Притчи

Понимание жизни

У Чжуан-цзы умерла жена, и Творящий Благо пришёл её оплакивать. Чжуан-цзы же сидел на корточках и пел, ударяя такт по глиняному тазу.

Творящий Благо сказал:

— Мало того, что вы не оплакиваете умершую, которая прожила с вами, своим мужем, до старости, и вырастила детей. Не слишком ли много себе позволяете, предаваясь пению, отбивая такт о таз?

— Это не так, — ответил Чжуан-цзы. — Могла ли меня не опечалить её кончина? Но затем я задумался о том, что было вначале, когда она ещё не родилась, не только не родилась, но ещё не обладала телом, не только телом, но даже и эфиром. Слитая с неразличным, неуловимым, стала развиваться и обрела эфир, эфир развился, и обрела тело, тело развилось, и обрела жизнь. Ныне же прошла через новое развитие — смерть. Всё это сменяло друг друга, как времена года: весна и осень, лето и зима. И я понял, что плакать и причитать, когда она покоится в огромном доме, значит не понимать жизни. Поэтому и перестал.




Три знахаря

Однажды к Мудрейшему клана Спокойных пришли три знахаря с просьбой испытать их и выяснить, кто из них лучший в искусстве врачевания.

Мудрейший приказал своим ученикам привести к знахарям всех страждущих и недужных в округе, а сам стал наблюдать за тем, что делают лекари.

Через девять дней, когда был излечен последний больной, Мудрейший сказал знахарям:

— Самый знающий из вас лечит низменным, составляя снадобья из камней, трав и частей животных. Самый искренний из вас лечит возвышенным, призывая на помощь небо и укрепляя лечение собственной верой. Самый мудрый из вас учит самих больных искоренять болезнь, не избегая при этом ни низменного, ни возвышенного. Вы трое достигли совершенства, но мне больше по душе мудрый, ибо он знает Срединный путь.




Корни истины

— О, Учитель, каковы ступени постижения Истины? — спросил ученик.

— Сначала ты набираешь, потом — избираешь, затем выбрасываешь, после чего отдаёшь и, наконец, раскаиваешься в содеянном, и снова всё начинается сначала, — ответил Учитель.

— А каковы корни постижения Истины? — спросил ученик.

— Корни постижения Истины — в отыскании противоположного: малого в большом, мудрого в глупом, уродливого в прекрасном и упорядоченного в хаотичном, — ответил Учитель.