Выпуск №1 Страницы: 123456789

Бинтование ног

Много красавиц воспето в классической прозе и поэзии Китая, и личико у них подобно луне, и в руках у них цветы вянут, смущенные неземной красотой, и ножки у них подобны лотосам. Идеал красоты китайской женщины — нежная лилия, едва ли способная покинуть свои покои, во всем полагающаяся на мужа, тонкая и белокожая. Особенным предметом эротического поклонения были маленькие, бинтованные ножки, благодаря которым походка красавицы становилась семенящей и неустойчивой, а саму красавицу зачастую сравнивали с цветущей веткой, трепещущей на ветру.

Вот как описывает женский образ Ян Гуйфей, одной из четырех красавиц Китая, известный классик эпохи Тан Бо Цзюй-и в своей прекрасной и трагичной поэме «Песнь о бесконечной тоске»:

«..Опершись на прислужниц, она поднялась, —
о, бессильная нежность сама!
И тогда-то впервые пролился над ней
государевых милостей дождь.
Эти тучи волос, эти краски ланит
и дрожащий убор золотой...
За фужуновым пологом в жаркой тиши
провели ту весеннюю ночь.»

А вот, отрывок из известного эротического классического романа «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе»):

«Пань Цзиньлянь, шестая дочь портного Паня, жившего за Южными воротами города, еще девочкой отличалась красотой. За прелестные маленькие ножки ее и назвали Цзиньлянь — Золотая лилия»

«... Рядом с ним на краю кровати сидела, склонив голову, обнаженная Цзиньлянь. Его взор привлекли ее белые пышные бедра, забинтованные ножки размером всего в три вершка, не больше, обутые в ярко-красные ночные туфельки без каблуков. У Симэня вспыхнуло желание...»

«...Потом осторожно взял то, что любят тысячи, чем наслаждаются десятки тысяч, — ее маленькие, как раз в полшпильки, в три вершка золотые лотосы-ножки, остроносые, как шило или нежные ростки лотоса, ступающие по ароматной пыльце и танцующие на рассыпанной бирюзе — Она была обута в ярко-красные атласные туфельки на толстой белой подошве.»

«Обута она в туфельки с облаками расшитого белого шелка на толстой подошве. Изящно вздернуты кверху, как коготь орлиный остры их носки. Ее золотые лотосы — ножки — ступают, словно по пыльце, ароматной и нежной. Малейшее движение — шагнет или присядет — вздымает ветер юбку, надувая шелк розовых шальвар — и иволги в цветах, на них расшитые, порхают.»

И даже сами маленькие туфельки, настоящие произведения искусства, являлись предметом фетиша на протяжении столетий.

Что же стоит за этой легендарной традицией бинтования ног? Этот обычай появился в Китае в период между эпохами Тан (618—907) и Сун (960-1279), а некоторые исследователи говорят об источниках периода династии Хань (206 до н. э.-220). Согласно легенде, обычай пошел со времени императора Ли Хоучжу (Ли Юй) из династии Южной Тан (937-975 «Эпоха пяти династий и десяти царств»), который особенно восторгался маленькими ножками своих наложниц. Его привилегированная наложница Яо Нян, у которой стопы ног напоминали лотосы, потворствуя эстетическим прихотям императора, бинтовала их шелковыми лентами и танцевала на пальцах ног на невысоком золотом лотосообразном помосте, инкрустированном жемчугами и драгоценными камнями. Поэтому, название «золотой лотос» стало впоследствии синонимом для определения крохотных ножек китайских красавиц, как напоминание о ножках прекрасной наложницы императора.

С тех пор среди аристократов родилась мода на маленькие ножки в стандарт «три дюйма», которые должны были характеризовать такие качества женщины как нежность, конфуцианское послушание родителям и мужу, зависимость и слабость. Патриархальное общество Китая нашло хороший способ сдерживания женщин от независимости или измен.

Вот что говорилось о женщинах:

«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует...
Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство сострадания и жалости...
Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них...
При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной...
Мужчины так жаждали се, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак...
Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений...»

Позднее мода распространилась в более широкие круги, затронув даже зажиточных горожан и крестьян, чьи женщины совершенно искренне считали, что с большими ногами выйти удачно замуж просто невозможно. Несмотря на многочисленные попытки запрещений традиции династиями монголов Юань или манчжуров Цин, ханьские китайцы продолжали поддерживать традицию, в знак протеста и этнического обособления.

Например, после 4-х лет безуспешной борьбы с древним обычаем император Кан Си (династия Цин) вынужден был отозвать свой указ. В результате родилась пословица: «Мода сильней императора».
И только с приходом к власти Коммунистический Партии Китая, бинтование ног попало под строжайший запрет, лотосоногих красавиц отправили на поля и стройки, сделав таким образом обычай физически неудобным и невозможным.

Процесс заключался в следующем: в определенный момент, выбранный старейшей женщиной семьи, девочкам в возрасте от четырех до одиннадцати лет начинали проводить бинтование. Сначала ноги размягчали травяными горячими ванночками, затем длительным массажем, а затем перебивали кости стопы и подгибали пальцы внутрь, под свод, туго забинтовывая материей трех-пяти метровой длины. Вся процедура проводилась без всяких обезболивающих, и более того, сразу же после дробления костей, девочка должна была встать и ходить довольно долгое время для того, чтобы под весом тела стопа приняла нужную форму. Далее, каждые две недели ногу разбинтовывали, промывали, подстригали ногти, многие из которых врастали, и забинтовывали обратно. И так продолжалось уже до конца жизни женщины. Многие не выдерживали боли и практически сразу же умирали, другие умирали чуть позднее от заражений, вызванных воспалением и попаданием грязи, а те, которые выживали, не могли спать по ночам в течении долгих-долгих лет. Они не могли передвигаться без посторонней помощи и всегда находились в окружении слуг, нянек или подруг. По улице женщины могли передвигаться на повозке или в паланкине, а то и на спинах своих служанок.

