Крыша мира
<div>Современный Тибет, как мы его знаем - это лишь малая часть Тибета исторического. Традиционно, взгляды путешественников прикованы к той области, которая в настоящий момент называется Тибетским Автономным районом (ТАР) с его столицей Лхасой и Джомолунгмой, но истинный Тибет, с его многовековой историей занимает гораздо большую территорию и объединяет несколько различных по культуре этносов и национальностей.
Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо. Тибетский Автономный Район занимает провинцию У-Цанг и западную часть Кхама, и его население составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в провинции Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу, поэтому начнем открытие Тибета с самой известной его части - Тибетского Автономного Района.
Итак, немного повторим географию. Тибет располагается в Центральной Азии, на Тибетском Нагорье (Цинхай-Тибетском), самом большом и высоком на земном шаре нагорье в Центральной Азии или Южной Азии к северу от Гималаев, главным образом в Китае. Образование Цинхай-Тибетского нагорья повлекло за собой огромные изменения на всем Земном шаре и, в частности, в окружающей среде Восточной Азии. С эпохи неолита, около 10 тысяч лет назад, до наших времен климат нагорья от влажного и теплого постепенно превратился в холодный и сухой. Цинхай-Тибетское нагорье до сих пор считается районом активного действия земной коры. Здесь можно встретить бесчисленное множество гейзеров и горячих источников. Восточный край нагорья является активным сейсмическим районом и общая высота гор увеличивается каждый год на несколько миллиметров.
На территории массива есть горы: с севера оно ограничено хребтом Куньлунь, за которым лежат степи Средней Азии, с северо-востока — системой хребтов Циляньшань, отделяющим его от пустыни Гоби. А так же там берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов, а не по тибетским: Ярлунг-Дзангбо (Брахмапутра), Ма-Чу (Хуанхэ), Джи-Чу (Янцзы), Сенгге-Дзангбо (Инд), Пунг-Чу (Арун), Наг-Чу (Салуин) и Дза-Чу (Меконг).
Площадь Тибета (включая провинции У-Цанг, Кхам и Амдо) — 1,2 млн км². Средняя высота территории: 4 000 метров над уровнем моря.
Животные Нагорья: тибетский сайгак, дикий як, дикий осел и баран-толсторог - все они охраняются государством. А так же белогубый олень — очень специфический вид в Китае и один из редких в мире, черношеий журавль и тибетский ушастый фазан взяты под охрану государства первой степени.
Основное население Цинхай-Тибетского нагорья - тибетцы, составляющие свыше 90 % общего населения нагорья. В частности, на территории Тибета тибетцы составляют 96 %, остальные - ханьцы, монголы, мэньба, лоба и другие национальности. Согласно летописи, местом зарождения тибетской нации является долина реки Ялунхэ, притока Брамапутры.
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским, можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей. Возраст самых древних артефактов найденных на территории Тибета (Тингри) оценивается в 50 тыс. лет. На плато Чан Тан были найдены доисторические укрепления на холмах железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально тут располагалась культура Чжан Чжун, от которой началась религия бон.
Есть легендарная теория происхождения: начало тибетскому народу положил бодхисаттва Авалокитешвара в облике обезьяны, вступивший в брак с горной демоницей, чтобы укротить её жестокий нрав. Потомками этого союза были первые тибетцы.
История Тибета тесно переплетена с историей Китая и Монголии. В конце VI-го и начале VII-го века поднявшаяся Ярлунгская династия постепенно подчинила себе соседние племена и создала царство Тубо Туфань, когда в 6 веке тибетский национальный герой Сронцен Гамбо принёс в Тибет буддизм, объединил Тибет и отправил в столицу Танской династии Чанъань на Центральной равнине посланников на поклон императору Тайцзуну, чтобы выразить сильное желание тибетцев в укреплении взаимных связей. В императорском дворце они были приняты очень радушно, император отдал в жены Сронцзангамбо умную и талантливую принцессу Вэньчэн, которая привезла в Тибет передовую культуру и сельскохозяйственную технологию, что крайне способствовало развитию экономики и культуры Тибета.
Таким образом, между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены царственные браки. Благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие.
Во второй половине IX-го века царство Тубо пришло в упадок. В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет — периодом раскола. В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. Со смертью Ландармы возник спор из-за трона между наследником Юмтэном и другим сыном (или племянником) Вёсуном. Началась гражданская война, которая продолжалась до того времени, пока школа Сакья не получила контроль над страной. Вёсун и его союзники контролировали Лхасу, а Юймтэн завоевал Ярлунг и установил свою династию.
В Китае это время также было смутным (Эпоха "пяти Династий и Десяти царств" и последующие династии Сун, Ляо), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны. В середине XIII-го века Тибет попал в зависимость от Монгольской империи. Когда монголы завоевали Центральную равнину, на карте Китая Тибет был присоединен официально. Ряд виднейших буддийских учителей Тибета обитал при дворе монгольских владык. Это позволило не только избежать полного разорения Тибета монголами, но и сделало тибетскую традицию международной, принятой всеми монгольскими народами (монголы, буряты, ойраты и затем калмыки, тувинцы), что со временем содействовало значительному изменению нравов кочевников в сторону уважения к чужой жизни, к духовным идеалам и учёности.
