня просил власти провинции о вскрытии могилы Дамо. Могилу разрыли, гроб вскрыли и увидели, что он пуст и лишь на дне валяется старая поношенная сандалия. С тех пор художники часто изображают Дамо босым и с одинокой сандалией за спиной, как символом полнейшего пренебрежения первого чаньского патриарха мелкими бытовыми неудобствами.
Однако, спрашивается — ну вот есть монастырь, есть монахи, которые постигают дзен — и что с того? С чего он вдруг стал так популярен?
Все началось в 621 году, когда Принц Цинь Ли Шиминь был разгромлен генералом Ван Шичунем после нескольких дней упорной борьбы и, будучи раненым, бежал, преследуемый противником. Монахи Шаолиня выловили его из реки, укрыли в монастыре, вылечили и дали в сопровождение 13 монахов, превосходно знающих кунг-фу. Возглавляемые боевыми монахами Тан Цзуном, Чжи Цхао и Хуэй Яном, они вышли, вступили в бой и сокрушили армию Ван Шичуна. Ли Шиминь снова обрёл трон, став Танским Императором, он вознаградил монахов 40 гектарами земли и другими привилегиями. Прзже монастырю было даровано звание "Первый монастырь в Поднебесной по боевому мастерству". Ну а самое главное для истории боевых искусств - монастырю было дозволено для защиты от многочисленных разбойников, обитавших в окрестных горах, содержать "сэнбин" - "монашеское воинство". Так что, вопреки всем сложившимся мнениям — первой задачей монастыря было защитить себя от захватчиков. Однако, серьезным толчком к тому, чтобы монастырь рос и развивался (ведь раньше его местоположение держалось в секрете, и только слухами земля полнилась, то теперь сам Император назвал точное расположение Храма) послужило именно дарование гордого звания «Первого монастыря». А в скором времени Шаолинь и вправду начал становиться первым.
После свержения монголов и установления китайской династии Мин наступил "золотой век" Шаолиня. Количество монахов-бойцов выросло во много раз, а шаолиньским монахам начали приписывать даже такие деяния, к которым они были вовсе не причастны.
Однако Золотой век Шаолиня не был бесконечным. В 1928 Шаолиньский монастырь был уничтожен, многие постройки сгорели, а монахи разбежались кто куда. Часть из них осела в близлежащих деревнях, другие ушли в родные места; многие вернулись в мир. В разоренной междоусобицами стране свободных средств не было, да и у религии не было столь большой популярности, как в прошлом, и потому восстанавливать монастырь никто не спешил. Вновь отстроен Монастырь был только в 1963-м году.
А продолжение читайте в следующем номере «Монастырских Хроник».