Башмачки ручной работы считались признаком хорошего тона и высокой моды, и даже разделялись по цветам. Подошва была очень важным элементом туфель, поскольку китаянки много времени проводили в доме, сидя, скрестив ноги, на кане (отапливаемая снизу горячим дымом глинобитная лежанка), а подошвы при этом открывались взору гостей, поэтому их украшали, протягивая и вышивая благожелательные иероглифы, цветы и прочее. Каблучки, порой, тоже украшали богатой вышивкой.

Цвет туфель тоже играл свою роль. Цвет обуви зависел от события, по случаю которого шили обувь, а также от конкретной женщины.
«Лотосовый башмачок» состоял из следующих деталей:
1-лунные ворота,
2-ступени,
3-передняя поддержка ступни,
4-задняя поддержка ступни,
5-хранилище аромата,
6-внутренняя пятка,
7-подъемник пятки,
8-покрепление для подъемника пятки.
Девушки сами вышивали туфельки, чтобы демонстрировать свое искусство новой семье, семье мужа. Нередко изделия невестки выставлялись на обозрение соседей.
Свадебные туфли были, естественно, красными, поскольку красный-свадебный цвет, цвет радости и праздника. Однако для замужней жизни готовилось еще 3 пары, которые были очень важны.
Первая пара делалась из пурпурного верха и белого низа намек-пожелание родить как можно больше сыновей, т.к. иероглифы белый и фиолетовый произнесенные вместе может означать «100 сыновей».
Вторая — миндального цвета, поскольку это единственный оттенок желтого, который разрешалось носить простым людям, лист желтого цвета в китайских календарях означал счастливый день.
Третья — красные спальные туфли на мягкой подошве. Согласно обычаю, жених, прежде чем лечь в постель, сам снимал расшитые красные туфельки с ног невесты (ступни в его присутствии обычно не оголяли). И когда невеста снимала свои ночные башмачки, жених мог видеть внутри их вышивку эротического содержания. Они вдвоем рассматривали эти картинки, расположившись на кровати. Вышивала их, обычно, мать новобрачной либо мастер по вышивке, который специализировался в этом специфическом виде искусства. Такие туфельки были обычно из алого шелка, ибо считалось, что алое смотрится очень эротично на желтоватой коже.

Мужчины же со своей стороны восторгались красотой маленьких ножек, выдумывали различные эротические фантазии и позиции, пили вино из башмачков своих возлюбленных, считали, что специфическая походка укрепляет мышцы ягодиц и ног, хотя при этом многие из них все же предпочитали не видеть самих стоп, не позволяя женщине снимать бинты и туфельки.

Существовало 58 классифицированных разновидностей форм бинтованных ног, например:

«Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуко­вый побег, китайский каштан.
Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.
Классификации:
Божественная: в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.
Дивная: слабая и утонченная.
Бессмертная: прямая, самостоятельная.
Драгоценная: подобная паве, слишком широкая, непропорциональная.
Чистая: гусеподобная, слишком длинная и тонкая.
Соблазнительная: плотская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что ее обладательница могла противостоять ветру).
Чрезмерная: узкая, но недостаточно острая.
Обычная: пухлая, распространенного типа.
Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.»

Зачастую даже устраивались публичные конкурсы размера и формы ног, на которые спешили женщины из самых отдаленных мест. К сожалению немногие из них достигали самого торжества — из-за ужасающего антисанитарного состояния и трудностей многодневного пути, начинались воспаления конечностей с их последующей ампутацией.

Те немногие, кто сумел дожить до наших дней рассказывают, что были вынуждены беспрекословно подчиняться традиции, под давлением матерей и окружавших их женщин, они учились заново ходить, надеясь выйти замуж. И на вопрос какие ноги красивее — маленькие «лотосы» или стопы натуральной длины, они отвечают: «Конечно лотосы красивее, но и натуральные ноги тоже ничего..»

Некоторые мужчины-актеры или последователи эстетики «Надкушенного персика» (гомосексуалисты) так же следовали традиции бинтования ног.

А вот в сопредельных Китаю странах, находящихся под влиянием конфуцианства, таких как Корея или Япония бинтование ног не прижилось, сохранив в истории лишь единичные случаи и слабое подражание за счет простого бинтования без перелома костей. Европейцы, ознакомившиеся с китайской культурой более подробно в 19 веке, с одной стороны осуждали обычай, но с другой стороны все же соглашались с эстетическими взглядами ханьцев, переняв образ хрупкой восточной красавицы.

Таким образом, изящная нежная красота, воспетая многими поэтами и писателями, основывалась на столетиях непереносимой боли созданной когда-то прихотью императора традиции. "Пара маленьких ног - это целая бочка слез", так говорили сами китайцы.

(по материалам

http://www.life.com/image/73779648

http://www.josephrupp.com/story1116.html

http://www.chiangmainews.com/indepth/details.php?id=661

http://en.wikipedia.org/wiki/Foot_binding

http://academic.brooklyn.cuny.edu/core9/phalsall/studpages/vento.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Attraction_to_disability

http://bosp.kcc.hawaii.edu/Horizons/horizons_1999/footbinding2.html

http://community.livejournal.com/feminism_ua/92560.html

http://www.flylady.ru/fly/viewtopic.php?f=23&t=10051&start=120

Выпуск №1 Страницы: 123456789