Чунь Хуа - весенние картинки
Раз уж даже дети в Линь Ян Шо повадились читать классическую эротическую прозу, настало время поговорить о не менее классической эротической живописи, на которую в прозе немало ссылаются. Так что тема нашей статьи — чунь хуа (春画), весенние картины. Это культурное явление также известно под терминами чунь цэ (春册) — «весенние альбомы», чунь гун (春宫) — «весенние дворцы», чунь гун хуа (春宫画) — «картины весеннего дворца» и чунь гун ту (春宫图) — «изображения весеннего дворца».
Весенние картинки довольно сильно отличались по степени откровенности, потому что под этот термин подпадало и изображение полуобнаженной натуры, и откровенная порнография. Весенние картинки рисовали с глубокой древности, например, «изображения тайных забав весеннего дворца» рисовали в эпоху Сун, то есть с X по XII века нашей эры. Первой чунь хуа называют изображение Чжоу Синя — последнего правителя эпохи Шан — с любовницей, речь идет об эпохе до нашей эры.
Князья эпохи Хань, Лю Цюй 流去 и его сын Лю Хайян 刘海阳 также известны своей любовью к эротической живописи. Лю Хайян любил демонстрировать гостям и домочадцам в своих покоях эротические настенные изображения. При этом в этот же период участниками «весенних картинок» становятся не только гетеросексуальные, но и гомосексуальные пары.
Долгое время особое внимание эротическому искусству, предшествовавшему эпохе Мин, не уделялось, и о нем практически ничего не было известно. Все изменилось лишь к концу ХХ века, благодаря археологическому буму в Китае и исследованиям и публикациям социолога из Шанхая, профессора Лю Далиня, который также собирал коллекцию памятников эротической истории Китая. Он издал двухтомный альбом «Иллюстрированный обзор истории секса в Китае» (2000), в который вошло 600 цветных иллюстраций. За этим альбомом последовала серия аналогичных публикаций, а боширная коллекция профессора включала множество предметов китайской сексуальной культуры от неолита до ХХ века. С 1993 года эта коллекция стала появляться на выставках, а в1995 году Лю Далинь открыл в Шанхае Музей китайской сексуальной культуры (Чжун-хуа син вэньхуа боугуань), первый в стране.
В древности изображения обнаженной натуры и сексуальных сцен носили бытовой или религиозно-ритуальный характер, также они служили визуальным пособием в сексологической и медицинской литературе. Изображения совокупляющихся божеств вполне можно было встретить на танках — буддистских иконах. Считалось, что присутствие в доме эротических картин помогает устранять пагубное влияние энергии инь, то есть весенние картинки являлись амулетами. Русский исследователь В.М. Алексеев записал в своем дневнике следующее: «Путешествуя в 1907 г. по Северному Китаю, я нередко видел в харчевнях порнографические лубки, висящие над очагом рядом с иконой кухонного бога Цзао-вана. На мой недоуменный вопрос мне отвечали: «для дождя»». Такие же оригинальные обереги использовались в книжных лавках, благодаря чему возник термин би хо ту 避火图 («изображения, спасающие от пожара»).
При этом в начале эпохи Мин и начале эпохи Цин излишняя тяга к разврату начинает осуждаться, что можно заметить в эротической прозе. Например, в книгах «Полуночник Вэйян или подстилка из плоти» и «Цвет абрикоса», которые так заинтересовали в Линь Ян Шо Дина и Тео.
При династии Мин изготовление эротических картин стало самостоятельным творчеством, получившим большую популярность. Художникам здорово помогала техника создания гравюр, потому что в ней можно изготовить несколько копий одного изображения. Также набирала популярность эротическая проза, а в статье «Весенние картины — обсуждение картин весенних дворцов на основе образов “Цзинь пин мэй”», впервые опубликованной в 1939 Се У-чжи 谢五知 представил «непристойную книгу» “Цзинь пин мэй” («Цветы сливы в золотой вазе») одним из важнейших факторов, повлиявших на развитее эротического и порнографического изобразительного искусства, так как «только при наличии непристойных книг появляются весенние картины». Львиная доля известных весенних картинок является иллюстрациями именно к этой книге, и многие художники рисовали и перерисовывали особенно драматичные подробности истории Симень Цинна, его шести жен и бесчисленного множества наложниц.
