Выпуск №28 Страницы: 123456789

Символика тибетского буддизма

Тибетские монахи используют во время медитаций предметы и изображения, которые символически выражают все основные положения религии. Одни из них позволяют устанавливать контакт с духами, другие обозначают те или иные понятия. Созерцание этих символов способствует более глубокому размышлению. К первому типу предметов относятся все изображения богов, мандала, ваджра и колокольчик, ритуальные кинжалы, четки, молитвенные мельницы; ко второму типу - ступа, колесо Закона, колесо сансары, ваджра и лотос.




Мандала является многоплановым религиозным понятием, причем воспринимает его каждый по-разному в зависимости от степени подготовленности к постижению глубин буддизма. Мандала, во-первых, это философская концепция буддисткой вселенной, ее горизонтальная модель (вертикальная - ступа). Во-вторых, это магическая диаграмма, используемая в практике медитации: погруженный в медитацию представляет себя в центре мандалы, т.е. в центре вселенной, он созерцает того или иного бога пантеона, а через него - сливается с космическим абсолютом. В-третьих, это место размещения пантеона богов: в центре - будда или бодхисаттва, вокруг - все остальные, зависимые от него и подчиненные ему божества, чем дальше от центра, тем менее они значимы. И в-четвертых, мандала - это блюдо для пожертвований, используемое во время храмовых служб. Мандалы могут быть сделаны из металла, нарисованы на полу или потолке храма, выложены из цветного песка или раскрашенного масла; они могут специально изготавливаться только для одного ритуала или выполняться в виде икон (танка), которые постоянно используются во время служб.



Внешне на мандалу очень похоже колесо сансары. Оно служит каждому буддисту напоминанием о причинах и формах страдания. Колесо сансары держит руками и зубами Мангус - гневное божество с телом черного или красного цвета. Мангус - символ смерти, ее вездесущности и беспощадности, смерти, которая может поразить человека в любой миг, поэтому необходимо быть постоянно готовым к ней, т.е. не совершать греховных поступков (грехов тела - убийства и кражи; грехов речи - лжи, клеветы, злословия и пустословия; грехов мысли - зависти, злобы, жадности, ложных воззрений). Шесть вариантов воплощения (шесть форм живых существ) изображены в средней части колеса сансары. Нижний центральный сектор занимают картины самого страшного мира - ада. Сразу бросается в глаза фигура Эрлика - повелителя и судьи мира мертвых, носящего титул Номун-хана - Владыки закона. В его руках зеркало, в котором отражаются все благие и дурные деяния человека; перед ним - весы, куда белое и черное божества ссыпают белые и черные камни, соответствующие хорошим и дурным поступкам. Вокруг Номун-хана изображены многочисленные ады - каждому греху - свой вид наказания.



Колесо Закона (Дхармы) символизирует учение Будды. Это круг - символ совершенства с восемью радиусам-спицами (распространение учения по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света). Над входом в буддистский храм всегда помещают изображение Колеса Дхармы, и подле него - двух ланей - первых свидетелей Просветления Будды.



Объемным изображением структуры вселенной является ступа (в Тибете ее называют субурган) - ритуальная пирамида. Первые восемь ступ появились после смерти Будды. В них был захоронен его прах, разделенный на восемь частей. Части ступы означают различные элементы мироздания: основание - землю, лестница - воду, полушарие - огонь, шпиль - воздух, навершие - эфир (из него состоят тела богов). Но возможно и другое понимание: фундамент - омраченное состояние человека; лестница и купол - начало движения к Просветлению; шпиль - состояние бодхисаттвы, постигшего истину, но из милосердия пребывающего в сансаре; навершие - полное слияние с Абсолютом (Ади-буддой). Каждый буддист во время молитвы смотрит на изображения богов, отсчитывая на четках число произнесенных мантр. Мантру следует произнести 108 раз - магическое число, полученное в результате следующих действий: 1х2х2х3х3х3 = 108. Кроме того, следует прочесть отрывок из священной книги или сборника молитв. Но многие буддисты неграмотны, к тому же книги написаны на тибетском языке. Поэтому буддисты беспрерывно вращают молитвенные мельницы - деревянные цилиндры со священными текстами внутри: один оборот цилиндра считается равным прочтению всех текстов, помещенных в нем.

Выпуск №28 Страницы: 123456789