Правитель китайской династии юань Хубилай хан, сын Толуя и внук Чингиз Хана, был человеком мудрым в правлении, а потому всячески поощрял научное и культурное развитие страны. Пагба-лама, присланный в Пекин весто умершего наставника Сакья-пандита, стал «наставником государства», распространив таким образом авторитет тибетского буддизма на территорию Монгольской империи, частью которой стал Китай. Хубилай использовал тибетский буддизм для противостояния ассимиляции со стороны китайской культуры в лице даосизма и конфуцианства. В частности, Пагба-лама по его заданию создал т. н. квадратное письмо, призванное служить единой системой записи всех языков империи (в первую очередь на монгольском, тибетском, уйгурском и китайском). Хубилай вручил Пагба-ламе духовное руководство Тибетом (13 областей Уя, Цзана и Кхама) с правом назначения Пагба-ламой светского правителя. Около 70 лет Тибет был теократическим государством под властью иерархов Сакья.
При Хубилае была проведена серия переписей населения в Тибете и создана цепь из 27 уртонных (ямских) станций между монастырём Сакья и Ханбалыком (Пекином). Хубилай учредил в 1288 году ведомство по тибетским делам, Цзунчжиюань. Монгольские императоры выделяли средства на ремонт монастырей (помимо императорских подарков Пагба-ламе, которые он раздавал тибетским иерархам во время визитов на родину).
После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи, династия Мин безуспешно требовала от Тибета установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации. В течение XIV столетия предпринималось несколько попыток вооруженного вторжения в Тибет, но его жители успешно отражали подобные вылазки.
Последней манчжурской династии Цин удалось снова захватить Тибет, пользуясь внутренними раздорами и борьбой за власть между разными школами буддизма и князьями, а так же вести политику изоляции региона, в свете повышенного интереса таких империй как Россия и Великобритания, которые к началу двадцатого века совместно с Японией, Соединенными Штатами Америки, Францией и Германией начали экспансию на территорию Китая.
Окончательно положение Тибета относительно Китая решилось в годы Второй Мировой Войны, когда Тибет выбрал позицию нейтралитета, что угрожало союзникам и самому Китаю. И уже с 1950-х годов, Китай развернул крупномасштабную кампанию по присоединению Тибета. В ходе кампании был введен коммунистический режим, общая система письма, построены школы, больницы, железные дороги и аэропорты, утроились сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет, само население выросло почти в 3 раза и в 2009 году приблизилось к 3 миллионам человек. Кроме того, с прекращением теократической власти в Тибете было отменено рабство и каждый житель стал свободным гражданином.
</div>
Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо. Тибетский Автономный Район занимает провинцию У-Цанг и западную часть Кхама, и его население составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в провинции Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу, поэтому начнем открытие Тибета с самой известной его части - Тибетского Автономного Района.
Итак, немного повторим географию. Тибет располагается в Центральной Азии, на Тибетском Нагорье (Цинхай-Тибетском), самом большом и высоком на земном шаре нагорье в Центральной Азии или Южной Азии к северу от Гималаев, главным образом в Китае. Образование Цинхай-Тибетского нагорья повлекло за собой огромные изменения на всем Земном шаре и, в частности, в окружающей среде Восточной Азии. С эпохи неолита, около 10 тысяч лет назад, до наших времен климат нагорья от влажного и теплого постепенно превратился в холодный и сухой. Цинхай-Тибетское нагорье до сих пор считается районом активного действия земной коры. Здесь можно встретить бесчисленное множество гейзеров и горячих источников. Восточный край нагорья является активным сейсмическим районом и общая высота гор увеличивается каждый год на несколько миллиметров.
На территории массива есть горы: с севера оно ограничено хребтом Куньлунь, за которым лежат степи Средней Азии, с северо-востока — системой хребтов Циляньшань, отделяющим его от пустыни Гоби. А так же там берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов, а не по тибетским: Ярлунг-Дзангбо (Брахмапутра), Ма-Чу (Хуанхэ), Джи-Чу (Янцзы), Сенгге-Дзангбо (Инд), Пунг-Чу (Арун), Наг-Чу (Салуин) и Дза-Чу (Меконг).
Площадь Тибета (включая провинции У-Цанг, Кхам и Амдо) — 1,2 млн км². Средняя высота территории: 4 000 метров над уровнем моря.
Животные Нагорья: тибетский сайгак, дикий як, дикий осел и баран-толсторог - все они охраняются государством. А так же белогубый олень — очень специфический вид в Китае и один из редких в мире, черношеий журавль и тибетский ушастый фазан взяты под охрану государства первой степени.
Основное население Цинхай-Тибетского нагорья - тибетцы, составляющие свыше 90 % общего населения нагорья. В частности, на территории Тибета тибетцы составляют 96 %, остальные - ханьцы, монголы, мэньба, лоба и другие национальности. Согласно летописи, местом зарождения тибетской нации является долина реки Ялунхэ, притока Брамапутры.