Стиль гравюр эпохи Мин сохранился в японском жанре сюнга, в то время как в самом Китае эпохи Цин цензурные ограничения не давали художникам творить столь свободно. Вместо художественных произведений более популярными стали нянь-хуа — народные эротические картинки, обладавшие собственным фольклорным колоритом.
Весенние картинки довольно сильно отличались по степени откровенности, потому что под этот термин подпадало и изображение полуобнаженной натуры, и откровенная порнография. Весенние картинки рисовали с глубокой древности, например, «изображения тайных забав весеннего дворца» рисовали в эпоху Сун, то есть с X по XII века нашей эры. Первой чунь хуа называют изображение Чжоу Синя — последнего правителя эпохи Шан — с любовницей, речь идет об эпохе до нашей эры.
Князья эпохи Хань, Лю Цюй 流去 и его сын Лю Хайян 刘海阳 также известны своей любовью к эротической живописи. Лю Хайян любил демонстрировать гостям и домочадцам в своих покоях эротические настенные изображения. При этом в этот же период участниками «весенних картинок» становятся не только гетеросексуальные, но и гомосексуальные пары.
Долгое время особое внимание эротическому искусству, предшествовавшему эпохе Мин, не уделялось, и о нем практически ничего не было известно. Все изменилось лишь к концу ХХ века, благодаря археологическому буму в Китае и исследованиям и публикациям социолога из Шанхая, профессора Лю Далиня, который также собирал коллекцию памятников эротической истории Китая. Он издал двухтомный альбом «Иллюстрированный обзор истории секса в Китае» (2000), в который вошло 600 цветных иллюстраций. За этим альбомом последовала серия аналогичных публикаций, а боширная коллекция профессора включала множество предметов китайской сексуальной культуры от неолита до ХХ века. С 1993 года эта коллекция стала появляться на выставках, а в1995 году Лю Далинь открыл в Шанхае Музей китайской сексуальной культуры (Чжун-хуа син вэньхуа боугуань), первый в стране.
В древности изображения обнаженной натуры и сексуальных сцен носили бытовой или религиозно-ритуальный характер, также они служили визуальным пособием в сексологической и медицинской литературе. Изображения совокупляющихся божеств вполне можно было встретить на танках — буддистских иконах. Считалось, что присутствие в доме эротических картин помогает устранять пагубное влияние энергии инь, то есть весенние картинки являлись амулетами. Русский исследователь В.М. Алексеев записал в своем дневнике следующее: «Путешествуя в 1907 г. по Северному Китаю, я нередко видел в харчевнях порнографические лубки, висящие над очагом рядом с иконой кухонного бога Цзао-вана. На мой недоуменный вопрос мне отвечали: «для дождя»». Такие же оригинальные обереги использовались в книжных лавках, благодаря чему возник термин би хо ту 避火图 («изображения, спасающие от пожара»).
При этом в начале эпохи Мин и начале эпохи Цин излишняя тяга к разврату начинает осуждаться, что можно заметить в эротической прозе. Например, в книгах «Полуночник Вэйян или подстилка из плоти» и «Цвет абрикоса», которые так заинтересовали в Линь Ян Шо Дина и Тео.
При династии Мин изготовление эротических картин стало самостоятельным творчеством, получившим большую популярность. Художникам здорово помогала техника создания гравюр, потому что в ней можно изготовить несколько копий одного изображения. Также набирала популярность эротическая проза, а в статье «Весенние картины — обсуждение картин весенних дворцов на основе образов “Цзинь пин мэй”», впервые опубликованной в 1939 Се У-чжи 谢五知 представил «непристойную книгу» “Цзинь пин мэй” («Цветы сливы в золотой вазе») одним из важнейших факторов, повлиявших на развитее эротического и порнографического изобразительного искусства, так как «только при наличии непристойных книг появляются весенние картины». Львиная доля известных весенних картинок является иллюстрациями именно к этой книге, и многие художники рисовали и перерисовывали особенно драматичные подробности истории Симень Цинна, его шести жен и бесчисленного множества наложниц.
Стиль гравюр эпохи Мин сохранился в японском жанре сюнга, в то время как в самом Китае эпохи Цин цензурные ограничения не давали художникам творить столь свободно. Вместо художественных произведений более популярными стали нянь-хуа — народные эротические картинки, обладавшие собственным фольклорным колоритом.