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским, можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей. Возраст самых древних артефактов найденных на территории Тибета (Тингри) оценивается в 50 тыс. лет. На плато Чан Тан были найдены доисторические укрепления на холмах железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально тут располагалась культура Чжан Чжун, от которой началась религия бон.
Есть легендарная теория происхождения: начало тибетскому народу положил бодхисаттва Авалокитешвара в облике обезьяны, вступивший в брак с горной демоницей, чтобы укротить её жестокий нрав. Потомками этого союза были первые тибетцы.
История Тибета тесно переплетена с историей Китая и Монголии. В конце VI-го и начале VII-го века поднявшаяся Ярлунгская династия постепенно подчинила себе соседние племена и создала царство Тубо Туфань, когда в 6 веке тибетский национальный герой Сронцен Гамбо принёс в Тибет буддизм, объединил Тибет и отправил в столицу Танской династии Чанъань на Центральной равнине посланников на поклон императору Тайцзуну, чтобы выразить сильное желание тибетцев в укреплении взаимных связей. В императорском дворце они были приняты очень радушно, император отдал в жены Сронцзангамбо умную и талантливую принцессу Вэньчэн, которая привезла в Тибет передовую культуру и сельскохозяйственную технологию, что крайне способствовало развитию экономики и культуры Тибета.
Таким образом, между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены царственные браки. Благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие.
Во второй половине IX-го века царство Тубо пришло в упадок. В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет — периодом раскола. В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. Со смертью Ландармы возник спор из-за трона между наследником Юмтэном и другим сыном (или племянником) Вёсуном. Началась гражданская война, которая продолжалась до того времени, пока школа Сакья не получила контроль над страной. Вёсун и его союзники контролировали Лхасу, а Юймтэн завоевал Ярлунг и установил свою династию.
В Китае это время также было смутным (Эпоха "пяти Династий и Десяти царств" и последующие династии Сун, Ляо), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны. В середине XIII-го века Тибет попал в зависимость от Монгольской империи. Когда монголы завоевали Центральную равнину, на карте Китая Тибет был присоединен официально. Ряд виднейших буддийских учителей Тибета обитал при дворе монгольских владык. Это позволило не только избежать полного разорения Тибета монголами, но и сделало тибетскую традицию международной, принятой всеми монгольскими народами (монголы, буряты, ойраты и затем калмыки, тувинцы), что со временем содействовало значительному изменению нравов кочевников в сторону уважения к чужой жизни, к духовным идеалам и учёности.
Правитель китайской династии юань Хубилай хан, сын Толуя и внук Чингиз Хана, был человеком мудрым в правлении, а потому всячески поощрял научное и культурное развитие страны. Пагба-лама, присланный в Пекин весто умершего наставника Сакья-пандита, стал «наставником государства», распространив таким образом авторитет тибетского буддизма на территорию Монгольской империи, частью которой стал Китай. Хубилай использовал тибетский буддизм для противостояния ассимиляции со стороны китайской культуры в лице даосизма и конфуцианства. В частности, Пагба-лама по его заданию создал т. н. квадратное письмо, призванное служить единой системой записи всех языков империи (в первую очередь на монгольском, тибетском, уйгурском и китайском). Хубилай вручил Пагба-ламе духовное руководство Тибетом (13 областей Уя, Цзана и Кхама) с правом назначения Пагба-ламой светского правителя. Около 70 лет Тибет был теократическим государством под властью иерархов Сакья.
При Хубилае была проведена серия переписей населения в Тибете и создана цепь из 27 уртонных (ямских) станций между монастырём Сакья и Ханбалыком (Пекином). Хубилай учредил в 1288 году ведомство по тибетским делам, Цзунчжиюань. Монгольские императоры выделяли средства на ремонт монастырей (помимо императорских подарков Пагба-ламе, которые он раздавал тибетским иерархам во время визитов на родину).
После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи, династия Мин безуспешно требовала от Тибета установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации. В течение XIV столетия предпринималось несколько попыток вооруженного вторжения в Тибет, но его жители успешно отражали подобные вылазки.
Последней манчжурской династии Цин удалось снова захватить Тибет, пользуясь внутренними раздорами и борьбой за власть между разными школами буддизма и князьями, а так же вести политику изоляции региона, в свете повышенного интереса таких империй как Россия и Великобритания, которые к началу двадцатого века совместно с Японией, Соединенными Штатами Америки, Францией и Германией начали экспансию на территорию Китая.
Окончательно положение Тибета относительно Китая решилось в годы Второй Мировой Войны, когда Тибет выбрал позицию нейтралитета, что угрожало союзникам и самому Китаю. И уже с 1950-х годов, Китай развернул крупномасштабную кампанию по присоединению Тибета. В ходе кампании был введен коммунистический режим, общая система письма, построены школы, больницы, железные дороги и аэропорты, утроились сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет, само население выросло почти в 3 раза и в 2009 году приблизилось к 3 миллионам человек. Кроме того, с прекращением теократической власти в Тибете было отменено рабство и каждый житель стал свободным гражданином.
</div>